Пояснительная записка
Одной из важнейших проблем современной школы, в том числе специальной (коррекционной) школы-интерната, является проблема оторванности обучения от жизни ребенка, что является главной причиной отчуждения от школы детей, потери интереса к учению.
Для привития обучающимся положительных мотивов учения есть только один путь – максимальное приближение школьного образования, в том числе специального (коррекционного), к их жизни, к их потребностям и интересам.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменения ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали, в первую очередь новых методов обучения.
В обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовали бы принципы связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой – предполагает необходимость интегрирования знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Проект – это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Ученик – это, прежде всего, индивидуальность, у него есть свой кругозор, свое отношение к миру. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно в ходе самовоспитания, саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности. В том числе в проектной деятельности.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической значимой проблеме.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности.
Система работы по организации проектной деятельности в школе описана в методических пособиях Сергеева И.С., Сохранной Н.А., Хабаровой Т.В., Кашлевой Н.В., Дмитриевой Ж.В., Игнаткиной Т.В., Ведровой Е.В., Битяновой М.Р., Бегловой Т.В., Тюминой М.В. и др. Все методические рекомендации этих авторов ориентированы на учащихся общеобразовательных школ. Воспитателям специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида необходимо адаптировать метод проектов для работы с данным контингентом детей.
Особенности использования технологии мини-проектов в воспитательной работе Школы-интерната № 1 для детей с ограниченными возможностями здоровья г.о. Электросталь
Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование. Особенно это касается школьников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. И этому способствует использование мини-проектов в педагогической деятельности с данной категорией воспитанников.
Технология мини-проектов используется во всех 9 направлениях воспитательной работы: правовое воспитание; нравственное воспитание; здоровый образ жизни; эстетическое воспитание; социальная адаптация; гражданско-патриотическое воспитание; профориентация, трудовое и экономическое воспитание; полоролевое воспитание, экологическое воспитание.
В рамках недельной циклограммы занятий (творческая мастерская, информационный час, экскурсия, час индивидуальной работы, час общения, мини-проекты, ОБЖ, урок делового общения) мини-проекты проводятся 1 раз в неделю как самостоятельная работа и как закрепление материала с часа общения. Кроме того, в форме мини-проектов проводятся и общешкольные мероприятия.
В методическую разработку включены мини-проекты с 4 по 11 классы по различным направлениям воспитательной работы.
Все занятия с использованием технологии мини-проектов проводятся по определенной структуре.
Воспитательное занятие по созданию мини-проектов состоит из 5 этапов.
1 – Обсуждение. (Что будем делать? Для чего будем делать?).
2 – Составление сценария. (Как будем делать?).
3 – Работа над проектом. (Что делаем? Как делаем?)
4 – Презентация. (О чем будем говорить?)
5 – Рефлексия. (Что получилось? Что не получилось?)
1-й этап – Обсуждение.
Что будем делать? Для чего (кого) будем делать?
При составлении мини-проектов очень важно все обсуждать вместе с детьми. Определять, переговаривать, уточнять все тонкости. Все это ведет к творчеству, раскрытию талантов, развитию умений и практических навыков у детей
2-й этап – Составление сценария.
Как будем делать?
Особенности составления сценария мини-проекта:
- сценарий должен соответствовать цели мини-проекта,
- необходимо придумать сюжет сценария так, чтобы использовать все знания по теме, которые получили дети на экскурсии или на часе общения,
- важно определять критерии своей работы, контролировать и оценивать ее согласно этим критериям,
- продумать функцию каждого в группе в работе над проектом (кто-то рисует, пишет, клеит),
- сценарий можно поделить на части, каждую часть составлять индивидуально или в паре, затем все приготовленные работы обсуждать в группе, чтобы выбрать для общего сценария наиболее удачную, либо из разных работ составить одну, которая устраивает всех в группе,
- продумать оформление работы, необходимые атрибуты для проведения презентации (это могут быть магнитофон, детали одежды, свеча, бумага, маркеры, любой раздаточный материал и т.д.),
- определить сроки выполнения работы (от 20 минут до 1 часа или более).
