Цель: формирование у детей чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам; воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих в России.
Задачи:
- познакомить детей с разными народами, населяющими планету, с их культурой и национальными традициями нашей страны и других стран.
- показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;
- вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту других народов;
- воспитывать у дошкольников миролюбие, принятие и понимание других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать.
- расширять кругозор детей, представления о мире;
- развивать познавательный интерес;
- активизировать и обогащать словарь.
Актуальность проекта
Гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка, в первую очередь, под влиянием родителей и педагогов, которые находятся постоянно с ним рядом. Эта тема особенно актуальна в наши дни, когда среди взрослого населения возникают противостояния по данной проблеме. Особенно важно в детском саду поддерживать и направлять ребенка к людям других национальностей.
Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордость за свою страну должно сочетаться с формированием уважения к культуре других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку и принятие его таким, каким он есть.
В связи с вступлением в силу федеральных государственных требований, воспитание толерантности является обязательным для любого дошкольного образовательного учреждения. Наиболее эффективный способ реализации этой задачи - это организация проектной деятельности. Поэтому, возникла необходимость организовать работу по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения к другим людям, независимо от физических возможностей, национальности, в форме педагогического проекта «Дружат люди всей Земли!».
Проблема:
- Проявление нетерпимости у детей по отношению к сверстникам различных национальностей;
- Недостаточная компетентность воспитателей и родителей в области культур различных стран.
Практическая значимость проекта (ожидаемый результат):
- Воспитанники относятся терпимее к сверстникам разных национальностей, проявляют толерантность.
- Сотрудники проявляют толерантность по отношению друг к другу.
- Повысилась компетентность воспитателей и родителей в области культуры разных стран.
- Проявление чувства гордости за свое отечество и желание выразить приобретенные знания в своем детском творчестве.
Вид проекта: краткосрочный.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: один день - 18.12.2021г.
Участники проекта: дети, педагоги ДОУ, родители.
Продукт проектной деятельности:
- выставка совместного творчества родителей и детей - рисунков «Дружат люди всей Земли!»
- художественно-продуктивная деятельность детей.
Сотрудничество с семьями:
- Памятка «Толерантность нужно воспитывать».
- Выставка совместного творчества детей и родителей «Дружат люди всей Земли!».
- Консультация «Воспитание добрых чувств у дошкольника».
Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап: Информационно-методическое обеспечение проекта (изучение методической литературы, подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы).
- Основной этап: Реализация проекта с детьми (проведение бесед, дидактические игры, наблюдения на прогулке, подвижные игры, рассматривание иллюстративного материала, чтение художественной литературы, художественно-продуктивная деятельность с детьми, совместное творчество детей и родителей).
- Заключительный этап: Выставка совместных творческих работ детей и родителей.
Механизм реализации проекта
Возраст |
Мероприятия |
Младший дошкольный возраст |
Утреннее приветствие «Солнышко» Ходит солнышко по кругу Пальчиковая гимнастика «Дружба» Дружат в нашей группе девочки и мальчики. Беседа «Люди бывают разные» с рассматриванием серии картинок с изображением людей разных национальностей. Чтение русской народной сказки «Теремок». Прогулка. 2 половина дня. Прослушивание песни «От улыбки хмурый день светлей». Художественное творчество. Лепка «Дружный хоровод». С/р игра «Устроим чаепитие». |
Средний дошкольный возраст |
Просмотр презентации «Что мы знаем о народах». Д/и «Кто в какой стране живет?». И/у «Вежливые слова». Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Прогулка. 2 половина дня. Д/и «Подбери наряд кукле». Словесная игра «Скажи, какой?». Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок», Р.Киплинга «Слоненок». Сюжетно-ролевая игра «Почта». Просмотр мультфильма или чтение произведения чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». |
Старший дошкольный |
Просмотр презентации «Страны и народы». И/у «Узнай о ком я говорю». Этюд «Поссорились и помирились». «Кто мы? Какие мы?». Беседа «Люди каких национальностей живут в нашей стране». Рассматривание карты мира для детей, глобуса. Прогулка. Д/и «Назови ласково». 2 половина дня. Разучивание наизусть стихов о дружбе. Д/и «Кто, где живет?» (с мячом). Ситуативная игра «Что значит нарушать права другого человека?», «Твои и мои права». Художественно-творческая деятельность. Рисование «Городецкие узоры», «Хантыйский орнамент». Игра «Хорошо - плохо» ТРИЗ. Чтение произведения Р. Киплинга «Маугли». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по странам». |
Литература
- Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова. Азбука общения «Детство – Пресс, Санкт-Петербург, 2004г.
- В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» - Волгоград, 2012г.
- Е.Черенкова «Уроки этикета и вежливости для детей» М.: ООО Издательство «Дом XXI век», 2006г.
- В.И.Петрова «Нравственное воспитание в детском саду».
- Е.И.Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду», Москва, 2005г.
- И.Ф.Мулько. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – ТЦ Сфера, 2006г.