Класс: 2.
УМК: Перспектива. Окружающий мир. 2 класс/ авторы: А.А.Плешаков, Н.Ю.Новицкая.
Цель урока: формирование ценностного отношения к окружающей природе, через знакомство со шляпочными грибами.
Задачи:
- Воспитательные: воспитывать у обучающихся интерес к уроку «Окружающий мир», воспитать эмоционально-нравственную отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой.
- Развивающие: способствовать развитию
- личностных УУД: самоопределение, регулятивных УУД: целеполагание; волевая саморегуляция; оценка и осознание что усвоено, и что еще подлежит усвоению;
- коммуникативных УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и слышать друг друга;
- познавательных УУД: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, анализ, синтез, выбор оснований и критериев для классификации объектов, осуществляют рефлексию деятельности.
- Образовательная: формировать у обучающихся знания о грибах, об их строении, формировать знания о трубчатых и пластинчатых грибах, о съедобных и ядовитых.
Планируемые результаты:
- Личностные: обучающиеся проявляют интерес к уроку «Окружающий мир», эмоционально-нравственную отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой.
- Метапредметные: обучающиеся демонстрируют личностные УУД: самоопределение. Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: целеполагание; волевая саморегуляция; оценка и осознание что усвоено, и что еще подлежит усвоению. Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и слышать друг друга. Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, анализ, синтез, выбор оснований и критериев для классификации объектов, осуществляют рефлексию деятельности.
- Предметные: обучающиеся знают, что такое грибы, знают строение грибов, их классификацию: трубчатые и пластинчатые грибы; одноклеточные и многоклеточные, съедобные и ядовитые.
Принципы обучения и воспитания
Принципы воспитания
- Создание положительного эмоционального подъёма
- Воспитание через взаимодействие
Принципы обучения
- Принцип наглядности
- Принцип систематичности и последовательности
- Принцип доступности
- Принцип целостности
- Принцип минимакса
- Принцип деятельности
- Принцип психологической комфортности
Методы обучения и воспитания
Методы воспитания:
- Методы формирования ответственности и обязательности (Педагогическое требование);
- Методы эмоционального стимулирования. (Поощрение, создание ситуации успеха, художественное слово)
Методы обучения:
Словесные: беседа, объяснение, работа с книгой.
- Наглядные: демонстрация, организация, наблюдения.
- Практические: самостоятельная (практическая) работа, творческие задания (домашняя подготовка информации)
- Дидактические методы (Методы проверки и оценки знаний, метод приобретения новых знаний, методы применения знаний)
- Методы учебно-познавательной деятельности (Методы развития познавательного интереса, методы контроля и самоконтроля.)
- Методы по уровню включения в продуктивную деятельность (Объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение изучаемого, исследовательские)
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Оснащение
Средства обучения:
- Демонстрационные (Карточки, презентация)
- Индивидуальные (Учебник, ручка, грибы шампиньоны, ножик пластиковый, салфетки, карточки для самостоятельной работы)
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Структура урока
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
2. Актуализация опорных знаний и способов действий.
3. Постановка учебной задачи.
4. Изучение нового материала (I часть)
5. Первичное закрепление (самостоятельная работа)
6. Изучение нового материала (II часть)
- цель урока;
- творческое домашнее задание;
- проблема урока;
- практическая работа;
- индивидуальная работа;
- работа с учебником;
- беседа.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
9. Домашнее задание.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодня мы с вами отправимся в «Страну Знаний», где нас ждут новые открытия, новые тайны живой природы. А чтобы попасть в эту страну, нам надо хорошее настроение: улыбнитесь мне, улыбнитесь своему соседу и пожелайте успешной работы себе и ему.
2. Актуализация знаний, умений, навыков обучающихся
Учитель: Но для этого необходимо вспомнить, что нового мы узнали на прошлом уроке? (Ответы учеников. Какими способами размножаются грибы?
Чем питаются грибы? Какие грибы являются сапрофитами, а какими паразитами? Какую роль играют грибы в природе?)
3. Постановка учебной задачи
Учитель: Зачем мы вспоминаем знания, полученные на прошлом уроке? (Высказывания детей. Знания помогут освоить тему нового урока)
4. Изучение нового материала (I часть)
Учитель: На заре становления науки большинство натуралистов подразделяли все живые существа на два царства. Как вы считаете, на какие два царства? (Высказывание учеников: царство Животные и царство Растения)
- Совершенно верно, на царство Животные и Растения. Но с открытием микроорганизмов стало ясно, что далеко не все живые существа можно отнести к одной из этих групп.
- А кто может назвать царства органического мира?
(Ответы детей: Царства Растений, Животных, Бактерий и Грибов.)
- Царство Грибов занимают особое положение в системе органического мира. Почему их сначала относили к царству растений, потом к царству животных? (Высказывание детей)
- А какими признаками обладает царство Грибов? (ответы учеников)
- Посмотрите, на доске ряд признаков. К какому царству их можно отнести? (Ответы учеников)
1. Не имеют хлорофилла.
