Межшкольный социальный проект “Большие возможности особенных детей”

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика

Классы: 3, 5


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

Межшкольный социальный проект
«Большие возможности особенных детей»

Исполнители

Учащиеся, воспитатели, родители учащихся «Цивильская ОШИ для обучающихся с ОВЗ №1»Минобразования Чувашии, учащиеся, воспитатели, родители учащихся «Кугесьская ОШИ для обучающихся c ОВЗ»Минобразования Чувашии.

Цель

Создание условий для развития навыков взаимодействия и сотрудничества детей путём вовлечения их в совместную творческую деятельность при сопровождающей роли педагога и(или) родителей.

Задачи

Воспитательные:
- формировать эмоциональные, моральные и нравственные качества личности;
- создавать условия для успешной социализации каждого ребенка в коллективе;
- развивать коммуникативные навыки;
- привлекать родителей для активного участия в учебно-воспитательном процессе.
Учебные:
- познакомить с различными художественными техниками;
- развивать интерес к активной творческой деятельности;
- формировать навыки работы с литературой, интернетом по подбору материала (чтение произведений, стихов, загадок, пословиц, подбор иллюстраций на заданную тему).
Коррекционно-развивающие:
- создать условия для коррекции психических функций (развитие зрительно-пространственных отношений, внимания, речи, мышления);
- развивать мелкую моторику, глазомер, остроту зрения, координацию движений рук.

Проектная группа

Координаторы проекта: Филиппова Ольга Анатольевна, Степанова Наталия Евгеньевна, Константинова Марина Николаевна, Пояндаева Лариса Анатольевна.

Гипотеза

совместная творческая деятельность создаст условия для развития навыков сотрудничества и партнёрских взаимоотношений детей.

Тип проекта

социально-личностный, познавательный, практико-ориентированный, среднесрочный.

Формы работы

    рассматривание рисунков, иллюстраций, фотографий,
  • наблюдения, экскурсии, беседы об увиденном;
  • чтение художественных произведений,
  • игры (дидактические, подвижные)
  • мастер-классы

Здоровьеразвивающие технологии

    пальчиковая гимнастика,
  • гимнастика для глаз,
  • дыхательная гимнастика,
  • артикуляционная гимнастика,
  • динамические паузы

Краткая аннотация проекта

Совместная работа поможет каждому ребёнку раскрыть свои потенциальные возможности, активизировать творческие способности, повысить самооценку и оценку в глазах товарищей и родителей, создать благоприятную среду для самореализации каждого ребёнка.

Сроки реализации проекта

декабрь 2019г. – май 2020г.

Ожидаемые результаты

    дети научатся общаться, проявляя терпимое отношение друг к другу;
  • воспитанники будут проявлять интерес к коллективной деятельности и испытывать радость от совместного труда;
  • учащиеся научатся делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению;
  • ребята будут предлагать друг другу помощь и новые идеи в ходе взаимодействия.

«Ум ребенка - на кончиках его пальцев.»
В.И.Сухомлинский

ВВЕДЕНИЕ

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики в современном образовании. Начинать развитие творческих способностей нужно с самого раннего возраста. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления ребенка.

Вид проекта: социально-личностный, познавательный, практико-ориентированный, среднесрочный.

Формы работы: Рассматривание рисунков, иллюстраций, фотографий, наблюдения, экскурсии, беседы об увиденном, чтение художественных произведений, круглые столы, мастер-классы, воспитательские занятия, трудовые десанты, акции, игровая, трудовая деятельность детей, оснащение предметно-развивающей среды, работа с родителями.

Здоровье развивающие технологии: Пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, динамические паузы.

Используемые техники:

  • Рисование ладошкой, пальчиком.
  • Рисование ватными палочками, поролоновой кистью.
  • Волшебный рисунок (восковые карандаши).
  • Оттиск смятой бумагой, пробкой.
  • Рисование с использованием трафарета.
  • Аппликация из готовых форм.
  • Скатывание бумаги (аппликация салфетками).
  • Аппликация из ваты, ватных дисков. Аппликация из пластилиновых шариков, жгутиков.
  • Пластилинография (размазывание пластилина).