3-й этап – Работа над проектом.
Что делаем? Как делаем?
На этом этапе оформляется содержание мини-проекта. Содержание можно записать в форме акростиха, гороскопа, кроссворда, викторины, комикса, мультфильма, сказки и др.
Где это можно оформить? (в стенгазете, на футболке, чемодане, упаковке, в тетради, дневнике, на карте местности и т.д.)
Формы, в которые будут оформляться мини-проекты, могут быть различными: облако, звезда, домик, колпак клоуна, свиток, пазлы, весы, снежинка, лицо, кресло, диван, елочка, перекресток, пирамида, желе, кинокадры, торт, сердечко и др.
В эти формы можно вписать любое содержание. Но очень важно знать, что иногда от формы зависит содержание, то есть сама форма может подсказать содержание.
Оформление содержания может продолжаться от 20 минут до 1 часа и больше. Если не успели оформить, то можно продолжить на самоподготовке и в любое, свободное время. Важно, как вы договоритесь с детьми.
4-й этап – Презентация.
О чем (ком) будем говорить?
Что будем показывать?
Показ или представление созданного мини-проекта может быть в устной или письменной форме. Представление проводится перед своим классом или перед детьми других классов.
Показ проводится по критериям. Можно выбрать критерии до того, как начали работать. А можно перед самой презентацией (для наших детей лучше выбрать этот вариант).
Как определять критерии презентации?
- Можно спросить у детей, как будем оценивать;
- Можно предложить педагогу;
- Можно воспользоваться приемом избыточности.
Цель мини-проекта: Сформировать знания об истории возникновения, обрядах и бытованию праздника Пасхи.
Задачи:
- изучить традиции и обычаи празднования Пасхи на Руси;
- развивать творческие способности и коммуникативные умения;
- воспитывать уважительное отношение к культуре своих предков;
- формировать толерантное отношение к религии
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, рабочие тетради, заготовки яиц, пасхальный стол.
Методы и формы работы: проблемное обучение, иллюстрированный рассказ, беседа, игры.
Ход мини-проекта
I. Вводная часть: Организационный момент
– Приветствие.
– Проверка готовности учащихся.
– Тема мини-проекта – постановка задачи (цели)
Здравствуйте, ребята! Давайте проверим ваше настроение. Какая из картинок соответствует вашему настроению к уроку? Тогда уберем плохое настроение и оставим только хорошее.
Сегодня мы с вами повторим пройденную тему «Сабантуй», а затем познакомимся с одним из самых красивых и светлых праздников России — Пасха. Вы узнаете исторические сведения о появлении праздника, познакомитесь обычаями и играми, связанными с пасхой.
II. Повторение
1) В какое время года празднуется Сабантуй?
2) Что означает слово «Сабантуй»?
3) Как проходит сбор подарков к празднику?
4) Какие шуточные конкурсы проводятся во время Сабантуя?
5) Какой конкурс является главным на празднике?
6) Какие призы вручаются победителям?
III. Основная часть: Объяснение нового материала
План
- Возникновение праздника Пасхи
- Пасхальное расписание
- Символ Пасхи – яйцо
- Традиции дарения
- Обычаи и приметы, связанные с Пасхой
- Пасхальные игры
- Пасхальный стол
1. Возникновение праздника Пасхи
Надежды, веры и любви!
Прекрасных радостных чудес!
И пусть сейчас тепло звучит:
Воистину Христос Воскрес!
Праздник великой Пасхи был утвержден в городе Никее в 325 году н. э. Пасха — это празднование воскрешения Иисуса Христа. Пасха празднуется только в воскресенье, при этом Пасха празднуется всегда c 4 апреля по 8 мая, но никогда не бывает в одно и тоже число. Хочу отметить, что Пасхе предшествует вербное воскресенье. После вербного воскресенья, которое известно тем, что люди, взрослые и дети, идут в церковь, несут веточки вербы, освящают их в храмах. Вербное воскресенье напоминает о том, что Иисус Христос вошел в город Иерусалим, который находится ныне на территории государства Израиль.
