Конспект ООД Игра-путешествие "Путешествие к Гномам" (старший возраст)

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из перспективных направлений эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста, является интеграция с другими разделами образовательных программ. В инструктивно-методическом письме «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» обращается внимание на целесообразность и преимущество использования интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность.

Нами представлен лишь один из организационно - методических подходов к проведению интегрированных занятий по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении, позволяющий сочетать двигательную активность детей с познанием окружающего мира. Данная комплексная разработка предназначена для реализации с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет), в соответствии с программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, составлена с учётом ФГОС ДО.

В основу реализации цели и задач были положены основополагающие медико-педагогические принципы: единство физической и психической активности, роль игровой деятельности, применение средств и методов физического воспитания для повышения двигательной активности, применение личностно-ориентированной системы технологий. На занятии прослеживается интеграции областей «Физическая культура», «Социализация», «Познание».

Используемые методы, приемы и технологии:

  • здоровьесберегающие технологии (использование игровых заданий, игровых упражнений, подвижных игр);
  • технология исследовательской деятельности (рассмотрение и анализ карты-схемы (согласно этой схемы дети исследуют среду обитания сказочных героев);
  • личностно-ориентированные технологии (совместно разрабатывают план прохождения и выбирают, каким способом будут преодолевать препятствие, используя оборудование. Выбор детьми подвижной игры (в качестве подарка герою);
  • игровая технология (ход занятия построен на принципе практического применения игры-путешествия);
  • информационно-коммуникационные технологии (просмотр мультфильма «В гостях у гномов», музыкальное сопровождение мероприятия).

Содержание, структуру занятия, согласованность действий педагогов по целенаправленному обучению поисковой, познавательной деятельности, по активизации самостоятельного мышления детей, оправданность и рациональность выбора методов и приемов на занятии.

Цель: Развитие познавательных интересов, потребностей и способности к самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Задачи:

  • Развитие творчества и инициативы: контроль за своими действиями в соответствии с правилами; уверенное выполнение физических упражнений; проявление выдержки и настойчивости, умение доводить дело до конца.
  • Развитие свободного общения с взрослыми и детьми. Обогащение активного словаря.
  • Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Пространство выбора для реализации поставленных задач: в течение игры группе детей необходимо пройти два этапа по карте-схеме, выполнить задания. По ходу игры задания можно менять, усложнять, разнообразить в зависимости от возраста участников, их способностей, а также творческой инициативы.

Наряду с исполнением физических упражнений оба педагога развивали умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной деятельности с целью достижения ожидаемого результата, соблюдая этику общения.

ХОД ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Материалы и оборудование:

  • Развивающая предметно-игровая среда: Спортивный зал, спортивный модуль, спортивное оборудование (обруч 8 шт., гимнастическая скамья 2 шт., дуга 6 шт., тоннель).
  • Демонстрационный: карта-схема (ИКТ презентация карты, пазлы с изображением «Гном», «Дом»), карточки-схема спортивного оборудования.
  • Раздаточный материал: 20 шариков-капсул с секретом (декоративные камни)

Персонаж: «Гном» компьютерная графика (пример: взрослый или ребенок, кукла-Гном).

Предварительная работа: Знакомство детей со сказочными героями, местом их обитания и сферой деятельности. Просмотр мультфильма «В гостях у гнома», анализ и обсуждение сказки. Специальной подготовки детей к игре и репетиций не проводится. К участию привлекать всех, разделив на несколько команд. Общее время проведения игры 45 минут.

I этап - мотивационный

Содержание
(вопросы воспитателя по ходу ООД)

Обратная связь на высказывание детей
(предполагаемые ответы детей по ходу ООД)

Примечания, пояснения,
виды детской деятельности

Здравствуйте, ребята. Сегодня в спортзале обнаружила необычный лист бумаги (карта-схема), не знаю, кто нам оставил, посмотрим и разберемся.

Дети с педагогом рассматривают: рассуждают, ставят предположения, делают вывод, что это карта

Ребята, да похоже эта карта. Чья она?

