Цель. Познакомить детей с транспортом специального назначения.
Актуальность темы. Правилам безопасного поведения на дорогах мы обязаны научить детей с детства. Знания этих правил предотвращает аварии и сохраняет жизни многих людей. Считая важным обучению дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах с детства, я реализовала конспект образовательной деятельности по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах «Транспорт специального назначения», так как данный подход к обучению позволит детям лучше усвоить материал, сформировать у них знания в области безопасности жизнедеятельности, расширит кругозор, воспитает культуру поведения на дорогах.
Задачи.
- Развивать познавательный интерес, расширять словарный запас детей.
- Воспитывать интерес к изучению правил безопасного поведения на дорогах, уверенность в своих возможностях, поддерживать стремление к коллективной деятельности, умение взаимодействовать в группах.
- Закрепить представление о транспорте специального назначения, объяснить значение некоторых машин специального назначения.
Материалы и оборудование: мультимедиа презентация, автомобили спецтранспорт, конверты с заданиями, интерактивная игра «Выбери правильно».
Словарная работа: специальный транспорт, проблесковые маячки, специальный звуковой сигнал.
Предварительная работа: рассматривание картинок «транспорт», игры по ПДД, чтение литературы, отгадывание загадок, разучивание стихотворений, дидактические игры, словесные игры.
Приемы руководства деятельностью детей.
- Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: демонстрация иллюстраций, создание проблемной ситуации, возможность высказать способы решения.
- Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, игры, создание ситуации, направленной на применение личного опыта детей, создание проблемной ситуации, анализ и выводы, физкультминутка.
- Приемы организации практической деятельности детей: ситуация выбора элементов для работы, организация продуктивной деятельности.
- Приемы поддержания интереса у детей: игровые ситуации, ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности, возможность применения личного опыта.
- Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, обсуждение.
Методы, приемы: игровой, наглядный, практический, словесный, технология проблемного диалога.
Ожидаемый результат:
- дети должны уметь отличать автомобили специального назначения;
- уметь выбрать какой транспорт специального назначения, а какой обычный;
- вызвать интерес у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте, и безопасному поведению на дороге;
- совершенствовать исследовательскую деятельность детей.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель. Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети. Здравствуйте!
Воспитатель. Наше сегодняшнее занятие состоит из частей. На доске пустые части, виде геометрических фигур. Нам нужно заполнить их. Чтоб начать его я предлагаю вам посмотреть мультфильм. (Мультфильм «Смешарики»)
Воспитатель. Как вы думаете, о чем мультфильм?
Дети. Мультфильм про автомобили специального назначения.
Воспитатель. Мы прошли первую часть занятия. Отметим его на доске кругом.
Воспитатель. А для чего людям нужны специальные автомобили.
Ответы детей.
Карина. Если кто-то заболел, вызывают (скорую помощь)
Рифкат. Если случился пожар, вызывают … (пожарную машину)
Ильяс. Если хулиганы угрожают людям, вызывают … (полицейскую машину).
Никита. Все машины помогают людям, без них нам просто не обойтись. Хорошо, что у нас есть такие помощники.
Воспитатель. Вот ребята, герои из мультфильма Карыч и Совунья, рассказали, что у специальных машин, есть проблесковые маячки синего цвета и специальный звуковой сигнал. Чтобы закрепить название этих машин, я предлагаю вам игру.
Игра «Выбери правильно»
Воспитатель: Посмотрите на эти картинки. Наша задача найти среди этих картинок машину специального назначения (работа на интерактивной доске). Молодцы, вы всё правильно сделали. Отметим его на доске треугольником.
Закреплять в активном словаре: слова машина скорой помощи, пожарная машина, полицейская машина.
Воспитатель. (на экране полицейская машина и специальный звуковой сигнал) Ребята, сегодня к нам в гости пришел необычный гость. Вы знаете, кто это?
Дети. Инспектор.
