Электронные образовательные ресурсы в работе с дошкольниками

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, ИКТ-технологии


Содержание:

  1. Электронные образовательные ресурсы в современном дошкольном учреждении: принципы, задачи, организационные условия
  2. Применение ЭОР для коммуникативно-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: формы, примеры
  3. Использование ЭОР в МКДОУ «Детский сад № 14»: опыт и перспективы

Введение

Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в дошкольной педагогике.

На современном этапе развития общества информационные ресурсы являются неотъемлемой частью жизни общества, образования человека. Дошкольники с присущей им любознательностью и смелостью овладевают элементарными навыками работы на компьютере значительно быстрее, чем взрослый человек. Информационные ресурсы, обладая красочным материалом, возможностью ребенку самостоятельно действовать, позволяют эффективнее и успешнее осваивать образовательную программу.

Информационные технологии влияют на игры и учение дошкольников, поскольку неизбежно оказывают воздействие на людей и среду, в которой происходит повседневная жизнь и обучение детей младшего возраста.

На сегодняшний день для современного образовательного учреждения ИКТ становятся как средством формирования предметно-развивающей среды, так и инструментом профессиональной деятельности педагога.

1. Электронные образовательные ресурсы в современном дошкольном учреждении: принципы, задачи, организационные условия

Необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в общеобразовательных учреждениях прямо определяется требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемым ФГОС. Возможность широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов, в свою очередь, неразрывно связана с условиями реализации основной образовательной программы.

Таким образом, актуальность обусловлена рядом противоречий:

  • осознание потребности обновления средств и методов обучения детей дошкольного возраста и низкая мотивационная и специальная готовность педагогов использования ИКТ как инструмента мотивации и развития детей, расширения их кругозора, совершенствования языка и укрепления национальной системы ценностей;
  • потребность в обновлении развивающей образовательной среды и недостаточное осознание руководителями и педагогами возможностей средств ИКТ в данном процессе;
  • потребность в обеспечение открытости и доступности дошкольного учреждения, привлечение общественности к системе управления дошкольным образовательным учреждением и недооценка возможностей информационных ресурсов, в т.ч. сайта ДОУ при организации данного процесса.

В связи с этим, одной из целей деятельности дошкольного образовательного учреждения является создание гуманитарной информационно-образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении для эффективного использования электронных образовательных ресурсов в коррекционно-образовательном процессе для поддержки и мотивации процессов обучения и других видов познавательной и развивающей деятельности детей дошкольного возраста.

Действующие санитарные нормы и правила 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" не содержат жестких требований к организации образовательного процесса с использованием технических средств, поэтому при создании модели образовательного процесса с использованием информационных технологий следует ориентироваться на следующие нормативно-правовые документы:

1. "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2626-10

2. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»

Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей, в то время как интерактивная доска и учебный центр, моноблок с большим размером монитора позволяет организовать работу в паре, микрогруппе. Непосредственно образовательную деятельность с использованием детьми с компьютеров проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).

Исходя из новых требований, наиболее правильным является совместная или индивидуальная работа с педагогом, на котором равномерно чередуются различные формы работы с работой за компьютером, работой на интерактивной доске или учебном центре с чередованием видов деятельности, наличие двигательной паузы, гимнастики для глаз.

Конструирование образовательной деятельности с детьми с использованием ИКТ требует соблюдения определенных дидактических принципов, которые сегодня наполняются новым содержанием.

Реализуя принцип научности, преследуется цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Однако различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют по своему содержанию принципу научности. Поэтому необходимо быть особо внимательным при отборе материала.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, стимулируется познавательная активность детей, тем самым повышается интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.

Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе.

Принцип доступности диктует такой отбор наглядного материала, форм и методов организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитывали специфику детей с нарушениями речи.

Принцип наглядности Ян Амос Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, так как «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Именно дошкольникам с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.

Реализация образовательных, развивающих задач с использованием ИКТ технологий предусматривает в следующих формах работы:

Для проведения групповых занятий с использованием ЭОР под руководством педагога следует объединить детей не более 8–10 человек приблизительно одного возраста.

Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие педагога с одним ребенком и позволяет построить индивидуальную программу развития дошкольника с учетом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей. Такую форму работы целесообразно использовать для детей с особенностями в развитии (например, речевые нарушения).

Методы обучения дошкольников с использованием КИС (компьютерных игровых средств) можно разделить по источнику знаний и по характеру познавательной деятельности.