Инструменты и материалы: Цветная бумага, цветной картон, салфетки, клей ПВА, клей-карандаш, гуашевые краски, восковые мелки, кисточка, ватные палочки, поролон, пластилин, трафареты, шаблоны.

Участники: Учащиеся, воспитатели, родители учащихся «Цивильская ОШИ для обучающихся с ОВЗ №1»Минобразования Чувашии, учащиеся, воспитатели, родители учащихся «Кугесьская ОШИ для обучающихся c ОВЗ» Минобразования Чувашии.

Гипотеза: Совместная творческая деятельность создаст условия для развития навыков сотрудничества и партнёрских взаимоотношений детей.

Актуальность проблемы

Данный проект имеет большое значение, так как предназначен для детей с ТМНР. Особенности развития не всегда позволяют этим детям успешно проявить себя в учебной деятельности, в общении с другими людьми. Но, как и любые дети, они любят и хотят рисовать, мастерить. Проявить себя творчески им трудно, потому что, встречаясь, дети не умеют взаимодействовать друг с другом в совместной деятельности, а предпочитают действовать индивидуально. Чтобы исправить ситуацию, разработан проект, который предполагает, что дети с помощью педагога делают совместные творческие работы. Совместная работа поможет каждому ребёнку раскрыть свои потенциальные возможности, активизировать творческие способности, повысить самооценку и оценку в глазах товарищей и родителей, создать благоприятную среду для самореализации каждого ребёнка. В процессе совместной деятельности дети не только освоят разнообразные техники работы с различными материалами, но и научатся получать много интересной информации из книг, интернета: отбирать нужный материал, оформлять его в виде открыток, коллажей, стенгазет, поделок (с помощью взрослых). При учете особенностей данной категории детей, решаются соответствующие коррекционные задачи. Проект способствует развитию навыков сравнения, классификации, анализа и синтеза. Помогает развивать зрительно-пространственные отношения, мышление, речь, мелкую моторику, двигательно-зрительную координацию. В рамках проекта дети совместно с родителями обучаются современным ИКТ-технологиям, учатся работать с дополнительной литературой.

Цель. Создание условий для развития навыков взаимодействия и сотрудничества детей путём вовлечения их в совместную творческую деятельность при сопровождающей роли педагога и родителей.

Задачи.

Воспитательные:

  • формировать эмоциональные, моральные и нравственные качества личности;
    создавать условия для успешной социализации каждого ребенка в коллективе;
    развивать коммуникативные навыки - привлекать родителей для активного участия в учебно-воспитательном процессе.

Учебные:

  • познакомить с различными художественными техниками;
  • развивать интерес к активной творческой деятельности; формировать навыки работы с литературой, интернетом по подбору материала (чтение произведений, стихов, загадок, пословиц, подбор иллюстраций на заданную тему).

Коррекционно-развивающие:

  • создать условия для коррекции психических функций (развитие зрительно-пространственных отношений, внимания, речи, мышления);
  • развивать мелкую моторику, глазомер, остроту зрения, координацию движений рук.

Прогнозируемый результат:

  • дети научатся общаться, проявляя терпимое отношение друг к другу;
  • будут проявлять интерес к коллективной деятельности и испытывать радость от совместного труда;
  • научатся делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению;
  • будут предлагать друг другу помощь и новые идеи в ходе взаимодействия.

Этапы работы над проектом

I этап. Подготовительный (декабрь 2019г.)

  • Изучение и анализ литературы по развитию навыков взаимодействия и сотрудничества у учащихся.
  • Определение целей и задач проекта.

II этап. Организационно-ознакомительный (январь 2020г.)

