Развитие познавательных творческих способностей имеет особенно важное значение в школьные годы, прежде всего в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период закладывается фундамент формирования личности.
Поиски более совершенных подходов к обучению и воспитанию детей обостряют необходимость выстраивания образовательного процесса таким образом, чтобы не пропала ни одна талантливая личность, чтобы творческие задатки каждого человека могли реализоваться в полной мере.
Развитие творческих способностей человека является одной из важнейших проблем общества. Изменения, происходящие в жизни общества, связанные со сменой экономического строя, новыми рыночными отношениями, ориентируют систему образования на подготовку подрастающего поколения, способного к самоопределению в быстро меняющемся, динамичном мире. Модернизация современной системы образования требует обновления общеобразовательной школы для достижения нового качества образования, обеспечения процесса целостного развития личности каждого школьника, предполагающего разностороннее и гармоничное развитие его способностей, интересов и склонностей, формирование культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личности.
Как отмечается в концепции структуры и содержания общего среднего образования, главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества [Концепция структуры и содержания общего среднего образования]. Поэтому работа над развитием и поддержанием творческих способностей у детей является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности, которая берет свое начало в начальной школе.
Проанализировав Федеральный государственный образовательный стандарт, мы выделили следующее: «Основная образовательная программа начального общего образования направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся». Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего освоения знаний. Основная задача Федерального Государственного Стандарта нового поколения состоит в том, чтобы обеспечить ребенка качественным образованием на первой ступени обучения. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится о том, что «новая школа — это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя — помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя — ключевая особенность школы будущего».
В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
Творчество — это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. Именно в творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет свои интересы и потребности [5]. Творчество живет в большей или меньшей степени в каждом ребенке. Увидеть любое творческое проявление ученика, создать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе — эти задачи, на наш взгляд, должен ставить перед собой каждый учитель начальных классов. Детское творчество неисчерпаемо, оно самостоятельно, ново, необычно. Но его нужно стимулировать и направлять. Учитель должен постараться создать «такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дать им возможность почувствовать себя в нем властелином»
Наша школа делает всё возможное для развития творческих способностей ученика. Ежегодно мы участвуем в множестве мероприятий, которые дают возможность раскрыть и развивать творческие способности обучающихся. Это День Знаний, День учителя, Новогодние посиделки, Нашествие Дедов Морозов, Посвящение в первоклассники, конкурсы чтецов, конкурс «Статен и строен уважения достоин», Битва хоров, предметные недели, День космонавтики – игра по станциям, творческие выступления по классам на разные темы, театрализованные представления к 75-летию Великой Победы и т.д.
Дети с удовольствием участвуют во всех этих мероприятиях. Творческие выступления позволяют сплачивать классный коллектив, увидеть детей с другой стороны, раскрывается личностная сторона обучающихся. Кому-то эти выступления дают уверенность в своих силах. А кого-то учат сдержанности, ответственности и дисциплине.
Где найти информацию о том, чтобы помочь ребёнку понять и осознать духовно-нравственные качества человека, помочь раскрыть его творческие способности, помочь найти «самого себя»? Те ценности, которые необходимо закладывать в наших детях с рождения. Всероссийский народный проект «Киноуроки в школах России» был создан именно для этого. «Искусство стоит на службе воспитания человека» - именно под таким лозунгом выступают организаторы проекта. Мы используем этот сайт и вам предлагаем. Сайт проекта: https://kinouroki.ru