Воспитатель. Правильно. Это инспектор безопасного поведения на дорогах. Отметим его на доске квадратом.
Инспектор. Я слежу за безопасностью на дорогах города. Езжу на специальном автомобиле (показывает иллюстрацию автомобиля ГИБДД). Сегодня мы поговорим с вами об очень важных автомобилях, которые тоже являются специальными. На специальных автомобилях работают очень смелые и сильные люди. Они занимаются спортом и физкультурой каждый день. А теперь давайте проверим, как вы умеете двигаться.
Танец «Веселый светофор»
Воспитатель. Отметим на доске прямоугольником и продолжаем.
Инспектор. Я сейчас вам предлагаю отгадать мои загадки, будьте внимательны!
Если мама заболела
Не волнуйся и не плач.
Набери - 03- скорее
И приедет к маме (делает паузу) …
Дети добавляют: врач.
Спешит машина красная,
Не выключая фар,
На службу на опасную-
Спешит тушить (делает паузу) …
Дети добавляют: пожар.
Инспектор. Отлично. Эти автомобили спешат на помощь людям, которые попали в беду, поэтому все должны им уступить дорогу.
Инспектор. Скажите, чем по внешнему виду отличаются специальные автомобили?
Ответы детей.
Ильяс. У всех специальных машин есть проблесковый маячок синего цвета, звуковой сигнал, номера 01, 02, 03.
Инспектор. А что означает эти номера на автомобилях?
Ответы детей.
Номера, по которым можно вызывать разные службы спасения.
Инспектор. Что должны сделать пешеходы и водители, услышав звуковой сигнал?
Ответы детей.
Таисия. Водители и пешеходы всегда должны пропустить машину специального назначения.
Инспектор. Молодцы, вы очень наблюдательные и внимательные.
Воспитатель. Наши ребята организовали выставку игрушечных машин специального назначения. Давайте покажем инспектору нашу выставку.
Инспектор. Замечательная выставка. А давайте поиграем в игру «Где ночуют специальные автомобили». На полу лежат обручи разных цветов. Это гаражи для разных специальных машин. Проверим, хорошо ли вы запомнили специальные автомобили. Делимся на 3 команды. Первая команда ставит пожарные машины на красный гараж под номером 01. Вторая команда ставит полицейские машины на желтый гараж под номером 02. Третья команда ставит машины скорой помощи на зеленый гараж под номером 03. Начинаем игру!
Инспектор. Молодцы!
Воспитатель. Отметим игру на доске овалом. Наши дети знают загадки на татарском языке. Отгадайте, о какой машине идет речь? Покажите эту машину в гараже.
Бик кирәкле машина мин,
Мине чакыр ярдәмгә.
«03» дип язып куелган Йосыф
Минем зур ишекләргә. («Ашыгыч ярдәм» машинасы)Бәлагә юлыкканнарның
Килеп чыга каршына.
«02» диеп язылган,
Әйт, ул нинди машина? (Полиция патруле машинасы)Без дә һәрвакыт кирәкбез,
Янгынны сүндерәбез.
«01» җыю белән үк
Ярдәмгә йөгерәбез. (Янгын сүндерү машинасы)
Воспитатель. Отметим его на доске ромбиком. Вот и подошло к концу наше занятие. Чем мы сегодня занимались? (показывают части занятия на мольберте)
А сейчас я вас попрошу взять части занятия, которые вам понравились и положите их в «корзину занятия».
Использованная литература
- Региональный стандарт «Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах», Казань, изд. «Ният», 1995;
- «Цикл занятий для детей дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дорогах», под общей ред. Д.М.Мустафина, Казань, «НЦ безопасности жизнедеятельности детей», 2009;
- «Занятия по правилам дорожного движения» под ред. Е.А.Романовой, М.: ТЦ «Сфера», 2011;
-
Интернет-ресурсы:
-
https://nsportal.ru
- www.maam.ru
- http://ped-kopilka.ru