В качестве методов обучения дошкольников по источнику знаний выделяют: метод демонстраций, метод иллюстраций, упражнения.

Метод демонстраций используется для визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их изучения дошкольниками.

Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов, явлений в их символическом изображении (фотографии, рисунки).

Практические методы (упражнения) направлены на формирование умений и навыков, к ним можно отнести упражнения. Упражнения способствуют развитию речи, внимания, памяти, познавательных способностей, личностных качеств и выработке навыков их применения, например, в качестве упражнений можно в графическом редакторе Paint дать задание по созданию и редактированию рисунка.

По характеру познавательной деятельности можно использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, предполагающий словесные объяснения с привлечением наглядности; метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, метод компьютерных дидактических игр.

Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей дошкольников, их возрастных и психофизиологических особенностей. Учитываются своеобразие и особенности организационной формы коррекционно-образовательного процесса: индивидуальных, подгрупповых или фронтальных. Наглядный и дидактический материал компонуется исходя из особенностей конкретной группы, темы, и направлено на достижение максимального обучающего эффекта. Занятия с использованием ИКТ являются комплексными, сочетают в себе как традиционные, так и компьютерные средства обучения, а также на них осуществляется интеграция образовательных областей.

2. Применение ЭОР для коммуникативно-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: формы, примеры

Специалисты разделяют компьютерные игровые средства, применяемые на фронтальных, групповых, индивидуальных занятиях на несколько типов, согласно их предназначению:

  • развивающие логическое мышление, внимание и память ребенка;
  • улучшающие координацию движений (мелкую моторику рук);
  • развивающие навыки счета и чтения;
  • развивающие фантазию и объемное восприятие;
  • развивающие художественный вкус и музыкальный слух ребенка
  • развивающие ориентировку в окружающей действительности.

Для реализации поставленных задач используются средства, которые можно разделить на:

1. Аудиальные: электронные ресурсы без видеоряда, используемые для развития мелкой и общей моторики, проведения элементов логоритмики и для адаптации детей (например, материалы Екатерины и Сергея Железновых), а так же для автоматизации разных групп звуков (логопедические альбомы Т.С.Резниченко, О.Д.Лариной). Логопедические альбомы предназначены для коррекции звукопроизношения, развития языкового чутья, понимания смысловых и стилистических оттенков речи. В пособии приводятся задания, формирующие познавательную деятельность детей, расширяющие их кругозор. В альбомы включаются также задания для произношения слов, предложений на разные группы звуков, а так же лучшие образцы классической и современной литературы, используемые для развития связной речи.

2. Аудиовизуальные средства (слайд-фильмы, видеофильмы, мультимедийные презентации), содержащие видеоряд. Для эффективного усвоения предложенного материала используются интерактивные игры, анимационные мультфильмы, видеофильмы. В учебно-методической базе педагога должно содержаться большое количество образцов записей сказок, мультфильмов, компьютерных игровых средств (КИС) и т.п., которые позволяют повторить их столько раз, сколько нужно дошкольнику. Так, с помощью КИС можно научить дошкольника адекватно реагировать на ситуации, которые ребенок может встретить в быту, в школе, во время спортивного отдыха и т.п.

3. Электронные образовательные ресурсы, включающие сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии, казуальные игры и др.)

Казуальная игра — это компьютерная игра, предназначенная для широкого круга пользователей. Сам термин «казуальная» происходит от лат. casualis, что означает «случайный». Таким образом, казуальная игра — это игра, в которую играют от случая к случаю, между делом, чаще всего — чтобы как-то «убить» время. Ввиду своего предназначения такая игра, как правило, обладает достаточно простыми правилами и не требует от пользователя хорошего владения компьютером. Многие подобные игры обладают также яркой привлекательной графикой и минимумом текста. К таким играм относятся:

  • Компьютерные программы для развития общих речевых навыков, связной речи (а так же онлайн-игры из сети интернет), логического мышления, памяти, внимания, мышления.
  • Компьютерные игры для развития речевого дыхания, автоматизации и дифференциации поставленных звуков. При подготовке ребенка к школе важно обучить его не только читать, но и правильно произносить все звуки речи. Сделать произношение четким и понятным детям помогут эти мультимедийные диски. Кроха в игровой форме научится выговаривать проблемные согласные и гласные звуки, узнает множество веселых скороговорок, забавных игр, поучительных пословиц и поговорок, разучивание которых, помимо отработки нужного звука, поможет развить дикцию и память.
  • Компьютерные игры для развития фонематического слуха и обучения грамоте. Красочные картинки, веселые стихи, увлекательные приключения с забавными героями помогают детям быстро выучить буквы, научиться читать и превращают занятия в веселую игру
  • Компьютерные программы для ознакомления с окружающим миром, для развития общей осведомленности, расширения кругозора (например, «Уроки тетушки Совы», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия» и др.). Это уникальное собрание обширной информации по всем отраслям знания. Содержит сведения по всем областям науки, техники, литературе и искусству; всю важнейшую историческую, социально-экономическую, географическую информацию по всем странам мира. Все  материалы сопровождаются фотографиями, аудио- и видео-иллюстрациями, схемами и таблицами. В таком виде процесс познания новой информации доставляет настоящее удовольствие, потому что ты не только читаешь сухие факты, но и смотришь, слушаешь.

В процессе обучения дошкольников для запоминания, расширения представлений детей по изучаемой теме, его глубокого осмысления можно организовывать виртуальные экскурсии по городам, музеям, библиотекам, Вселенной. Важную роль играет отбор содержания экскурсий, доступных пониманию детей. Так, можно порекомендовать совершить вместе с дошкольниками интерактивные экскурсии по Московскому Кремлю (http://www.openkremlin.ru), экскурсию по Третьяковской галерее (http://www.tretyakovgallery.ru/ru/exhibitions/virt); по Государственному Дарвиновскому музею (http://www.darwin.museum.ru); по музею Москвы (http://www.mosmuseum.ru/rus/moscow/tour), по Дербенту (http://xn---2000-9veuib4f4a1a.xn--p1ai/virtual), по Махачкале и ее музеям (http://mkalatour.ru/virtualnyi-tur-po-mahachkale), по родному Избербашу (http://goizberbash.ru/izberbash_history.html) и др. Не менее интересными представляются виртуальные путешествия в любую точку мира с помощью программы GoogleEarth (https://www.google.com/earth/), с помощью программы SpaceGid отправиться в путешествие по просторам нашей вселенной (http://spacegid.com/) и мн. др. Такие экскурсии позволяют дошкольникам оказаться в одном из городов или музеев, «виртуально» подойти к объекту и получить информацию, что позволит педагогу осуществить эстетическое воспитание и познавательное развитие дошкольников.

Для развития фантазии, объемного восприятия, развития мелкой моторики в процессе художественно-эстетического воспитания педагог может использовать схемы, модели для самостоятельного художественного конструирования. Например, программно-методический комплекс «Космос» предполагает использование компьютерной игры «Фантазёры», на образовательных порталах http://www.eor-np.ru/, http://www.solnet.ee/ можно найти творческие задания на создание стендов, плакатов по различной тематике, (например, безопасность в быту, пожарная безопасность и т.п.), открыток, или по работе с графическим редактором Paint.

В поисках новых путей и методов организации коррекционно-образовательного процесса, педагоги обращаются к стандартным средствам Microsoft Office, а именно, к программе PowerPoint с помощью которого создают мультимедийные презентации. Мультимедийные презентации - это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику.

Использование в коррекционной работе, образовательном процессе КИС, ЭОР, в том числе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей, в том числе с различной речевой патологией, познавательную активность, повышает эффективность логопедической, психологической, образовательной работы в целом. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми. Поскольку у дошкольников преобладает непроизвольное внимание, то применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как представляет информацию в привлекательной, интересной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

Использование ЭОР в работе существенно влияет на результативность формирования гуманитарной информационной образовательной среды

В частности, для педагога:

  • информационная среда ДОУ существенно повышает мотивацию педагогов к использованию ИКТ, снижает трудоемкость работы при подготовке и проведении образовательной деятельности;
  • обеспечивает простое и естественное планирование с использованием ИКТ и ЭОР и других фрагментов образовательного процесса (например, проектов);
  • обеспечивает поддержку всех этапов образовательного процесса - получение информации, практические занятия, мониторинг достижений; размещение и создание ЭОР;
  • позволяет изменить роли воспитателя (поддержка учебного процесса и его координация) и воспитанника в образовательном процессе (активная вовлеченность в процесс познания);
  • дает возможность реализовать принципиально новые формы и методы обучения, в том числе самостоятельного индивидуализированного обучения;
  • расширяет возможности повышения квалификации педагогов и диссеминации педагогического опыта, используя возможности образовательных порталов, дистанционной формы обучения;
  • дает возможность участия в профессиональных конкурсах различного уровня (всероссийских, региональных, муниципальных);
  • дает возможность создания электронного порфолио педагога (в форме индивидуальной web – страницы, сайта педагога).

