С проблемой подростковых конфликтов социальному педагогу в настоящее время приходится сталкиваться особенно часто. Самой распространенной причиной конфликтов вообще и подростковых в частности является психологическая глухота, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить, посочувствовать. Поэтому социальному педагогу очень важно повышать уровень знаний о конфликтах у самих подростков, а также у учителей и родителей. В своей работе по профилактике конфликтного поведения социальный педагог с детьми «группы риска» реализует следующие возможности: просвещение подростков, профилактика неконструктивных форм подросткового взаимодействия, консультирование, диагностика и коррекция проявлений конфликтности подростков.
Основной смысл просвещения по вопросам профилактики конфликтного поведения подростков заключается в том, чтобы: познакомить подростков, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития личности; популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований в области конфликтологии; формировать потребность в психологических знаниях о сущности, видах, функциях конфликта, а также о способах их разрешения и выборе стратегии поведения в конфликтных ситуациях, желание использовать их в интересах развития собственной личности; знакомить подростков с основами самопознания и самовоспитания [4, с. 87].
Профилактика, или же предупреждение, конфликтов в общеобразовательном учреждении обязана быть в неизменном поле зрения администрации школы, классного руководителя и социального педагога. Для предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций, оптимизации психологического климата, весомую роль играет деятельность социального педагога. Социальному педагогу для успешного выполнения своих обязанностей необходимо уметь принимать во внимание трудные состояния взаимодействия подростков, как возражение и интенсивность, учитывать при работе позицию и интерес участников для совместной деятельности, уметь предотвращать столкновения и действенно управлять ими. Стержневыми понятиями, раскрывающими сущность профилактики, являются: предупреждение, предотвращение, предостережение, устранение и контроль. Психолого-педагогическая профилактика и коррекция конфликтного поведения подростка включает в себя всестороннее психолого-педагогическое изучение личности (диагностика личностных дефицитов), выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды (диагностика среды), коррекцию среды (в том числе неадекватных методов воспитания) и коррекцию дисгармоничных черт личности [5, с.124].
Профилактическая работа заключается в изменении общественного, семейного и собственного положения подростка с помощью особых воспитательных и педагогических мер, способствующих улучшению качества жизни и отказу от насильственного поведения.
К задачам психолого-педагогической профилактики относятся:
‒ подготовка учителей для работы с трудными детьми, содействие улучшению социального самочувствия;
‒ устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации;
‒ снижение риска злоупотребления наркотических, алкогольных веществ;
‒ тренировка и формирование просоциального поведения [6, с. 12].
Для того чтобы профилактические меры были эффективными, необходимо соблюдать следующие принципы: создание в образовательном учреждении условий, необходимых для полного интеллектуального развития и воспитания личности ребенка в любом возрасте; своевременное выявление таких характеристик подростка, которые могут привести к определенным трудностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и в его отношениях.
Как отмечает В.Хайтмайер, профилактика преследует две основные цели: «первая — не допустить углубления социальной дезадаптации молодежи и вторая — расширить спектр педагогических мероприятий, способствующих снижению уровня насилия и других девиаций».
Профилактическая функция учебных заведений и социально-образовательных учреждений заключается в раннем выявлении функциональных расстройств, несовершеннолетних и неблагополучных семей путем своевременного получения педагогической, психологической, социальной и правовой поддержки. Профилактика делится на три основных уровня.
Первый уровень — первичная или ранняя профилактика. Это социально-педагогические меры, проекты и научные исследования, направленные на устранение дестабилизирующих факторов, которые способствуют ухудшению экономических, социальных и индивидуальных условий жизни, а также преступной деятельности молодежи. Просвещение детей и молодежи о СПИДе и наркомании, насилии, терроризме, преступности.
Второй уровень — вторичная профилактика. Психологическая, воспитательная и полицейская работа с несовершеннолетними «группами риска». Вторичная профилактика достигается путем приобретения дополнительных государственных, образовательных, полицейских и психологических ресурсов для обеспечения правопорядка, а также общественной безопасности в образовательных учреждениях и вне школы. В рамках вторичной профилактики проводится активная работа с прогулами и правонарушителями, организуются уличные социальные работы, спортивные проекты, обучение на основе опыта и приключения.
