Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг» для 3 класса разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), соответствующей требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15); авторской программы «В мире книг» Л.А.Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: Вентана Граф, 2011 г.)
Рабочая программа в соответствии с учебным планом рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю, 35 учебных недель).
Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта через воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Коррекционно-развивающие задачи:
- содействие в воспитании грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран;
- принятие норм нравственного поведения, стремление к выполнению этих норм;
- раскрытие сущности нравственных поступков, поведения и отношений между людьми на основе прочитанного;
- создание условий для овладения основами самостоятельной читательской деятельности;
- развитие памяти, внимания, воображения;
- создание условий для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения и применения их в самостоятельной читательской деятельности.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями
К категории детей с ограниченными возможностями здоровья относятся дети, испытывающие трудности в обучении. Проблемы обучающихся могут быть связаны с педагогической и социальной запущенностью, несформированностью предпосылок к школьному обучению, учебной мотивации. Также у детей с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдаются поражения центральной нервной системы, особенно перинатального характера. Самыми характерными признаками детей с подобными нарушениями являются такие изменения в поведении ребёнка, как трудности обучения в школе, речевые нарушения, недостаточность мелкой и крупной моторики, различные виды невротических реакций, эмоциональная неустойчивость, трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Категорию детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризует недостаточность или низкий уровень всех познавательных процессов.
Обучение ребенка с ОВЗ проходит с учетом ЗБР. При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Оценивается реально присутствующий опыт деятельности.
Планируемые результаты освоения курса «В мире книг»
Планируемые личностные результаты:
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- овладение социо-культурным опытом, осознание значимости чтения для личного развития;
- формирование потребности в систематическом чтении.
Планируемые предметные результаты:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- умение видеть красоту в окружающем мире;
- умение видеть красоту в поведении, поступках людей.
Формирование следующих базовых универсальных действий (БУД):
Регулятивные учебные действия
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Познавательные учебные действия
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные действия
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки;
- формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности;
- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим;
- формирование готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.
Содержание учебного курса
Учебный курс «В мире книг» в третьем классе скорректирован в соответствии с учебным планом МБОУ «Школа-интернат №1» и рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю, 35 учебных недель) и предусматривает включение в рабочую программу следующих разделов:
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|
Книга, здравствуй! |
4 |
|
Книгочей — любитель чтения |
4 |
|
Книги о твоих ровесниках |
12 |
|
Крупицы народной мудрости |
5 |
|
Писатели-сказочники |
10 |
|
Книги о детях |
10 |
|
Старые добрые сказки |
14 |
|
Книги о тех, кто подарил нам жизнь |
5 |
|
Защитникам Отечества посвящается |
3 |
|
По страницам любимых книг |
3 |
|
Итого: |
70 часов |
Основное содержание программы
Книга, здравствуй!
Роль книги в жизни человека. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Конкурс «Пословицы о книге и учении». Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой.
Книгочей — любитель чтения
Классификация книг по темам и жанрам. Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».
Книги о твоих ровесниках
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг. Книги-сборники В.Осеевой, Е.Пермяка, В.Драгунского, Н.Носова. Чтение и рассматривание книги В.Железникова «Таня и Юсник», В.Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс - кроссворд «Имена героев детских книг». Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
Писатели-сказочники
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина.
Книги о детях
Книги-сборники о детях и для детей (В.Осеева, Н.Носов, С.Михалков и др.). Книги о животных (В.Бианки, Г.Скребицкий, Н.Сладков и др.). Книги-сборники стихотворений для детей (Я.Аким, С.Маршак, С.Михалков, А.Барто).
Старые добрые сказки
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.).
Книги о тех, кто подарил нам жизнь
Книги о семье, маме, детях. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга «Моя семья».
Защитникам Отечества посвящается
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Работа с книгой А.Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
По страницам любимых книг
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Проектная деятельность: презентация любимых книг. (Оформление «Дневник читателя» на лето.
Формы подведения итогов
Основной формой подведения итогов после прохождения программы является проверка техники чтения и проверка читательского кругозора.
