Мастер-класс "Изготовление рождественского колокольчика"

Разделы: Технология, Дополнительное образование, Мастер-класс


Объединение: «Юный книголюб».

Возраст обучающихся: 7-10 лет.

Направление:

  • Основное - Социально-педагогическое
  • Дополнительные - Художественное

Цель: Познакомить с новогодними традициями, через изготовления рождественского сувенира «Колокольчик».

Задачи:

  • Образовательные: Расширить кругозор обучающихся об истории возникновения новогоднего праздника.
  • Развивающие: Способствовать развитию фантазии, творческих способностей.
  • Воспитательные: Воспитание любви к народным традициям.

Форма проведения мастер-класса: обмен опытом, презентация, практическая работа.

Методы и приемы:

  • Словесный (вступительное слово, история),
  • Наглядный (показ готовых изделий, образцов, презентация),
  • Практический (выполнение практического задания).

Формы работы:

  • фронтальная (рассказ, объяснение нового материала),
  • индивидуальная (работа по технической карте, самостоятельный выбор композиции по цвету)

Демонстрационный материал:

  • Образцы изделий игрушек, колокольчиков,
  • Иллюстрация картины «Новогодние игрушки»,
  • Презентация «Рождественский колокольчик».

Дидактический материал: техническая карта последовательности изготовления колокольчика.

Инструменты и материалы: Картон, ножницы, ленты, клей, иглы, леска, нитки, бисер, салфетки для бисера, игольницы.

Оборудование: ТСО, компьютер, экран, проектор.

Ожидаемый результат: В конце мастер-класса участники научатся самостоятельно изготавливать колокольчик, декорировать лентами или блёстками с соблюдением цветовых сочетаний, будут знать разновидности игрушек и колокольчиков и их применения.

Образовательные технологии:

  • информационно-коммуникативная технология,
  • технология создания ситуации успеха,
  • здоровьесберегающие технологии.

Образовательные ресурсы: печатные, аудио- и видеоматериалы, а также учебные пособия, доставляемые через телекоммуникационные источники.

Время: 40 мин.

План занятия:
1. Организационный момент.
2. Теоретическая часть.
а). Водная беседа «История возникновения праздника и новогодних игрушек».
б). Демонстрация игрушек и колокольчиков.
3. Практическая часть.
а). Физминутка.
б). Самостоятельная работа изготовление колокольчика.
4. Заключительная часть.
Подведение итогов.

Ход мастер-класса

1. Приветствие участников мастер-класса

Здравствуйте!

- Скажите, пожалуйста, какой самый любимый праздник у вас?

- Новый год. Рождество - один из главнейших и любимых праздников в году.

- Вы, все любите праздник Новый год? (ответы)

- Трудно найти человека, который бы не любил Новый год. С раннего детства Новый Год является самым любимым, домашним и теплым праздником для каждого из нас.

2. Изучение нового материала - 10 минут

- Сегодня тема мастер-класса «Изготовление Рождественского колокольчика»

- Я расскажу вам об истории возникновения праздника и новогодних игрушек на новогодней ёлке.

- Вы познакомитесь с последовательностью изготовления колокольчика и самостоятельно изготовите игрушку.

Показ презентации

Кто же первый придумал праздновать Новый год? Никто не знает точно!

И вот много лет назад по указу Петра I началом Нового года, повелевалось считать 1 января, как в других странах.

Царь Пётр І велел всем украсить свои дома сосновыми, еловыми ветками. Все должны были поздравлять родных и знакомых с праздником.

И вот в 12 часов ночи Пётр І вышел на площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Так начался салют в честь новогоднего праздника.

С тех пор новогодний праздник трудно представить без салютов и ёлки. Ровно в 12 часов ночи мы с вами прощаемся со старым годом и встречаем Новый год. Поэтому этот праздник принято отмечать ночью.

Очень-очень давно  люди верили, что, украшая новогоднюю ёлку, они делают злые силы добрее.

О злых силах давно забыли, но ёлка по-прежнему символ новогоднего праздника.

- Чем украшают ёлку?  (ответы детей)

- А вы знаете, как появилась ёлочная игрушка?

