ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта | Межшкольный социальный проект |
Исполнители |
Учащиеся, воспитатели, родители учащихся «Цивильская ОШИ для обучающихся с ОВЗ №1»Минобразования Чувашии, учащиеся, воспитатели, родители учащихся «Кугесьская ОШИ для обучающихся c ОВЗ»Минобразования Чувашии. |
Цель |
Создание условий для развития навыков взаимодействия и сотрудничества детей путём вовлечения их в совместную творческую деятельность при сопровождающей роли педагога и(или) родителей. |
Задачи |
Воспитательные: |
Проектная группа |
Координаторы проекта: Филиппова Ольга Анатольевна, Степанова Наталия Евгеньевна, Константинова Марина Николаевна, Пояндаева Лариса Анатольевна. |
Гипотеза |
совместная творческая деятельность создаст условия для развития навыков сотрудничества и партнёрских взаимоотношений детей. |
Тип проекта |
социально-личностный, познавательный, практико-ориентированный, среднесрочный. |
Формы работы |
|
Здоровьеразвивающие технологии |
|
Краткая аннотация проекта |
Совместная работа поможет каждому ребёнку раскрыть свои потенциальные возможности, активизировать творческие способности, повысить самооценку и оценку в глазах товарищей и родителей, создать благоприятную среду для самореализации каждого ребёнка. |
Сроки реализации проекта |
декабрь 2019г. – май 2020г. |
Ожидаемые результаты |
|
«Ум ребенка - на кончиках его пальцев.»
В.И.Сухомлинский
ВВЕДЕНИЕ
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики в современном образовании. Начинать развитие творческих способностей нужно с самого раннего возраста. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления ребенка.
Вид проекта: социально-личностный, познавательный, практико-ориентированный, среднесрочный.
Формы работы: Рассматривание рисунков, иллюстраций, фотографий, наблюдения, экскурсии, беседы об увиденном, чтение художественных произведений, круглые столы, мастер-классы, воспитательские занятия, трудовые десанты, акции, игровая, трудовая деятельность детей, оснащение предметно-развивающей среды, работа с родителями.
Здоровье развивающие технологии: Пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, динамические паузы.
Используемые техники:
- Рисование ладошкой, пальчиком.
- Рисование ватными палочками, поролоновой кистью.
- Волшебный рисунок (восковые карандаши).
- Оттиск смятой бумагой, пробкой.
- Рисование с использованием трафарета.
- Аппликация из готовых форм.
- Скатывание бумаги (аппликация салфетками).
- Аппликация из ваты, ватных дисков. Аппликация из пластилиновых шариков, жгутиков.
- Пластилинография (размазывание пластилина).
Инструменты и материалы: Цветная бумага, цветной картон, салфетки, клей ПВА, клей-карандаш, гуашевые краски, восковые мелки, кисточка, ватные палочки, поролон, пластилин, трафареты, шаблоны.
Участники: Учащиеся, воспитатели, родители учащихся «Цивильская ОШИ для обучающихся с ОВЗ №1»Минобразования Чувашии, учащиеся, воспитатели, родители учащихся «Кугесьская ОШИ для обучающихся c ОВЗ» Минобразования Чувашии.
Гипотеза: Совместная творческая деятельность создаст условия для развития навыков сотрудничества и партнёрских взаимоотношений детей.
Актуальность проблемы
Данный проект имеет большое значение, так как предназначен для детей с ТМНР. Особенности развития не всегда позволяют этим детям успешно проявить себя в учебной деятельности, в общении с другими людьми. Но, как и любые дети, они любят и хотят рисовать, мастерить. Проявить себя творчески им трудно, потому что, встречаясь, дети не умеют взаимодействовать друг с другом в совместной деятельности, а предпочитают действовать индивидуально. Чтобы исправить ситуацию, разработан проект, который предполагает, что дети с помощью педагога делают совместные творческие работы. Совместная работа поможет каждому ребёнку раскрыть свои потенциальные возможности, активизировать творческие способности, повысить самооценку и оценку в глазах товарищей и родителей, создать благоприятную среду для самореализации каждого ребёнка. В процессе совместной деятельности дети не только освоят разнообразные техники работы с различными материалами, но и научатся получать много интересной информации из книг, интернета: отбирать нужный материал, оформлять его в виде открыток, коллажей, стенгазет, поделок (с помощью взрослых). При учете особенностей данной категории детей, решаются соответствующие коррекционные задачи. Проект способствует развитию навыков сравнения, классификации, анализа и синтеза. Помогает развивать зрительно-пространственные отношения, мышление, речь, мелкую моторику, двигательно-зрительную координацию. В рамках проекта дети совместно с родителями обучаются современным ИКТ-технологиям, учатся работать с дополнительной литературой.
Цель. Создание условий для развития навыков взаимодействия и сотрудничества детей путём вовлечения их в совместную творческую деятельность при сопровождающей роли педагога и родителей.
Задачи.