После вербного воскресенья наступает Страстная седьмица. Понятно, что верующие соблюдают Великий пост, особенно в Страстную седмицу. Самые истовые на этой неделе едят только ржаные сухари, гороховую похлебку, а пьют только воду.
2. Пасхальное расписание
Понедельник. К встрече Пасхи начинают готовиться с понедельника Страстной седмицы: чистят дом, моют окна, стирают белье, чтобы ничто грязное не омрачало Светлое Христово Воскресение.
Замочите в этот день горсть овса: на плоской тарелочке, прикрыв мокрой тряпочкой, поставьте в мокрое место, можно даже на батарею. К воскресенью он прорастет, и на эту зрелую лужайку вы поместите крашеные яйца.
Вторник. В прежние времена женщины во вторник Страстной недели готовили из семян конопляное или льняное “молочко”, чтобы потом им поить больных людей.
Среда. В среду Страстной седмицы обливают талой водой домашнюю скотину, чтобы уберечь ее от дурного глаза и падежа.
Многие в эту ночь ставят тесто на завтрашний кулич. Не забудьте при замешивании теста читать “Отче наш”.
Четверг. В Великий четверг молодые девушки стригли раньше кончики волос, чтобы они лучше росли. В этот день подстригали первый раз младенцев.
С четверга до Светлого Воскресенья пол в домах мести не разрешалось.
В четверг утром пеките куличи, днем красьте яйца, вечером делайте пасху.
Пятница. Страстная пятница – день особого покаяния и строгого поста. Истинным христианам надо быть в храме. В страстную пятницу происходит очень важная служба.
Суббота. В субботу освещают куличи, яйца и пасхи.
В субботнюю ночь проводится пасхальная служба.
Пасхальная служба (фильм)
3. Символ Пасхи – яйцо
Одним из символов праздника является яйцо. Яйцо – символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды.
На сцену выходят дети в костюмах яиц: Белое, Синее и Красное.
Белое: (хвастливо) А меня только что курочка Ряба снесла. Правда, я простое, а не золотое, но зато полезное!
Красное и Синее: А нас только что к Пасхе приготовили. Видишь, какие мы красивые?
Белое: К чему вас приготовили?
Красное: К Пасхе. Светлое Христово Воскресение – самый главный христианский праздник. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мертвых.
Синее: Мы тоже были белыми, как и ты, но в Великий четверг нас сварили и покрасили. Мы теперь крашенки.
Белое: А зачем вас покрасили?
Синее:. Потому что есть такой обычай обмениваться крашенными яйцами на Пасху. Чаще всего яйца окрашивают в красный цвет – цвет крови Христа.
Красное: Иногда яйца на Пасху не просто красят, а расписывают, разрисовывают. Такие яйца называются писанками.
Как яйцо может стать красным?
По преданию, обычай крашения яиц ведет свою историю с I века от Рождества Христова.
После вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и Мария. Пришла она в Рим, в императорский дворец. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые — драгоценности, а бедные — что могли. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и сразу громко произнесла главное известие: “Христос воскрес!”. Удивился император и сказал: “Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!” Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо.
4. Традиции дарения
Вам, конечно, известен обычай дарить, обмениваться на Пасху крашеными яйцами и троекратно христосоваться. Протягивает тебе кто-нибудь яйцо и говорит: “Христос Воскрес!”, а ты в ответ: “Воистину Воскрес!”. Вы меняетесь яйцами и три раза целуетесь. При этом люди прощают друг другу все обиды, недоразумения, а может быть, и злобу. Как же иначе, ведь это радостный день Воскресения.
С тех пор христиане стали на Пасху окрашивать яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия: “Христос воскресе!”
Традиционные способы окрашивания яиц
Перед началом окрашивания яйца рекомендуется обезжирить, вымыв их с пищевой содой, и сварить вкрутую в подсоленной воде, чтобы они не потрескались.
