Воспитательно-образовательный проект "Повсюду музыка звучит"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие. Музыка» 2019-2020 гг.

Вид проекта: практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: 9 месяцев.

Назначение проекта "Повсюду музыка звучит" связано с необходимостью формирования музыкальной культуры как детей дошкольного возраста, так и их родителей. Реализация проекта предусматривает совместные усилия всех участников воспитательно-образовательного процесса. Активное включение музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить детям элементы музыкальной культуры, развить их художественный вкус, повысить качество музыкального воспитания.

Для осуществления данной идеи использован метод проектирования, т.к. он предполагает объединение усилий всего педагогического коллектива и направлен на достижение реального результата.

Цель проекта: гармоничное воздействие на личность ребенка через непроизвольное накопление им музыкальных впечатлений.

Задачи проекта:

  • способствовать созданию благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта детей;
  • развивать познавательную активность детей в процессе их творческой деятельности;
  • создать новые условия образовательной среды, позволяющие использовать музыку в течение всего дня;

Участники проекта: музыкальный руководитель, педагоги, воспитанники, родители.

Основные формы проекта: музыкальные занятия, консультации для педагогов, совместные мероприятия с родителями.

Предполагаемый результат

Для детей

Для педагогов

Для родителей

Появление интереса к музыкальной культуре;

Активизация эмоциональной отзывчивости в самостоятельной деятельности;

Проявление творческого самовыражения.

Повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;

Изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;

Творческое использование возможностей музыки в разных видах детской деятельности

Повышение музыкальной культуры;

Эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания.

Реализация проекта: 3 этапа

  • 1-й этап: подготовительный (анкетирование, диагностика).
  • 2-й этап: практический (реализация намеченных планов).
  • 3-й этап: заключительный (подведение итогов).

Подготовительный этап

Задачи данного этапа носили диагностический характер. С помощью бесед, анкетирования, выяснилось, что некоторые педагоги нуждается в теоретической подготовке. Поэтому были запланированы консультации на темы: «Влияние музыки на организм человека», «Использование классической музыки в свободной деятельности дошкольников», «Роль воспитателя на музыкальных занятиях»…

В результате анализа состояния развивающей среды педагогам даны рекомендации в пополнении музыкальных уголков в группах, в приобретении наглядных пособий, в подборе фонотеки для разных возрастных групп. Определяя функции каждого, мы обозначили и свою роль: координация, планирование и организация деятельности по использованию музыки в воспитательно-образовательном процессе. Была пополнена фонотека классической и современной музыки.

Проведя анкетирование среди родителей воспитанников нашего детского сада, мы выяснили, что более 80% опрошенных из всех перечисленных видов музыкальной деятельности ребёнка выбирают слушанье музыки и готовы оказать содействие
детскому саду. В связи с этим был подобран примерный репертуар для слушания дома. Родители активно включились в совместную работу, помогли оборудовать групповые комнаты, что способствовало более красочному и яркому воспроизведению музыкальных произведений. Реакция детей не заставила себя долго ждать. Они с удовольствием стали заходить в группу по утрам, засыпать в тихий час, играть и заниматься в центрах под музыку.

Второй этап – практический

На этом этапе педагогам были предложены следующие рекомендации:

1. Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей и должна определяться самим воспитателем;

2. Задания, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального сопровождения. Даже знакомые мелодии в этот момент могут отвлекать внимание, замедлять время реагирования, снижать качество работы;

3. Перечень музыкальных произведений является примерным и может варьироваться воспитателем с учетом его музыкального вкуса.

Важным компонентом на данном этапе стал подбор музыкальных произведений, т.к. неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние как на самочувствие, так и на деятельность ребенка. Известно, что диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к психическому напряжению и т.д.

Подбирая произведения музыкальной классики, обращали внимание, прежде всего, на те, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий - красоты, добра, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.

Включая музыку, педагоги ориентировались на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии педагоги намеренно обращали внимание детей на звучание музыки. При пассивном восприятии музыка выступала фоном к основной деятельности, звучала негромко, как бы на втором плане. Важно было окружить ребенка музыкой, погрузить в мир сказки, фантазии, творчества.