2. питаются готовыми органическими веществами (гетеротрофы)
3. Прикрепленный образ жизни.
4. Наличие органического вещества (хитина) в клеточных стенках.
5. Способ поглощения пищи путем всасывания.
5. Первичное закрепление знаний (самостоятельная работа)
Учитель: У каждого из вас на парте лежит карточка, её нужно заполнить: распределить признаки грибов, сближающие их с царством растения и царством животные.
Проверка самостоятельной работы
Учитель: Давайте проверим, правильно ли вы распределили?
Признаки грибов, сближающие их с царством животных |
Признаки грибов, сближающие их с царством растений |
Не имеют хлорофилла. |
Прикрепленный образ жизни. |
Питаются готовыми органическими веществами(гетеротрофы) |
Способ поглощения пищи путем всасывания |
Наличие органического вещества (хитина) в клеточных стенках. |
Учитель: Какой вывод можно сделать? (Ответы учеников: царство Грибов имеет ряд признаков, сближающие их с царством Животные и царством Растения)
6. Изучение нового материала (II часть)
1.
Люблю поле и березки,
И скамейку под окном,
Заскучаю — вытру слезки,
Вспоминая о родном.
Никуда я не уеду,
Буду здесь работать, жить,
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
А вы знаете, друзья? (Родина)
2.
Тебе дано,
А люди им пользуются. (Имя)
3.
Два братца
В воду глядятся,
В век не сойдутся. (Берега)
4.
У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается. (Гармошка)
5.
Что за гласная такая,
Не простая, а двойная,
И поклясться я готов -
Нет ее в начале слов! (ы)
Учитель: Из первых букв отгадок составьте слово. (Ответы учеников: грибы)
- Как вы уже догадались, мы продолжаем знакомиться с царством Грибы. А вот с какими грибами будет знакомство, нужно отгадать последнюю загадку.
- Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть - нет головы.
(Ответы учеников).
- Кто сможет назвать тему нашего урока? (Ответы учеников: шляпочные грибы).
Запись темы урока в тетради.
Цели урока. (Ответы учеников: познакомиться с особенностями строения шляпочных грибов; способами питания шляпочных грибов; видами шляпочных грибов.)
Творческое домашнее задание (сообщение учеников)
Ученик 1. «Знания о грибах встречаются в трудах древнеримских ученых Диоскорида и Плиния Старшего, живших 1 в. до н.э. Они описывали крупные шляпочные грибы, упоминали об их свойствах, в том числе и лечебных. Плиний Старший первым попытался классифицировать грибы на съедобные и несъедобные. А один из грибов получил у него название цезарского, или царского гриба и подавался к столу только знатным патрициям.
Ученик 2. Из средних веков до нас дошло мало сведений о грибах. В эпоху Возрождения началось интенсивное изучение растений, появились «Травники», в них входили и описания грибов. Грибами, судя по летописи, пытались лечить Владимира Мономаха. В конце 16 – начале 17 вв. Карл Линней в своем труде «Система природы» описал 95 видов грибов. Он поместил их среди растений, не имеющих цветов.
Ученик 3. Появление микроскопа позволило увидеть у грибов споры и грибницу. От греческого слова микос (гриб) получила своё название и наука о грибах. Наука возникла в конце 19 века, основателем её считается русский ученый Ф.М.Каменский. В настоящее время описано 100 тыс. видов грибов.»
Учитель: – Как вы думаете, все ли грибы похожи друг на друга? (Ответы учеников). Внимание на экран.
- Мы привыкли к плодовым телам грибов обычной формы: зонтообразная или воронковидная шляпка на ножке. Но есть и другие.
Творческое домашнее задание (сообщение учеников)
“Дама под вуалью”, “Трюфели” – сообщения учащихся.
Учитель. Какой мы сделаем вывод? (Ответы учеников: в природе шляпочных грибов большое разнообразие)
Физминутка.
Постановка проблемы урока учителем:
– Что это за загадочные создания шляпочные грибы? Каковы же особенности строения шляпочных грибов (каждый ученик получает гриб. Соблюдение техники безопасности)
- Кто может назвать строение шляпочного гриба? Из каких частей состоит шляпочный гриб? (Ответы учеников).
Учитель. В шляпке гриба два слоя: верхний слой покрыт кожицей и окрашен пигментами, а нижний: у одних грибов пронизан трубочками (трубчатые грибы), а у других – пластинками (пластинчатые)
- Определите какие у вас грибы? (Ответы учеников)
- В трубочках и пластинках образуются мелкие споры, которые распространяются ветром, насекомыми, беспозвоночными, белками, зайцами и другими животными. Споры не перевариваются в пищеварительных органах и при попадании споры в благоприятные условия, она прорастает, и образуется новая грибница, на которой в последствии образуются новые плодовые тела со спорами.