Поурочно-тематический план
№ п/п |
Наименования разделов и тем |
Планируемая дата |
Фактическая дата |
Книга, здравствуй! (4 часа) |
|||
|
Роль книги в жизни человека. |
|
|
|
История создания книги. Первая печатная книга на Руси. |
|
|
|
Структура книги (элементы книги). |
|
|
|
Конкурс «Пословицы о книге и учении». |
|
|
Книгочей — любитель чтения (4 часа) |
|||
|
Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. |
|
|
|
Алфавитный каталог. |
|
|
|
Игра «Я — библиотекарь». |
|
|
|
Домашняя библиотека. |
|
|
Книги о твоих ровесниках (12 часов) |
|||
|
Книги В. Осеевой. |
|
|
|
Творческая работа |
|
|
|
Книги Е. Пермяка. |
|
|
|
Творческая работа |
|
|
|
Книги Н. Носова |
|
|
|
Творческая работа |
|
|
|
Книги В. Драгунского |
|
|
|
Творческая работа |
|
|
|
В. Железников «Таня и Юсник» |
|
|
|
В. Крапивин «Брат, которому семь лет». |
|
|
|
Выставка книг о детях. |
|
|
|
Конкурс - кроссворд «Имена героев детских книг». Творческая работа. |
|
|
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (5 часов) |
|||
|
Потешки, скороговорки, считалки, небылицы. |
|
|
|
Загадки. Конкурс «Отгадай загадку». |
|
|
|
Творческая работа «Сочини загадку». |
|
|
|
Пословицы. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении». |
|
|
|
Конкурс скороговорок «Чистоговорщики». |
|
|
Писатели – сказочники (10 часов) |
|||
|
Книги с литературными (авторскими) сказками. Писатели-сказочники |
|
|
|
По страницам сказок Х.К.Андерсена. |
|
|
|
Творческая работа |
|
|
|
По страницам сказок Александра Сергеевича Пушкина |
|
|
|
Творческая работа |
|
|
|
По страницам сказок Братьев Гримм |
|
|
|
Творческая работа |
|
|
|
По страницам сказок Шарля Перро |
|
|
|
Творческая работа |
|
|
|
Викторина «Путешествие в страну сказок» |
|
|
Книги о детях (10 часов) |
|||
|
Герои книг В. Осеевой |
|
|
|
Творческая работа |
|
|
|
Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях. |
|
|
|
Творческая работа |
|
|
|
Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы. |
|
|
|
Творческая работа |
|
|
|
Книги о братьях наших меньших. (В.Бианки, Г.Скребицкий, Н.Сладков). |
|
|
|
Творческая работа |
|
|
|
Книги-сборники стихотворений для детей (Я.Аким, С.Маршак, С.Михалков, А.Барто). |
|
|
|
Творческая работа |
|
|
Старые добрые сказки (14 часов) |
|||
|
Книги-сборники сказок народов мира. |
|
|
|
Переводчики, пересказчики обработчики народных сказок. |
|
|
|
Японская народная сказка «Журушка» |
|
|
|
Творческая работа |
|
|
|
Болгарские народные сказки |
|
|
|
Творческая работа |
|
|
Венгерские народные сказки |
|||
Творческая работа |
|||
Румынские народные сказки |
|||
Творческая работа |
|||
Индийские народные сказки |
|||
Творческая работа |
|||
Монгольские народные сказки |
|||
Творческая работа |
|||
Книги о тех, кто подарил нам жизнь (5 часов) |
|||
|
Книги о семье, маме, детях. |
|
|
|
Колыбельные песни. |
|
|
|
Пословицы о семье. |
|
|
|
Стихотворения о семье. |
|
|
|
Творческая работа. Рукописная книга «Моя семья». |
|
|
Защитникам Отечества посвящается (3 часа) |
|||
|
Былины и сказы о защитниках Отечества. |
|
|
|
Книга А.Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». |
|
|
|
Творческая работа. |
|
|
По страницам любимых книг (3 часа) |
|||
Презентация любимой книги. |
|
|
|
Конкурс чтецов. |
|
|
|
Оформление «Дневник читателя» на лето. |
|
|
|
|
Итого: 70 часов |
|
|
Примечание:
Дата | Причина расхождения с планом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебно-методические средства обучения
Список литературы
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), соответствующая ФГОС для детей с ОВЗ с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.