1-й способ: отварить в течение 30 минут луковую шелуху в достаточном количестве воды, процедить и положить в отвар сваренные яйца и держать их на маленьком огне до получения нужного цвета.
2-й способ: обезжиренные яйца обмотать цветными линяющими нитками или кусочками ткани, обернуть марлей, чтобы нитки и ткань хорошо держались, и варить не менее 10–20 минут до получения мраморного рисунка.
3-й способ: окрашенные любой пищевой краской яйца еще горячими промокнуть салфеткой, поставить в рюмку или подставку для яиц и тонкой акварельной кисточкой разрисовать, пока они не остыли. Чтобы они блестели, смазать растительным маслом.
4-й способ: окрашивание яиц “в крапинку”. Для этого мокрые яйца обваливают в сухом рисе, заворачивают в марлю (концы марли надо плотно завязать ниткой, чтобы рис прилип к яйцу) и далее варят в луковой шелухе обычным способом.
5-й способ: Березовыми листьями. Чтобы яйца получились желтого или золотистого цвета, их красят с помощью березовых листьев. Отвар готовится из листьев, можно сухих, молодой березы и настаивается около получаса. Яйца вымыть, отпустить в теплый настой, варить 10 мин. после кипения, вынуть и остудить.
6-й способ: Соками различных плодов и овощей. Для этого способа требуются уже вареные яйца. Яйцо натирается соком (свекольным, морковным, соком шпината).
После окрашивания пасхальных яиц для придания блеска нужно протереть их растительным маслом.
(Фильм про расписные яйца)
5. Обычаи и приметы, связанные с Пасхой
Пасхальные яйца можно хранить в течение года, до следующей Пасхи. Остатки пасхальных яиц зарывали в землю.
Первому пасхальному яйцу, полученному при Христосовании, приписывали охранные свойства: способность останавливать пламя во время пожара, предохранять имущество от воров. Считали, что если первое яйцо не испортится, то год пройдёт благополучно.
В старые времена пасхальные яйца зарывали в кадку с зерном, которое готовилось для посева. Этим можно было предположить, что хозяев ждет богатый урожай.
По народным поверьям, пожар потухнет, если бросить в огонь освященное яйцо. Перед выгоном скота гладили его пасхальным яйцом, чтобы скотина не болела, и шерсть у неё была гладкой.
Умывались водой, в которую опускали крашенку, чтобы быть здоровыми, красивыми. При посеве конопли разбрасывали по полю яичную скорлупу, чтобы лён был белым, как яйцо.
Люди, строившие свои дома, вмуровывали крашеное яйцо в фундамент дома. Это яйцо служило оберегом от злых сил, от разрушения дома.
И сегодня яичную скорлупу от крашеных яиц собирают и разбрасывают по полям для лучшего урожая на грядках.
Яйцо использовали для лечения болезней людей. К примеру, осколок яичной скорлупы нанизывали на шерстяную нитку и носили его на теле от простуды и лихорадки.
Крашеные яйца принято дарить друг другу на счастье и здоровье. Это символ доброго расположения людей друг к другу.
Считалось, что яйцо могло свести порчу, охранить человека от сглаза. С пасхальным яйцом пастухи уходили искать заблудившуюся скотину. Брали ивовый прут, к его концу прочно привязывали на длинной нитке яйцо и оно указывало, куда идти.
На Пасху существуют приметы. Вот некоторые из них.
Говорят, что на Пасху «солнце играет», так многие старались увидеть это – счастье и богатство сулила эта примета.
Если пойдет дождь — … (весна дождливая будет)
На Пасху небо ясное и солнце играет — … (к хорошему урожаю и красному лету.)
На Пасху бросать и лить за окно нельзя — … (Христос под окнами ходит)
6. Пасхальные игры и развлечения
Первый день Пасхи обычно проводили дома, в кругу семьи. Со второго дня (Пасху праздновали и течение недели) начинались народные гулянья. Проходили они, как правило, на открытом воздухе. Тут и хороводы водили, и пляски устраивали, и удаль свою показывали.
