В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность, которая стала одной из ведущих задач учебно-воспитательной работы в нашей школе. Исследовательская деятельность учащихся логично вписывается в структуру ФГОС и полностью соответствует заложенному в нём основному подходу. В процессе исследовательской деятельности формируются многие ключевые компетенции, прописанные в Стандарте: личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные. Приобщение учащихся к исследовательской деятельности направлено не только на результат, но и на процесс. Главное - заинтересовать, вовлечь в атмосферу деятельности большее число учащихся. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности учащихся и дать им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. В процессе поисково-исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Ещё Конфуций говорил: «Я слышу - и забываю, я вижу - и запоминаю, я делаю – и понимаю». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но и сделает сам.
В процессе экспериментирования учащиеся получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя. Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная и непростая работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования, наличия солидной научной библиотеки, желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю им возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования, наблюдения, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования исследований, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что дети в лучшем случае читают только учебники. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребенок, чувствуя свою значимость, вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе, или мы включаем его выступление на одном из уроков.
Большими помощниками в исследовательской работе являются родители. Помогая ребенку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по исследованию – ребенок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь». Любой исследовательский проект должен быть защищен. Для этого нужна подготовка. Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, поэтому очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором отражаются основные моменты работы ребенка. Выступление перед широкой аудиторией способствует развитию ораторских способностей, умения держаться на аудитории, отвечать на проблемные вопросы, общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения. Вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует развитию творческих способностей учащихся, стремлению школьника к самостоятельному изучению окружающего мира и помогает адаптироваться к обучению в среднем звене.