- пиратов;
- геологов;
- гномов.

Дети рассматривают карту, найденную в зале.

Вариантов у вас было много, и вы дружно остановились на сказочном герое «Гном»!

- да, согласны!

Предположение детей, выбор из предложенных вариантов.

А как вы догадались?

- заметили на картинке (элементе пазла) шапочку гнома;
- заметили на картинке (элементе пазла) обувь гнома.

Подсказка в виде одного элемента пазла.

А кто такие гномы, где они живут и чем занимаются?

- это маленькие человечки;
- живут в пещерах;
- живут в горах;
-живут в лесу;
- добывают драгоценности (алмазы).

Дети рассматривают элементы карты-схемы, на которой изображен путь от дома к пещере с алмазами.

А карта им зачем?

- чтобы не заблудиться;
-чтобы найти алмазы;
- чтобы найти свой дом.

 

Правильно, возможно это был гном. Но как же он обойдется без этой карты?

- нужно карту вернуть гному.

 

II этап – (планирование)

Содержание
(вопросы воспитателя по ходу ООД)

Обратная связь на высказывание детей
(предполагаемые ответы детей по ходу ООД)

Примечания, пояснения,
виды детской деятельности

Как мы можем вернуть карту?

- пройти по карте-схеме;
- найти гнома;
- отдать гному карту.

 

Отправиться к ним и отнести карту, которую они потеряли, сможем узнать, чем они любят заниматься. В волшебную страну гномов попасть не так-то просто. Гномы не доверяют людям, прячут свои сокровища, клады, и карта у них волшебная заколдованная. Попадая в чужие руки, изображения на карте могут исчезнуть. Чтобы не заблудиться в пути, необходимо запомнить маршрут.

Ребята, как мы можем запомнить маршрут?

- запомнить схему;
- сфотографировать;
- нарисовать на своем листке.

После фотографирования схемы, изображение карты переносится на проекционный экран.

Путь предстоит нелегкий. Много опасностей может встретиться на пути.

Вы готовы к испытаниям?

- да, готовы!

 

Как мы будем преодолевать испытания?

- рассмотрим внимательно карту;
- разделимся на команды;
- будем обсуждать задания;
- будем решать, какое оборудование использовать.

Детям предлагается карточки схемы спортивного оборудования, для прохождения полосы препятствий.

Какие препятствия нам предстоит пройти?

- болото;
- горная тропа;
- ручей;
- пропасть;
- поваленное дерево;
- пещера.

Рассматривают карты-схемы на экране.

Какое оборудование будем использовать для прохождения полосы препятствий?

- конусы;
- гимнастическая скамейка;
- обручи;
- гимнастические маты;
- тоннель;
- дуги.

Рассматривают карточки спортивного оборудования.

Напомните мне правила прохождения испытаний.

- не толкаться;
- друг за другом;
- по очереди;
- помогать друг другу.

Предложить детям карточки схемы правил прохождения полосы препятствий.

Правильно, мы с вами дружные, сильные ребята, и обязательно справимся со всеми трудностями. И поэтому прямо сейчас мы отправляемся в путь! 

Детям предлагается пройти полосу препятствий в соответствии с картой-схемой.

III этап – (реализация детского замысла)

Содержание
(вопросы воспитателя по ходу ООД)

Обратная связь на высказывание детей
(предполагаемые ответы детей по ходу ООД)

Примечания, пояснения,
виды детской деятельности

Ребята, напомните, пожалуйста, какое первое препятствие было на карте?

- прошли болото по кочкам.
- прошли горную тропу.

Использовали обручи – прыжки из обруча в обруч. Использовали конусы.

Замечательно, молодцы ребята, вспомнили. Перед нами пропасть, через неё необходимо пройти. Будем вместе решать, как преодолеть препятствие.

- разделиться на команды;
- рассмотреть карточки схемы оборудования;
- выложить полосу препятствия;
- пройти испытание.