Для реализации этого этапа была запланирована неделя музыки «Музыкальная шкатулка», в течении которой, дети, педагоги и родители имели возможность закрепить знания о музыке, узнать много нового и интересного. Каждой возрастной группе была предложена папка, содержащая:

  • материал для оформления родительского уголка;
  • консультации для родителей («Окружайте детей лучшим», «Музыка в жизни человека», «Учим ребёнка слушать музыку» и др.); подборка стихов, пословиц и загадок о музыке;
  • музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма, тембрового слуха, определения характера музыки и др.,
  • наглядно-дидактические пособия, альбомы и др.

Также воспитатели и родители осуществили поиск детской литературы по данной тематике, организовали выставки детских рисунков «Как я вижу музыку» (работа в центре искусства), «Музыка и дети» (совместно с родителями). Был подобран и записан на диск перечень музыкальных произведений, предназначенный для слушания в различные режимные моменты дня. Детям младшего дошкольного возраста была предложена обзорная экскурсия в музыкальный зал, где малыши познакомились с оборудованием зала, шумовыми и музыкальными инструментами, различными атрибутами для танцев и инсценировок. Были проведены праздничные мероприятия с учётом ФГОС.

План реализации проекта

1 младшая группа

«Здравствуй, осень»
«Кто рукавичку потерял?»
«Кукляндия»
«Масленица»
«В гости к бабушке-загадушке»
«Праздник воздушных шаров»

Октябрь
Ноябрь
Март
февраль
апрель
май

2 младшая группа

«Волшебный зонтик осени»
«Здравствуй, зимушка-зима»
«В гости елочка пришла»
«Масленица»
«Солнышко лучистое стало греть теплей»
«День смеха или 1 апреля – никому не верю»
«9 мая – День Победы»
«Праздник воздушных шаров»

октябрь
ноябрь
декабрь
февраль
март
апрель
май
май

Средняя группа

«День знаний»
«Колобок в осеннем лесу»
«Любимым педагогам»
«Зима-это здорово!»
«Волшебный посох деда Мороза»
«Масленица»
«Красная шапочка»
«День смеха или 1 апреля – никому не верю»
«9 мая – День Победы»
«Праздник воздушных шаров»

сентябрь
октябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
февраль
март
апрель
май
май

Старшая группа

«День знаний»
«Здравствуй, осень золотая»
«Любимым педагогам»
«Что нам нравится зимой»
«Волшебный сундук»
«Прощание с елочкой»
«Масленица»
«Шкатулка Весны»
«День смеха или 1 апреля – никому не верю»
«9 мая – День Победы»
«Праздник воздушных шаров»

сентябрь
октябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
май

Подготовительная группа

«День знаний»
«Морковкина Свадьба»
«Любимым педагогам»
«Что нам нравится зимой»
«Проделки бабы Яги или дед Мороз в
Африке»
«Зимние забавы»
«Масленица»
Семейный праздник «А ну-ка мамы»
«День смеха или 1 апреля – никому не верю»
«9 мая – День Победы»
«Праздник воздушных шаров»
«Волшебный букварь»

сентябрь
октябрь
октябрь
ноябрь
декабрь

январь
февраль
март
апрель
май
май
май

На протяжении всего проекта в детском саду царила радостная, непринуждённая атмосфера, что, несомненно, создавало эмоционально положительное отношение к музыкальной деятельности не только педагогов и детей, но и их родителей.

Заключительный этап проекта

Главной задачей данного этапа является подведение итогов. В ходе наблюдения за работой педагогического коллектива, можно отметить:

Со стороны педагогов:

  • повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;
  • не кардинальные, но положительные изменения в организации воспитательно-­образовательного процесса;
  • использование возможностей музыки в разных видах детской деятельности.

Со стороны родителей наблюдалось:

  • повышение музыкальной культуры; эстетическое развитие ребенка в семье;
  • активное сотрудничество с педагогами ДОУ.

Со стороны детей: (провести диагностику и вместе с рекомендациями и выводами занести в таблицы)

Приложение:

  • Сценарии всех праздников и развлечений
  • Консультации для родителей
  • Консультации для воспитателей
  • Музыкальный материал
  • Фото-отчет