Воспитательные:
- формировать эмоциональные, моральные и нравственные качества личности;
создавать условия для успешной социализации каждого ребенка в коллективе;
развивать коммуникативные навыки - привлекать родителей для активного участия в учебно-воспитательном процессе.
Учебные:
- познакомить с различными художественными техниками;
- развивать интерес к активной творческой деятельности; формировать навыки работы с литературой, интернетом по подбору материала (чтение произведений, стихов, загадок, пословиц, подбор иллюстраций на заданную тему).
Коррекционно-развивающие:
- создать условия для коррекции психических функций (развитие зрительно-пространственных отношений, внимания, речи, мышления);
- развивать мелкую моторику, глазомер, остроту зрения, координацию движений рук.
Прогнозируемый результат:
- дети научатся общаться, проявляя терпимое отношение друг к другу;
- будут проявлять интерес к коллективной деятельности и испытывать радость от совместного труда;
- научатся делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению;
- будут предлагать друг другу помощь и новые идеи в ходе взаимодействия.
Этапы работы над проектом
I этап. Подготовительный (декабрь 2019г.)
- Изучение и анализ литературы по развитию навыков взаимодействия и сотрудничества у учащихся.
- Определение целей и задач проекта.
II этап. Организационно-ознакомительный (январь 2020г.)
- Представление родителям учеников информации о данном проекте. Обоснование его актуальности.
- Мотивация деятельности детей по данной работе.
III этап. Практический (февраль 2020г. - май 2020г.)
- Работа по реализации проекта.
IV этап. Оформление результатов проектной деятельности (февраль 2020г. - май 2020г.)
- Размещение творческих работ детей по мере их изготовления в классе и на школьных стендах, участие в различных конкурсах и выставках.
- Создание презентации о ходе проекта.
V этап.Заключительный (май 2020г.)
- Обсуждение результатов проекта совместно с учащимися и родителями на творческой встрече.
- Подведение итогов: что узнали нового, чему научились, что получилось, в чём были затруднения. Мнение участников о проделанной работе. Пожелания и предложения о работе в будущем. Просмотр презентации о ходе проекта.
- Награждение участников.
III и IV этапы в ходе реализации могут повторяться несколько раз.
План реализации проекта
Механизм реализации проекта 1
Механизм реализации проекта 2
ВОЗМОЖНЫЕ ТРУДНОСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- у учащегося нет интереса к новому виду деятельности;
- трудность привлечения ребенка к занятиям;
- у учащегося не хватает усидчивости, точности и аккуратности в работе, он постоянно отвлекается и торопится; ребенок начинает нервничать если у него, что-то не получается; проявляет агрессию;
- ребенок не хочет заниматься, старается сократить время занятия объясняя это своей усталостью;
- трудность сохранения мотивации на протяжении всего занятия.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
- дети научатся общаться, проявляя терпимое отношение друг к другу;
- будут проявлять интерес к коллективной деятельности и испытывать радость от совместного труда;
- научатся делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению;
- будут предлагать друг другу помощь и новые идеи в ходе взаимодействия.
ВЫВОД
Деятельность, осуществляемая по проекту для нас, очень важна. В процессе реализации проекта будет накапливаться определенный положительный опыт.
Проект подразумевает включение заданий разных типов, для выполнения которых надо рисовать, вырезать, конструировать, мастерить поделки, подбирать тексты, вспоминать литературные произведения и т.п. В ходе проекта учащиеся работают с разными материалами: пластилином, глиной, разными видами бумаги и картона, природным и бросовым материалом, нитками, бисером, крупой, салфетками, тканью. Учащиеся знакомятся с такими техниками, как лепка из пластилина и глины, рисование по грунтовке, симметричное вырезание, песочная аппликация, шитье из ткани и др. В ходе реализации проекта, нами будут созданы следующие продукты: поделки из разнообразных материалов, коллажи, стенгазеты, поздравительные открытки, рисунки, аппликации, игрушки, макеты, картины.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
- Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. А.С.Галанов, С.Н.Корнилов, С.Л.Куликова.
- Занятия по ИЗО деятельности в детском саду. Т.С.Комарова.
- Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду.
- Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд.
- Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. М, 1999г
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М, 2015г.
- Тюфанова И.В. Мастерская юных художников, 2012 г
- Художественное творчество в д/с. Под ред. Ветлугиной, 2015г
- Слепович Е.С., Поляков А.М. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии. – СПб.: Речь, 2008.- 247 с.
- Бейсова В.Е. Психолого – медико – педагогический консилиум и коррекционно-развивающая работа в школе/ В.Е.Бейсова – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 283, [1] с. – (Сердце отдаю детям).
- Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. – СПб.: Речь, 2006. – 144с.
- Сакович Н.А. Игры в тигры: Сборник игр для работы с агрессивными детьми и подростками. – СПб.: Речь, 2007. 208с.
- http://s-mind.ru/korrekcionno-razvivayushhie-zanyatiya-dlya-detej-s-umstvennoj-otstalostyu/
- http://pregradnoe8.ucoz.ru/load/plan_korrekcionno_razvivajushhikh_zanjatij/1-1-0-4