Анализ современной практики показывает, что увлечения делают нашу жизнь разнообразной, интересной и увлекательной. С их помощью мы находим новых друзей, совершенствуемся и можем стать знаменитыми или получить прибыль. Последние два слова волнуют все больше и больше людей с каждым днем. Это нормально, что люди ищут альтернативные источники прибыли. Это может быть, как и фриланс, как и подработка, так и прибыль от своих увлечений.
Человек должен достичь определенного уровня в любимом занятии, чтобы оно начало приносить доход. Это может занять годы, поэтому увлечения — больше способ релаксации, чем заработка. Но что делать, если вы твердо решили заняться чем-то, что можно развивать и от чего получать прибыль? Выбрать это самое увлечение! Какие увлечения могут стать профессией?
Вопрос о выборе профессии стоит перед любым старшеклассником. Он во многом определяется сформировавшимися у школьников представлениями о будущем образе жизни, социальном статусе, их ориентации на важнейшие ценности. Для молодого человека будущие социальные роли не менее важны, чем работа в соответствии со своими интересами и склонностями. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Эта проблема особенно актуальна в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Существующие традиционные способы профориентации, суть которых в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего на не очень престижные, места не оправдывают себя. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к условиям современного рынка труда.
Определив задачи нашей деятельности, проанализировав ситуацию состояния профориентационной работы, мы разработали и внедрили в гимназии новую модель профессионального самоопределения обучающихся. Цель данной модели: сформировать у ребят практический взгляд на выбор профессии с учётом их возможностей и развития у школьников основ рационального мышления через анализ сферы своих увлечений и способностей.
Данная модель является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах. Наиболее значимыми являются первый и последний этап данной модели. Первый этап - начальная школа. Именно там формируется первоначальное представление о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности. Профориентационная работа в начальной школе подготавливает «почву» для более осмысленного и осознанного профессионального выбора в среднем и старшем звене.
В 2019 году учителями начальной школы Е.А.Кацай и Н.В.Король была разработана программа «Планета профессий», которая направлена на реализацию целостной системы профориентации через внеурочную деятельность. Реализация данной программы позволяет сформировать у младших школьников грамотную стратегию выбора профессии и реализовать перспективы своего развития профессионального, жизненного и личностного роста. Максимально разнообразная палитра профессий вызывает у обучающихся интерес к данной деятельности и помогает ребёнку сделать выбор какой-то профессии более осмысленно и чувствовать себя увереннее. Программа разбита по модулям: 1класс - «Азбука профессий», 2класс - «Профессии родного края», 3класс - «Профессии нашего региона», 4класс - «География профессий моей страны».
В поэтапном знакомстве с миром профессий учитываются возрастные особенности и ведущий вид деятельности, что в итоге позволяет школьнику выявить интересы и определить способности к определённой профессии.
В средних классах запускаем наиболее важный для профориентации блок – занятия по личностному самоопределению. Очень удачно, на наш взгляд, включается в построенный таким образом образовательный процесс курс психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального и личностного самоопределения учащихся школы, посредством которого происходит формирование психологической готовности учащихся к осознанной и самостоятельной реализации профессиональных интересов и планов.
Под руководством педагога-психолога гимназии на данном этапе проводятся различные виды работы: профессиональная диагностика, развивающие занятия, классные часы, внеклассная работа, работа с родителями, которые дополняют, уточняют индивидуальный образовательный маршрут каждого учащегося, который представляет собой подбор форм и методов психолого-педагогического взаимодействия с каждым учащимся, организацию школьного обучения таким образом, чтобы обеспечить прогнозируемый уровень развития личности. Индивидуальный образовательный маршрут становится возможностью реализации личностного потенциала учащегося в образовании, создает условия для профессионального самоопределения личности, оказывается помощником при выборе будущей профессии.
Третий этап рассчитан на обучающихся 9-11 классов, которые готовы к осознанному решению выбора дальнейшего обучения. И в этот момент вся система профориентационной деятельности работает с высокой интенсивностью, объединяя и родителей, и профессиональные учебные заведения, районные социальные службы, культурные учреждения и специалистов предприятий и учреждений. Специалисты социально-психологической службы гимназии (психолог и социальный педагог), совместно с классными руководителями, педагогами дополнительного образования активизируют у старшеклассников процессы профессионального самоопределения, развивают способности профессиональной адаптации через тематические классные часы, профессиональные пробы, где ребята непосредственно участвуют в профессии. Обучающиеся принимают участие в профориетационных проектах «Путь в профессию», в муниципальном проекте «Будущий учитель – учитель будущего», который имеет социально-педагогическую направленность. Участие в данном проекте даёт возможность обучающимся расширить представления о многообразии сфер современной педагогической деятельности. Участники проекта являются активными участниками конкурсов, конференций, олимпиад педагогической направленности. Три обучающиеся гимназии принимали активное участие в летней профильной педагогической смене «Профканикулы».
Третий год в гимназии реализуется подпроект «Агроклассники». В ходе реализации которого обучающиеся принимают участие в слёте «Агроклассников» (на региональном и муниципальном уровнях) с участием в профессиональных пробах, сотрудничают с волонтёрами Омского ГАУ.
С открытием на базе гимназии в этом учебном году «Точки роста» увеличивается возможность изучения основ моделирования, 3D-печати, работотехники, научиться оказывать первую медицинскую помощь на манекенах-тренажёрах, пользоваться квадрокоптером, шлёмом виртуальной реальности.
Данная система работы даёт возможность нашим выпускникам успешно сформировать сознательное отношение к труду и логически завершить процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом становится дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.