Третий уровень — третичная профилактика, специальная профилактика. Третичная профилактика является кризисной формой социально-педагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями (работа в амбулаторных и стационарных службах) [1, с. 345].
Методы предотвращения конфликтов основаны на построении модели и соответствующей ей техники предотвращения конфликтов, которая заключается в воздействии на ее потенциальные элементы (участников, мотивы, объекты, силы и ресурсы) до возникновения антагонистической конфронтации. Профилактические меры разнообразны и зависят от типа потенциального или ожидаемого конфликта.
Наиболее эффективной формой предотвращения конфликта является предотвращение его причин. Форма предотвращения конфликтов - это поддержание сотрудничества, которое обеспечивается применением следующих принципов работы с молодежью: принцип согласия; принцип практической эмпатии; принцип поддержания репутации подростка; принцип взаимного дополнения; принцип исключения из социальной и образовательной дискриминации; принцип разделения заработка; принцип психологической координации; принцип психологического «поглаживания» [2, с.84]. Данные принципы работы обеспечивали технологическую основу реализации модели предупреждения конфликтов в подростковом возрасте, структура которой представлялась следующими составляющими:
Мотивационно-ценностный компонент включает в себя формирование позитивных установок в восприятии окружающего социального пространства и самого себя, основанного на росте субъективного значения гуманистических ценностей человеческого существования в культуре, определяющих стремление предотвратить конфликты.
Когнитивный компонент характеризуется необходимостью обучения подростков основам конфликтологических знаний о генезисе, социальной природе, феноменологии, причинах, содержании, динамике, функциях, структуре конфликтов и стратегиях поведения, а также способах предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций.
Поведенческий компонент заключается в формировании практических навыков, умений и поведенческих моделей для профилактики, конструктивных решений и выхода из конфликтной ситуации у подростка.
В контексте исследования по предотвращению конфликтов у подростков определены следующие группы причин, вызывающих конфликт:
1) проявление чрезмерных негативных эмоций, невозможность с ними справиться;
2) субъективизация восприятия объекта противоречия;
3) низкий уровень личностной толерантности;
4) пассивность перед лицом противоречий.
В том случае, если предыдущие возможности работы по профилактике конфликтного поведения в подростковом возрасте по тем или иным причинам не принесли результата, социальный педагог реализует такой вид деятельности как консультирование. В то же время необходимо: сначала выяснить и понять проблему, найти средства для ее решения; только тогда вы должны попытаться предотвратить и предотвратить подобные проблемы в будущем.
Психологический смысл консультации подростков по поводу конфликтного поведения состоит в том, чтобы помочь подростку самому решить возникшую проблему. Только так он сможет получить опыт решения подобных проблем в будущем. Чтобы направить подростка на самостоятельное решение по поводу разрешения конфликтов социального педагога необходимо ознакомиться с причинами возникновения конфликтов, с тем, как он протекает, с личными особенностями обратившегося. Социальный педагог должен предоставить подростку информацию о сущности конфликта, о стадиях конфликтных ситуаций, о конструктивных и деструктивных функциях. Следует напомнить о нормативности данного явления, которое не только создает проблемы, но и является источником развития отношений между подростками. Подросток в ходе консультации сам должен прийти к решению возникшей проблемы, а педагог-психолог лишь помогает принять самостоятельное решение.
Важно, чтобы консультация основывалась на добровольных началах. Лучше, когда инициатива исходит от самих подростков, так как в этом случае они осознают существование проблемы и мотивированы на ее решение.
При помощи психодиагностических методов, социальный педагог может выявить уровень конфликтности подростков, узнать какие стратегии поведения они выбирают в конфликтных ситуациях, часто ли идут на компромисс, их отношение к конфликту вообще. С помощью методик, выявляющих уровни конфликтности подростков, социальный педагог определяет, у кого из них возникают проблемы конфликтного поведения и кто, в связи с этим, нуждается в помощи специалиста.
В тех случаях, когда диагностика показывает высокий уровень конфликтности подростков, социальным педагогом проводится работа по ее коррекции. Проведение психо-коррекционной работы с подростками и детьми младшего школьного возраста, по мнению Матафоновой С.И., расширяет сферу коммуникативных навыков, способствует улучшению эмоционального состояния, овладению навыками конструктивно-позитивными способами совладающего поведения и повышению адаптивных возможностей личности [4, с.32].