Работа с увеличительным прибором (лупа)
- На ножке с помощью лупы рассмотрите плотно расположенные нити грибницы. Грибница – главная часть гриба. В биологии есть ещё одно название грибницы – мицелий. Грибница образована тонкими ветвящимися трубчатыми нитями - гифами.
Индивидуальная работа по готовому дидактическому материалу.
Работа в тетрадях.
Дети зачитывают вывод. (Гриб состоит из шляпки, ножки и грибницы)
Работа с учебником.
Учитель. Каждый грибник знает, что рыжики лучше искать в молодом ельничке, маслята – в сосновом лесу. Почему? В чем причина такого устойчивого соседства? Давайте обратимся к учебнику.
- Для грибов характерны отношения с высшими растениями, при которых оба организма получают пользу от совместного существования. Образование микоризы (симбиоза гриба и дерева) происходит избирательно. (Демонстрация симбиоза)
– Что же получает гриб от дерева, а дерево от гриба? (Ответы учеников: корни дерева получают воду и минеральные вещества, гриб – органические вещества.)
– Как называется такой способ полезного сожительства? (Симбиоз, а грибы – симбионты).
Беседа о съедобных и ядовитых грибах. Проблема
(Перед вами названия известных шляпочных грибов. Только буквы в названии грибов перепутаны. Поставьте буквы на место).
1. КАЧИСЛИ (лисичка)
2. ПЕОКОН (опёнок)
3. РОКАЕЖСЫ (сыроежка)
4. МОРХОМУ (мухомор)
- Среди названых грибов, какие вам известны? А какие грибы встречаются в нашей местности? (Творческое домашнее задание: грибы Ростовской области)
Учитель. На какие бы группы вы разделили шляпочные грибы? (Ответы учеников (творческое задание): съедобные и ядовитые)
Учитель. Грибы содержат до 40 % белков, 10–15 % углеводов, соли фосфора, калия, железа, витамины А, В1, В2, С, РР, Д, микроэлементы (медь, йод, цинк)
Но следует отметить, что грибы можно собирать только молодые, даже если они съедобные, поскольку в старых накапливаются ядовитые вещества.
Человек издавна использовал грибы как продукт питания. На Руси на засолку (исконно русский способ заготовки грибов) собирали грузди, рыжики, волнушки. Теперь этих грибов становится все меньше и меньше. А ведь каких-то 100 лет назад Россия была основным поставщиком соленых рыжиков за границу.
С грибами связаны легенды, сказания, небылицы во многих странах земного шара.
Грибы мухоморы не напрасно так названы. До сих пор в деревнях летом ставят блюдца с подслащенной водой и кусочками сырого красного мухомора: насекомые, напившись такой воды, погибают в большом количестве. Заметим, что это биологические меры борьбы с вредителями, а не химические, употребляемые сегодня.
Группу ядовитых грибов составляют около 20 видов. Характер отравления определяется количеством съеденных грибов и состоянием здоровья человека. Смертельный исход вызывают отравления бледной поганкой, мухоморами, тигровой, белой и серо-желтой рядовками, строчком.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Учитель. Для проверки усвоенного вами материала сегодня на уроке, выполним самостоятельную работу. Работать будем на отдельных листочках. Подпишите их в верхнем правом углу. На листе вы видите грибы. Ваша задача написать не меньше двух особенностей строения гриба, части гриба, поэтому ваша задача дорисовать ее. А затем разделите данные грибы на 2 группы, не забываем, на какие именно. На трубчатые и пластинчатые.
- Кому не понятно, что нужно делать?
Учитель. Я вижу, что вы уже выполнили работу, давайте проверим. На доске правильный ответ, посмотрите внимательно, у кого получилось не так, поднимите руку.
- Почему у тебя не так? Что отсутствовало у гриба на карточке? (грибница)
- Отлично, я увидела, что вы справились с заданием и оно у вас не вызвало затруднений, вы верно разделили грибы на 2 группы. Можете поставить у кого все верно плюсик сбоку.
8. Рефлексия
- Ребята, наш урок подошёл к концу.
Давайте подведём итог.
- Кому было интересно на уроке?
- Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали.
- А что вы уже знали раньше?
- Что понравилось делать?
- Что было трудно?
- Если вы довольны тем, как работали на уроке, если вам было интересно, покажите зеленый кружок, а если вам не понравилось, вы чего-то не поняли, покажите красный.
- А теперь мне бы хотелось каждому из вас подарить значок путешественника.
- Я благодарю вас за урок, мне было приятно с вами работать.
- Спасибо! Урок окончен!
Оценки за урок получили…
9. Домашнее задание
- Инструктаж выполнения домашнего задания. Запись с доски в дневники.
- Взаимопроверка записи д/з в дневниках.
- Дополнительно творческие задания: найти легенду о грибах.