для детей:

  • изменение роли воспитанника в образовательном процессе (активная вовлеченность в процесс познания);
  • переход ученика от пассивного восприятия представленной информации к активному участию в образовательном процессе;
  • создает мотивацию процессу обучения на более высоком уровне;
  • позволяет принимать участие в творческих конкурсах для детей дошкольного возраста различного уровня (всероссийских, региональных, муниципальных);
  • ускоряет процесс коррекции звукопроизношения, у детей снижается негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определённых звуков, слов;
  • вызывает повышенный интерес и положительный эмоциональный настрой у детей;
  • активизирует познавательную и мыслительную деятельность дошкольников;
  • способствует тренировке психических процессов дошкольника;
  • способствует формированию навыка звукобуквенного и слогового анализа, синтеза слова, овладению навыками чтения;
  • уменьшает утомляемость, дольше сохраняет работоспособность;
  • повышает мотивацию к преодолению речевых нарушений.

для родителей:

  • обеспечивает прозрачность информации о ходе и результатах учебного процесса для родителей, органов управления образованием, общественности и т.д. за счет доступа к информации через Интернет;
  • позволяет участвовать в процессе мониторинга деятельности образовательной организации;
  • позволяет принимать участие в творческих конкурсах для детей дошкольного возраста различного уровня (всероссийских, региональных, муниципальных).

При этом следует принимать во внимание и возможные риски:

  • Низкая мотивированность педагогов к повышению квалификации в области ИКТ.
  • Поиск источников финансирования для формирования информационной образовательной среды.
  • Высокая трудозатратность в процессе подготовки к образовательной деятельности с детьми с использованием авторских электронных образовательных ресурсов.
  • Риски для безопасности и здоровья детей.

3. Использование ЭОР в МКДОУ «Детский сад № 14». Опыт и перспективы

Переходя к вопросу имеющегося опыта использования электронных образовательных ресурсов непосредственно в МКДОУ «Детский сад № 14», следует отметить, что положение дел на сегодня оставляет желать лучшего. Безусловно, в ДОУ предпринимаются меры для развития в этом направлении, но ряд объективных факторов препятствует решению этой проблемы. В частности, неудовлетворительные материально-технические условия для использования ЭОР и КИС в коррекционном, воспитательно-образовательном процессе и низкий уровень компьютерной грамотности педагогов затормаживают ведущуюся в этом направлении работу. На сегодняшний день ДОУ оснащено лишь 1 ноутбуком и 1 стационарным компьютером, приобретение проектора только планируется, а об оснащении сада такими современными средствами как интерактивная доска SMARTBOARD, учебный центр (интерактивный стол) SMARTTABLE или моноблок с сенсорной панелью отодвинуто на такую далекую перспективу, что о них педагогам остается только мечтать. Отсутствие техники не позволяет педагогическому коллективу спроектировать образовательный процесс с включением ИКТ в полной мере. Но, несмотря на это, в дошкольном учреждении давно используются следующие категории электронных образовательных ресурсов:

  • ресурсы федеральных образовательных порталов, предназначенные для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации;
  • учебные электронные издания на CD, приобретаемые педагогами для комплектации медиатек;
  • ресурсы, разработанные педагогами.

Для расширения возможностей применения названных ресурсов нами предпринимаются попытки сформировать медиатеку, содержащую разнообразные виды компьютерных средств. Достаточно насыщенная информационная среда позволяет создавать и накапливать тот багаж медиа-продуктов, который необходим в воспитательно-образовательном процессе. В состав медиатеки будут входить: аудиокниги, электронные учебные и методические пособия, видеофильмы, мультфильмы, звукозаписи, мультимедийные пособия и др. Положительным нам видится организация в перспективе обмена пособиями среди ДОУ и родителями, ДОУ и другими дошкольными образовательными учреждениями города.

Если говорить о мультимедийных пособиях, используемые нами в работе, то их можно условно разделить на группы: 1) видеофильмы, 2) компьютерные игры, 3) компьютерные презентации.