И, конечно, на Пасхальной неделе играла молодежь в игры. Игр знали русские люди великое множество. Сейчас с некоторыми играми Пасхальной недели мы познакомимся.
(Приводятся игры)
Кто дальше
Ведущий: Еще крашенки можно катать с горки. Чье яйцо дальше укатится, тот и победитель — забирает крашенки остальных.
Волчок
Ведущий: Я предлагаю сыграть в очень простую, но интересную игру под названием “Волчок”. Приглашаю двух желающих.
(На столе ребята крутят яйца. Игра проводится в парах, победители выходят в четвертьфинал. Затем проводятся полуфинал и финал.)
Долбянка
Игроки стукаются крашенными яйцами, чье яйцо останется целым, то и победил.
7. Пасхальный стол
У пасхального стола нет ограничений.
Его накрывают утром в воскресенье. Основу стола составляют мясные и изысканные рыбные блюда. Стол должен быть хорошо накрыт в течение всей Светлой седмицы.
Состоятельные люди готовили на этой неделе до 40 разных блюд – по числу дней поста. Никаких приглашений в Светлую седмицу не требуется: люди навещают друг друга, христосуются троекратным поцелуем, поздравляют с праздником, угощаются.
Когда вы “чокаетесь” пасхальным яйцом, не забывайте при этом желать друг другу всего доброго, здоровья, удачи.
Пекли плюшки из теста в виде зверюшек, зайчат, жаворонков, петушков. Изображение в печеных изделиях барашка имело и символический характер – это был символ, напоминающий о жертвенной гибели Христа.
Таким же традиционным угощением на пасхальном столе были и медовые пряники тоже в виде зверей и птиц, покрытые цветной сахарной глазурью. Пасхальный стол был обильным: запекали поросенка или окорок, подавали жареную телятину. Кроме того, на стол выставлялись различные закуски из овощей, курицы и рыбы, всевозможные студни и холодцы, жаркое с грибами, гречневая каша с бараниной, буженина, утка или гусь с медом. В зажиточных семьях на стол подавали более сорока блюд, по числу дней Великого поста.
Специально к пасхальному столу варились кисели, сбитни, готовились домашние настойки и вина.
Но непременными атрибутами пасхальной трапезы всегда были сдобные куличи, творожные пасхи и крашеные яйца. Обычно их готовили загодя и несли в субботу в церковь – святить.
Ученикам передается веточка вербы.
IV. Закрепление
А что вы узнали об этом празднике? Попробуйте ответить на вопросы.
1. Что означает праздник Пасхи?
- наступление весны;
- воскресение Иисуса Христа;
- вход господень в Иерусалим.
2. В какой день недели празднуется Пасха?
- четверг;
- суббота;
- воскресенье.
3. Что является основными блюдами праздничного стола?
- яйца, куличи, рыба;
- яйца, пасха, куличи;
- пасха, курица, куличи
4. Каким было первое пасхальное яйцо?
- красным;
- желтым;
- зеленым.
Учитель комментирует ответы, обращает внимание на их неоднозначность.
V. Домашнее задание
Тренировочное: Составить рассказ «Пасха в моем доме»;
VI. Итог
Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились.
Дорогие дети и уважаемые гости, сегодня мы с вами познакомились с русским народным праздником «Пасха», узнали, как к нему готовились в старину, как проводили, как играли, как гостей угощали.
Пусть на вашем пути встречается много людей, которым бы вы хотели сказать «Христос воскресе!» и в ответ услышать «Воистину воскресе!». Пусть праздник Пасхи вызывает у всех людей только добрые воспоминания. Пусть щедрым будет всегда праздничный пасхальный стол, а колокольный звон церквей будет таким же радостным и торжественным как воскрешение господа Иисуса Христа.
(Фильм «Христос воскрес!»)
Славься, Пасха величавая!
Глядит Господь с небес,
Как ликуют православные:
«Христос Воскрес!»
День Христова воскресенья,
Приходи скорее вновь!
До свиданья праздник Пасхи!
Дай Господь вам всем любовь!