Объединение: «Юный книголюб».
Возраст обучающихся: 7-10 лет.
Направление:
- Основное - Социально-педагогическое
- Дополнительные - Художественное
Цель: Познакомить с новогодними традициями, через изготовления рождественского сувенира «Колокольчик».
Задачи:
- Образовательные: Расширить кругозор обучающихся об истории возникновения новогоднего праздника.
- Развивающие: Способствовать развитию фантазии, творческих способностей.
- Воспитательные: Воспитание любви к народным традициям.
Форма проведения мастер-класса: обмен опытом, презентация, практическая работа.
Методы и приемы:
- Словесный (вступительное слово, история),
- Наглядный (показ готовых изделий, образцов, презентация),
- Практический (выполнение практического задания).
Формы работы:
- фронтальная (рассказ, объяснение нового материала),
- индивидуальная (работа по технической карте, самостоятельный выбор композиции по цвету)
Демонстрационный материал:
- Образцы изделий игрушек, колокольчиков,
- Иллюстрация картины «Новогодние игрушки»,
- Презентация «Рождественский колокольчик».
Дидактический материал: техническая карта последовательности изготовления колокольчика.
Инструменты и материалы: Картон, ножницы, ленты, клей, иглы, леска, нитки, бисер, салфетки для бисера, игольницы.
Оборудование: ТСО, компьютер, экран, проектор.
Ожидаемый результат: В конце мастер-класса участники научатся самостоятельно изготавливать колокольчик, декорировать лентами или блёстками с соблюдением цветовых сочетаний, будут знать разновидности игрушек и колокольчиков и их применения.
Образовательные технологии:
- информационно-коммуникативная технология,
- технология создания ситуации успеха,
- здоровьесберегающие технологии.
Образовательные ресурсы: печатные, аудио- и видеоматериалы, а также учебные пособия, доставляемые через телекоммуникационные источники.
Время: 40 мин.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Теоретическая часть.
а). Водная беседа «История возникновения праздника и новогодних игрушек».
б). Демонстрация игрушек и колокольчиков.
3. Практическая часть.
а). Физминутка.
б). Самостоятельная работа изготовление колокольчика.
4. Заключительная часть.
Подведение итогов.
Ход мастер-класса
1. Приветствие участников мастер-класса
Здравствуйте!
- Скажите, пожалуйста, какой самый любимый праздник у вас?
- Новый год. Рождество - один из главнейших и любимых праздников в году.
- Вы, все любите праздник Новый год? (ответы)
- Трудно найти человека, который бы не любил Новый год. С раннего детства Новый Год является самым любимым, домашним и теплым праздником для каждого из нас.
2. Изучение нового материала - 10 минут
- Сегодня тема мастер-класса «Изготовление Рождественского колокольчика»
- Я расскажу вам об истории возникновения праздника и новогодних игрушек на новогодней ёлке.
- Вы познакомитесь с последовательностью изготовления колокольчика и самостоятельно изготовите игрушку.
Показ презентации
Кто же первый придумал праздновать Новый год? Никто не знает точно!
И вот много лет назад по указу Петра I началом Нового года, повелевалось считать 1 января, как в других странах.
Царь Пётр І велел всем украсить свои дома сосновыми, еловыми ветками. Все должны были поздравлять родных и знакомых с праздником.
И вот в 12 часов ночи Пётр І вышел на площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Так начался салют в честь новогоднего праздника.
С тех пор новогодний праздник трудно представить без салютов и ёлки. Ровно в 12 часов ночи мы с вами прощаемся со старым годом и встречаем Новый год. Поэтому этот праздник принято отмечать ночью.
Очень-очень давно люди верили, что, украшая новогоднюю ёлку, они делают злые силы добрее.
О злых силах давно забыли, но ёлка по-прежнему символ новогоднего праздника.
- Чем украшают ёлку? (ответы детей)
- А вы знаете, как появилась ёлочная игрушка?
- Как вы думайте, в какой стране первыми придумали наряжать ёлку?