дети делятся на команды (по количеству, по считалке, по желанию).
Команды обсуждают предложенные карточки, выбирают их. Далее раскладывают полосу препятствия в соответствии с командным выбором.

Мои маленькие путешественники, мы подошли к горе, в которой живут гномы. Но попасть в страну гномов могут только люди, такого же маленького роста, как они.

Как вы думаете, как мы сможем туда попасть?

- присесть;
- заколдовать волшебной палочкой;
- выпить эликсир;
- съесть волшебный кекс;
- сказать волшебные слова.

Дети предлагают произнести волшебные слова. Произносим текст вместе с детьми встав в круг. Дети преодолевают препятствие заранее приготовленное (тоннель заранее приготовлен). Пройдя сквозь тоннель, дети находят элементы пазла. Складывают пазл.

 Вот вы и стали такими же маленькими, как гномы. Теперь вы сумеете пройти в пещеру. В пещере вас ждут опасные лабиринты, каменистые горный ручей, поваленное дерево, огромные камни.

Еще гномы не любят «лентяев». В своей стране они все время трудятся, добывают драгоценные камни и переносят их в мешочках в таинственную пещеру. Пройдем по опасным дорогам волшебной горной страны и поможем добыть драгоценные камни.

На каждом препятствии дети собирают капсулы (контейнер «киндер-сюрприза», в который вложен декоративный алмаз).

Нашедшие камни мы будем складывать в мешочек, который мы взяли с собой.

При прохождении полосы препятствий, дети находят капсулы и складывают в мешочек, не раскрывая капсулу. (Мешочек находится у педагога или у заранее выбранного ребенка).

Ребята, мы смело прошли горными тропами, нашли необычные камни.

 

Дети считают камни, обсуждают пройденный маршрут по карте.

Самое время нам встретить хоть одного гнома. Ребята, смотрите, кто-то прячется в кустах.

- это гном;
- мы нашли гнома.

Появляется герой гном.
Возможно появление гнома на экране (дать пояснение детям, что гномы остерегаются людей и поэтому гном оставил видео обращение)

Здравствуй уважаемый Гном, мы с ребятами нашли карту, которую вы потеряли. Вместе обсудили и решили вернуть обратно. А еще было желание посмотреть, где живут гномы, чем они занимаются.

 

Обращение гнома: Мы гномы, не любим не прошеных гостей! Но вас я ждал, знал, что вы прейдете, очень вам благодарен, что вы нашли все мои камни. Вы дошли и принесли мне камни в целости и сохранности. Вы очень добрые, дружные, смелые ребята, не каждый мог пройти по моему маршруту и выдержать все испытания, молодцы. Да, для того чтобы добывать алмазы, мы строим в горах шахты и с их помощью можем спокойно передвигаться под землей. Эти камни я хочу подарить вам и сказать большое спасибо, а в чем секрет мы сейчас посмотрим.

Вскрывают шарики-капсулы вместе с гномом, рассматривают камни.

Гном спасибо, нам хочется отблагодарить тебя, правда ребята? Дети, но ведь у нас сейчас с собой ничего нет, а как же можно отблагодарить?

Гном: А я очень люблю играть.

 

А если мы его научим играть в подвижную игру - это может быть благодарностью?

- да!
- можно поиграть в игру «Чай, чай, выручай»

Вот эта игра очень напоминает жизнь маленьких человечков.

IV этап – (рефлексия)

Содержание
(вопросы воспитателя по ходу ООД)

Обратная связь на высказывание детей
(предполагаемые ответы детей по ходу ООД)

Примечания, пояснения,
виды детской деятельности

Спасибо гному за щедрый подарок. Дети, а что же нам можно сделать с этим богатством?

- можно сделать украшение;
- аквариум с камнями;
- картину.

Дети выкладывают из камней узор или картину.

А как вы думаете, гном рад что мы вернули ему карту?

- да!
- конечно!

 

Мы сделали доброе дело

- сделали;
- да.

 

Наше волшебное путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться. До свидания, Гном. И еще раз спасибо за драгоценные камни.