  • Представление родителям учеников информации о данном проекте. Обоснование его актуальности.
  • Мотивация деятельности детей по данной работе.

III этап. Практический (февраль 2020г. - май 2020г.)

  • Работа по реализации проекта.

IV этап. Оформление результатов проектной деятельности (февраль 2020г. - май 2020г.)

  • Размещение творческих работ детей по мере их изготовления в классе и на школьных стендах, участие в различных конкурсах и выставках.
  • Создание презентации о ходе проекта.

V этап.Заключительный (май 2020г.)

  • Обсуждение результатов проекта совместно с учащимися и родителями на творческой встрече.
  • Подведение итогов: что узнали нового, чему научились, что получилось, в чём были затруднения. Мнение участников о проделанной работе. Пожелания и предложения о работе в будущем. Просмотр презентации о ходе проекта.
  • Награждение участников.

III и IV этапы в ходе реализации могут повторяться несколько раз.

План реализации проекта

Механизм реализации проекта 1

Механизм реализации проекта 2

ВОЗМОЖНЫЕ ТРУДНОСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  • у учащегося нет интереса к новому виду деятельности;
  • трудность привлечения ребенка к занятиям;
  • у учащегося не хватает усидчивости, точности и аккуратности в работе, он постоянно отвлекается и торопится; ребенок начинает нервничать если у него, что-то не получается; проявляет агрессию;
  • ребенок не хочет заниматься, старается сократить время занятия объясняя это своей усталостью;
  • трудность сохранения мотивации на протяжении всего занятия.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

  • дети научатся общаться, проявляя терпимое отношение друг к другу;
  • будут проявлять интерес к коллективной деятельности и испытывать радость от совместного труда;
  • научатся делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению;
  • будут предлагать друг другу помощь и новые идеи в ходе взаимодействия.

ВЫВОД

Деятельность, осуществляемая по проекту для нас, очень важна. В процессе реализации проекта будет накапливаться определенный положительный опыт.

Проект подразумевает включение заданий разных типов, для выполнения которых надо рисовать, вырезать, конструировать, мастерить поделки, подбирать тексты, вспоминать литературные произведения и т.п. В ходе проекта учащиеся работают с разными материалами: пластилином, глиной, разными видами бумаги и картона, природным и бросовым материалом, нитками, бисером, крупой, салфетками, тканью. Учащиеся знакомятся с такими техниками, как лепка из пластилина и глины, рисование по грунтовке, симметричное вырезание, песочная аппликация, шитье из ткани и др. В ходе реализации проекта, нами будут созданы следующие продукты: поделки из разнообразных материалов, коллажи, стенгазеты, поздравительные открытки, рисунки, аппликации, игрушки, макеты, картины.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

  1. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. А.С.Галанов, С.Н.Корнилов, С.Л.Куликова.
  2. Занятия по ИЗО деятельности в детском саду. Т.С.Комарова.
  3. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду.
  4. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд.
  5. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. М, 1999г
  6. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М, 2015г.
  7. Тюфанова И.В. Мастерская юных художников, 2012 г
  8. Художественное творчество в д/с. Под ред. Ветлугиной, 2015г
  9. Слепович Е.С., Поляков А.М. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии. – СПб.: Речь, 2008.- 247 с.
  10. Бейсова В.Е. Психолого – медико – педагогический консилиум и коррекционно-развивающая работа в школе/ В.Е.Бейсова – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 283, [1] с. – (Сердце отдаю детям).
  11. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. – СПб.: Речь, 2006. – 144с.
  12. Сакович Н.А. Игры в тигры: Сборник игр для работы с агрессивными детьми и подростками. – СПб.: Речь, 2007. 208с.
  13. http://s-mind.ru/korrekcionno-razvivayushhie-zanyatiya-dlya-detej-s-umstvennoj-otstalostyu/
  14. http://pregradnoe8.ucoz.ru/load/plan_korrekcionno_razvivajushhikh_zanjatij/1-1-0-4