Для этого социальные педагоги используют различные методы. Социально-психологический тренинг - это форма специально организованного общения, психологический эффект которого основан на активных методах групповой работы. Проблемы развития личности эффективно решаются в процессе обучения, а навыки общения успешно развиваются. Тренинг помогает осознанно пересмотреть сформированные ранее стереотипы и решить свои личностные проблемы. В ходе тренинга у большинства участников происходит переосмысление или смена внутренних установок. Они пополняют свои психологические знания, у них появляется определенный опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям и к миру в целом [3, с.98].
Одно из основных достоинств тренинга в том, что во время занятий человек чувствует себя принятым и активно принимающим других. Гуманистическая идея тренинга заключается в том, чтобы не принуждать подростка, не давить на него, а помочь ему стать самим собой, принять и полюбить себя, преодолеть стереотипы, мешающие ему в общении с окружающими людьми в различных социальных сферах.
Тренинг уверенности в себе или тренинг на основе настроения используется, чтобы предотвратить эту проблему. Молодые люди учатся распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и эффективно справляться со стрессом.
Тренинг формирования жизненных навыков. Жизненные навыки являются наиболее важными социальными навыками человека. Прежде всего, это способность общаться, поддерживать дружеские отношения и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Это также способность брать на себя ответственность, ставить цель, защищать свою позицию и интересы.
Арт-терапия – специализированная форма психологической коррекции, основанная на искусстве, творческой деятельности. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии. Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме представить конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта. Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие аффекта от мучительного к приносящему наслаждение.
Цели арт-терапии заключаются в том, чтобы: дать социально приемлемый выход конфликтности и другим негативным чувствам (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение); облегчить процесс психологической помощи. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Также арттерапия способствует повышению самооценки подростка.
Игротерапия – метод психокоррекционного воздействия с использованием игры. В современной психокоррекции игра используется в групповой психотерапии и в социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий для невербального общения, игры в разных ситуациях и т.д. Игра помогает строить тесные отношения между членами группы, уменьшает напряженность, конфликты, страхи и страх перед другими. Повышает самооценку и позволяет проверить себя в разных ситуациях общения.
Характерной особенностью игры является ее двоякий характер: игрок выполняет реальные действия, реализация которых требует действий, связанных с решением весьма специфических, часто нестандартных задач.
Двуплановость игры обуславливает ее развивающий эффект. Психокоррекционный эффект игровых занятий у подростков достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта. Игра устраняет подавляемые негативные эмоции, внутренние конфликты, страхи, неуверенность в себе.
Таким образом, профилактика конфликтного поведения детей «группы риска» социальный педагог реализует следующие возможности: просвещение подростков, профилактика неконструктивных форм подросткового взаимодействия, консультирование, диагностика и коррекция проявлений конфликтности подростков. Просвещение подростков направлено на знакомство с причинами и сущностью конфликтов, их влиянием на развитие личности, конструктивными способами разрешения конфликтов. Профилактика неконструктивных форм подросткового взаимодействия позволяет помочь тем подросткам, в поведении которых конфликтные черты проявляются особенно сильно. Коррекция проявлений конфликтности может осуществляться за счет использования тренинговых методов, средств арттерапии и игротерапии.
Библиографический список
- Волков Б.С. Возрастная психология. М.: ВЛАДОС, 2010. 672с.
- Гребенкин Е.В. Современные методы профилактики конфликтов в системе образования. // Вестник томского государственного педагогического университета, 2010. №1. С. 83-87.
- Иванов А.А. Педагогические условия предупреждения конфликтов в подростков возрасте: дис. … на соискание учебной степени к. п.н. Москва, 2001. 210 с.
- Матафонова С.И. Восприятие детско-родительского взаимодействия как условие интернализации совладающего поведения матери: дис. … на соискание учебной степени к.псих.н. Ярославль, 2016. 204 с.
- Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений // Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В.Мардахаева. М.: Академия, 2002. 192 с.
- Психология развития. / под ред. Марцинковской Т.Д. М.: Академия, 2001. 143 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Просвещение, 2007. 143 с.