Формирование правового пространства, способствующего развитию гражданско-правовой культуры, как составной части общей системы учебно-воспитательной работы

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Развитие правового государства, формирование гражданского общества, укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры и правовой грамотности, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов [1].

В современной России на образовательные организации возложена задача не только обучения и воспитания личности, обладающей принципами гражданственности, морали, духовности, культуры и законопослушности, но правового просвещения всех участников образовательного процесса.

Профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н, определено, что при выполнении общепедагогической функции по обучению педагог должен владеть знаниями законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства, соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требования Федеральных государственных образовательных стандартов ориентируют педагога на формирование у обучающихся уважения к закону и правопорядку, нравственного сознания и законопослушного поведения.

Поэтому одной из основных целей МБОУ гимназии №11 является создание условий для формирования правового сознания, правой культуры всех участников образовательного процесса, активной гражданской позиции обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов.

С этой целью в 2018 году в соответствии с приказом МУ «Управление образования администрации города Пятигорска» от 31.08.2018 №834 «Об организации инновационной работы в ОУ в 2018–2019 учебном году» на базе МБОУ гимназии №11 открыта городская инновационная площадка по теме «Формирование правового пространства, способствующего развитию гражданско-правовой культуры, как составной части общей системы учебно-воспитательной работы».

Период работы ГИП: 01.09.2018-31.08.2021гг.

В рамках реализации основного этапа Плана инновационной деятельности на 2019-2020 учебный год городской инновационной площадки «Формирование правового пространства, способствующего развитию гражданско-правовой культуры, как составной части общей системы учебно-воспитательной работы» в МБОУ гимназии №11, запланированы и реализованы следующие мероприятия:

  • Подготовлен приказ об организации инновационной работы в МБОУ гимназии № 11 и разработан план реализации мероприятий инновационной деятельности на 2019-2020 учебный год.
  • В плане реализации информационной деятельности в гимназии № 11 оформлены стенды по гражданско-правовому просвещению участников образовательного процесса, на которых отражается вся актуальная информация на эту тему. Ведется подбор, систематизация информационных материалов в методической копилке Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса (библиотекарь Найденова И.В.) как по теме работы, так и о деятельности площадки в целом. Составляются рекомендательные списки литературы и ссылки на актуальные электронные ресурсы по гражданско-правовой грамотности для разных групп участников образовательного процесса, методические рекомендации по проведению внеурочных мероприятий (например, урока–пресс-конференции для обучающихся общеобразовательных организаций «Права ребенка в современной России глазами современных школьников», примерные темы мини-сочинений правовой направленности, примерные планы мероприятий, направленных на развитие правовой грамотности у обучающихся). В 2019-2020 учебном году были проведены практические занятия с волонтерами по овладению навыками правового решения вопросов межличностных конфликтов; разработаны и размещены в Классных уголках всех классов памятки «Служба медиации», «Если ребенка обижают в школе», регулярно обновлялись материалы стенда «Школьная служба примирения».
  • Был разработан и используется диагностический инструментарий оценки гражданско-правовой культуры обучающихся. В этом году банк диагностик пополнился новыми материалами. В качестве одной из характеристик уровня развития правовой культуры граждан страны можно рассматривать знание Конституции. Вопросы нами были взяты с сайта ВЦИОМ (https://wciom.ru). В анкете их всего 4:

Знаешь ли ты Конституцию РФ?

1. 12 декабря - День Конституции Российской Федерации. Вы лично знакомы с содержанием Конституции, основными ее положениями или нет? (закрытый вопрос, один ответ, %);

2. Какие из основных прав и свобод, провозглашенных Конституцией, представляются наиболее важными для Вас лично? (закрытый вопрос, не более 7 ответов, %);

3. Какую роль, по Вашему мнению, сегодня играет Конституция в жизни России? (закрытый вопрос, один ответ, %);

4. Как Вы считаете, какие из основных прав и свобод граждан, провозглашенных Конституцией, чаще всего нарушаются сегодня в нашей стране? (закрытый вопрос, не более 7 ответов, %) Но само проведение исследования решено было отложить в связи с предстоящими внесениями изменений в действующую Конституцию РФ, а в классах в декабре 2019г. были проведены классные часы на тему «Человек и его права».