Использование видео делает занятие всегда более эмоциональным и эффективным, особенно если речь идет о мультфильмах. Мультипликация – это не только интересно и познавательно, она дает возможность в простой наглядной форме донести информацию воспитанникам. Важно, что интерес к мультфильмам не ослабевает при многократных просмотрах. Это помогает поддерживать внимание к повторению материала и обеспечивает эффективность восприятия.

Кроме того, ребятишки постарше могут сами включаться в процесс создания простейших мультфильмов. Огромный выбор редакторов для создания простейшей анимации представлен на портале NewArt (http://www.newart.ru/htm/flash/risovalka_7.htm)

Естественно воспитатели в своей работе не ограничиваются только просмотром мультфильмов или иных видеоматериалов в познавательных и развлекательных целях. Некоторым педагогам часто приходится использовать видеоролики или записи выступлений при подготовке к утренникам или открытым занятиям. С помощью них они отрабатывают с воспитанниками отдельные элементы выступления или материал концертной программы.

С некоторого времени в саду стали применяться (пока правда только для индивидуальных занятий) и компьютерные онлайн игры. Выполняя задания, предложенные в компьютерной игре, ребенок закрепляет или корректирует знания, полученные в группе, в том случае, если при усвоении материала возникли какие-то сложности, требующие дополнительных разъяснений и отработки навыков.

Применение PowerPoint презентаций в работе с детьми возможно как на стационарном компьютере или ноутбуке в группе, в кабинете, так и с использованием интерактивной доски. Использование презентационных инструментальных средств позволяет, привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме.

Наша медиатека включает в себя компьютерные презентации к лексическим темам, к проектам, праздникам, различным событиям, заимствованные из различных информационных ресурсов-сайтов по созданию детских электронных презентаций и игр (http://www.forchel/ru- развивающие презентации; http://volchki.ru/presentations/ - игры и презентации для дошкольников; http://lutiksol.narod2.ru/ – мультимедиа для дошкольников; http://900igr.net/- презентации для детей; http://eor-np.ru/ - ЭОР в дошкольном образовании (игры), пакеты заданий SMART).

Также педагогами (Н.Удовидченко, С.Шихкасимова и др.) создаются авторские мультимедийные презентации на основе возможностей PowerPoint. К сожалению, из-за отсутствия проектора, организовать групповой просмотр презентаций не представляется возможным, но педагоги стали успешно применять их в индивидуальных коррекционных или дополнительных занятиях с воспитанниками.

Педагоги подбирают электронные образовательные ресурсы к занятию на любых доступных сайтах сети Интернет, используют коммерческие электронные издания. При этом они должен выступать в роли экспертов, самостоятельно оценивая найденные им материалы, и использовать только те из них, которые отвечают основным содержательно-методическим и дизайн-эргономическим требованиям.

Мы рекомендуем к использованию некоторые образовательные порталы, которые могут применяться в работе с детьми:

  • http://school-collection.edu.ru/
  • http://fcior.edu.ru/
  • http://vshkolu.com/
  • http://www.teremoc.ru/
  • http://www.igrovaia.ru/obuch_gramote_onlayn.htm
  • http://www.boltun-spb.ru/exe_gramota.html
  • http://nsc.1september.ru/
  • http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/
  • http://www.solnet.ee/
  • http://www.shum2money.ru/4.php
  • http://345-games.ru/

Заключение

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Владение приемами создания электронных дидактических ресурсов, умение планировать и моделировать занятия с использованием ИКТ и КИС помогает педагогам решить конкретную образовательную задачу, повысить мотивацию дошкольников. Таким образом, ценность ЭОР и КИС заключается именно в том, что дети постепенно начинают интересоваться их содержанием, а не только новой и необычной формой. Так игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, в интерес к содержанию задания. Тот интерес, который вызывают занятия с КИС, лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Дети овладевают двумя важнейшими навыками, без которых невозможна игра на компьютере: во-первых, они учатся достигать цели, во-вторых, в традиционных играх обеспечивается плавный переход от результативных действий к действиям в воображаемой ситуации, к действиям замещения с опорой на предмет-игрушку, предмет-заместитель и другие более обобщенные знаки: жест, слово. Работа дошкольника с КИС не была бы успешна без применения разных видов игр и без способности замещать реальные вещи и действия игровыми.

Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада не только возможно, но и необходимо и целесообразно использовать ЭОР в различных видах образовательной деятельности.

Список использованных источников

  1. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.
  2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991 г., № 5.
  3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.
  4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
  5. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000 г., №11.
  6. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997.