- Как вы думайте, в какой стране первыми придумали наряжать ёлку?

Говорят, в Германии мастеровые однажды вытащили на площадь хвойное дерево и украсили его стружечными лентами и яблоками.

Ещё говорят что, в той же Германии пастухи первыми придумали наряжать ёлку на Рождество.

Так или иначе, Рождественская ёлка родилась в Германии, и скоро она как магнит, притянула к себе обычаи и привычки Рождества и святочные придания, хранимые от древности. И, конечно, она сама стала образом Рождественской ночи.

На ёлке много, много разных украшений и игрушек – сияют шары, горят свечи или лампочки, их свет вспыхивает на мелких блёстках, которыми украшены игрушки.

А каких только игрушек не было в старые времена! В том числе и разнообразные колокольчики.

Колокольчик – это младший брат колокола. Один из символов Нового года. - Без чего мы не услышим новогодний бой курантов?

- Что Дед Мороз привязывает к саням, чтобы известить о том, что он скоро приедет?

Давайте поиграем весёлую игру “Передай колокольчик”

- Каким стало настроение? Не зря в народе говорят: “Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает…”.

А как же эти колокольчики делают? Настоящие колокола отливали их из меди, бронзы.

(Включить звон колокольчиков.)

“…Жива святая Русь, жива Россия…
Горят её, сияют купола,
От моря и до моря
С новой силой
Звонят, звонят её колокола”.

(Показ колокольчиков»).

Наш колокольчик из картона, которую сегодня изготовим – является символов Нового года.

Внимательно посмотрите последовательность изготовления игрушки.

3. Презентация этапов выполнения практической работы

1. Изготовление купола (форму конуса).

а). Вырежьте из картона круг и разрежьте его пополам.

б). Сложите полукруг и склейте вместе стороны среза. Дождитесь высыхания клея.

в). Нанесите на готовый конус слой клея и обмотаем всю его поверхность бумажной салфеткой или цветными лентами. Цвет ленты выбирайте на свое дизайнерское усмотрение.

2. Изготовление язычка.

а). Возьмите две большие бусины. Одну подвесим на нитку и оставим в качестве язычка, закрепив узлом. Отступив 8 см. сделать узел. Теперь нужно продеть нить через вершину конуса и нанизать вторую бусину, а затем сделать узел и петельку. Так конструкция будет надежно закреплена.

3. Декорирования колокольчика.

а). Добавляем декор на елочную игрушку: пайетки, кружево или другие украшения.

4. Практическая работа - 20 минут

Перед тем, как продолжить работу, выполним физкультминутку.

(Физминутка)

Пальчиковая игра. «На ёлке»

Мы на елке веселились, (Ритмичные хлопки в ладоши)
И плясали, и резвились (Ритмичные удары кулачками)
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнес. («Шагать» средним и указательным пальцем по столу).
Дал большущие пакеты,
В них же - вкусные предметы: (Ритмичные хлопки в ладоши).
Конфеты в бумажках синих, (Загибать на одной или обеих руках пальцы, начиная большого).
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.

(Техника безопасности)

Перед тем как приступить к работе, вспомните правила техники безопасности при работе с ножницами с бисером и с иглами (Ответы детей).

  1. Пользоваться инструментами только по назначению;
  2. Не отвлекаться во время работы;
  3. Передавать ножницы кольцами вперёд;
  4. Во время работы не вкалывать иголки в одежду;
  5. Не перекусывать зубами нитки, леску можно поранить губы;

Практическая (самостоятельная) работа

Изготовление «Колокольчика». (Работа с карточками).

Во время практической работы обучающиеся выполняют работу под музыку, используют индивидуальные карточки для выполнения работы.

Рефлексия (выставка и обсуждение готовых изделий)

5. Заключительная часть. - 5 минуты

Подведение итога.

Вопросы для закрепления изученного.

- Кто создал указ считать 1 января началом Нового года?

- Чем украшают ёлки?

- Какие бывают колокольчики?

- Ребята, вам понравилось занятие?

- Что больше всего вам понравилось?

Спасибо за работу!

Приложение 1

Технологическая карта по изготовления Рождественского колокольчика