В течение учебного года были разработаны локальные акты, положения, должностные инструкции, памятки и другая нормативная документация гимназии №11 гражданско-правовой направленности.

Разработаны, апробированы и реализуются программы внеурочной деятельности, воспитательной работы, дополнительного образования по гражданско-правовой направленности (программа внеурочной деятельности «Антикоррупционная и правовая культура» для обучающихся 5-11 классов и пр.). В текущем году осуществлялась организация научно-исследовательской деятельности в рамках инновационной площадки: подготовка и организация участия педагогов и учащихся в школьных, городских, районных, областных, конкурсах, олимпиадах гражданско-правовой направленности. В XV многопрофильной олимпиаде ПСТГУ «АКСИОС» по истории приняли участие следующие обучающиеся МБТОУ гимназии №11: Бабенко Никита (Диплом 3 степени), Белоножкина Ксения (Диплом 3 степени) и др. Учащаяся Данилкина Анна стала призером муниципального этапа ВСОШ по праву, учащаяся Тимченко Анна стала призером муниципального этапа ВСОШ по обществознанию и др.

В рамках городской инновационной площадки «Формирование правового пространства, способствующего развитию гражданско-правовой культуры, как составной части общей системы учебно-воспитательной работы» в начальных классах гимназии №11 работа велась по теме «Основа социализации и общения». В 4-х классах проведен турнир по интеллектуальной игре «Правовой брейн-ринг» целью, которого является воспитание правовой культуры учащихся, развитие интеллектуального потенциала. Пополняется банк материалов исследовательского проекта «Дети-герои».

Систематическая работа с учащимися укрепляет их гражданскую позицию. Все учащиеся принимают активное участие в различных мероприятиях, проводимых в школе:

  • Классные часы «Ты и твое право», «Ты и твоя ответствен­ность», «Права ребенка», «Преступление против чести и достоинства», «Корни моей семьи», «Традиции семьи», «Здоровый образ жизни», «Я - маленький гражданин России»;
  • Всероссийская акция «Окно Победы», «Свеча Памяти»;
  • Конкурсы: рисунков, посвященных Дню Победы; песни «Песни Победы», стихов «Мы о войне стихами говорим».
  • Конкурсы и выставки школьных рисунков и плакатов: «Чтобы знали, чтобы помнили», «Страницы истории Великой войны».
  • В текущем году подготовлен и проведен на базе МБОУ гимназии №11 городской семинар руководителей образовательных организаций по теме «Организация контрольных мероприятий в образовательной организации. Учебный план» с рассмотрением вопросов нормативно-правового характера в образовательной деятельности.
  • В условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции руководители и педагогический коллектив МБОУ гимназии №11 оперативно реагировали на поступающую информацию, разрабатывали нормативно-правовую документацию для организации обучения по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования с помощью дистанционных технологий, информировали обучающихся и их родителей (законных представителей) об организации обучения с помощью дистанционных технологий.

На сайте МБОУ гимназии №11 были оперативно размещены для информирования участников образовательного процесса: федеральные, краевые, другие нормативные документы, рекомендации и правила по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19), нормативные документы и методические материалы по временному переходу на дистанционное обучение в условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции, рекомендации Минпросвещения России по организации обучения с использованием дистанционных технологий, Методические рекомендации по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и пр.

В копилку опыта классных руководителей по развитию гражданско-правовой компетентности обучающихся в этом году внесли вклад следующие педагогические работники:

  • учитель русского языка и литературы Черкашина И.Н. с предоставлением материала на тему «Гражданско-правовое воспитание на уроках русского языка и литературы»;
  • учитель истории и обществознания Чернышова Л.Ю. с предоставлением материала по направлению «Родословие» (Материал был предоставлен на XXX городской краеведческой конференции школьников «КМВ - моя малая Родина», автор учащаяся Серикова Валерия стала лауреатом (1 место), руководитель - учитель истории и обществознания Чернышова Л.Ю.).

Анализ результатов проведенных мероприятий свидетельствует о выполнении основного этапа Плана инновационной деятельности на 2019-2020 учебный год городской инновационной площадки «Формирование правового пространства, способствующего развитию гражданско-правовой культуры, как составной части общей системы учебно-воспитательной работы» в МБОУ гимназии №11.

Литература

1. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2011/07/14/pravosoznanie-dok.html (Дата обращения 26.05.2020).