Говорят, в Германии мастеровые однажды вытащили на площадь хвойное дерево и украсили его стружечными лентами и яблоками.
Ещё говорят что, в той же Германии пастухи первыми придумали наряжать ёлку на Рождество.
Так или иначе, Рождественская ёлка родилась в Германии, и скоро она как магнит, притянула к себе обычаи и привычки Рождества и святочные придания, хранимые от древности. И, конечно, она сама стала образом Рождественской ночи.
На ёлке много, много разных украшений и игрушек – сияют шары, горят свечи или лампочки, их свет вспыхивает на мелких блёстках, которыми украшены игрушки.
А каких только игрушек не было в старые времена! В том числе и разнообразные колокольчики.
Колокольчик – это младший брат колокола. Один из символов Нового года. - Без чего мы не услышим новогодний бой курантов?
- Что Дед Мороз привязывает к саням, чтобы известить о том, что он скоро приедет?
Давайте поиграем весёлую игру “Передай колокольчик”
- Каким стало настроение? Не зря в народе говорят: “Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает…”.
А как же эти колокольчики делают? Настоящие колокола отливали их из меди, бронзы.
(Включить звон колокольчиков.)
“…Жива святая Русь, жива Россия…
Горят её, сияют купола,
От моря и до моря
С новой силой
Звонят, звонят её колокола”.
(Показ колокольчиков»).
Наш колокольчик из картона, которую сегодня изготовим – является символов Нового года.
Внимательно посмотрите последовательность изготовления игрушки.
3. Презентация этапов выполнения практической работы
1. Изготовление купола (форму конуса).
а). Вырежьте из картона круг и разрежьте его пополам.
б). Сложите полукруг и склейте вместе стороны среза. Дождитесь высыхания клея.
в). Нанесите на готовый конус слой клея и обмотаем всю его поверхность бумажной салфеткой или цветными лентами. Цвет ленты выбирайте на свое дизайнерское усмотрение.
2. Изготовление язычка.
а). Возьмите две большие бусины. Одну подвесим на нитку и оставим в качестве язычка, закрепив узлом. Отступив 8 см. сделать узел. Теперь нужно продеть нить через вершину конуса и нанизать вторую бусину, а затем сделать узел и петельку. Так конструкция будет надежно закреплена.
3. Декорирования колокольчика.
а). Добавляем декор на елочную игрушку: пайетки, кружево или другие украшения.
4. Практическая работа - 20 минут
Перед тем, как продолжить работу, выполним физкультминутку.
(Физминутка)
Пальчиковая игра. «На ёлке»
Мы на елке веселились, (Ритмичные хлопки в ладоши)
И плясали, и резвились (Ритмичные удары кулачками)
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнес. («Шагать» средним и указательным пальцем по столу).
Дал большущие пакеты,
В них же - вкусные предметы: (Ритмичные хлопки в ладоши).
Конфеты в бумажках синих, (Загибать на одной или обеих руках пальцы, начиная большого).
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.
(Техника безопасности)
Перед тем как приступить к работе, вспомните правила техники безопасности при работе с ножницами с бисером и с иглами (Ответы детей).
- Пользоваться инструментами только по назначению;
- Не отвлекаться во время работы;
- Передавать ножницы кольцами вперёд;
- Во время работы не вкалывать иголки в одежду;
- Не перекусывать зубами нитки, леску можно поранить губы;
Практическая (самостоятельная) работа
Изготовление «Колокольчика». (Работа с карточками).
Во время практической работы обучающиеся выполняют работу под музыку, используют индивидуальные карточки для выполнения работы.
Рефлексия (выставка и обсуждение готовых изделий)
5. Заключительная часть. - 5 минуты
Подведение итога.
Вопросы для закрепления изученного.
- Кто создал указ считать 1 января началом Нового года?
- Чем украшают ёлки?
- Какие бывают колокольчики?
- Ребята, вам понравилось занятие?
- Что больше всего вам понравилось?
Спасибо за работу!