Модель взаимозаменяемости педагогов дополнительного образования в условиях кадрового эксклюзива

Разделы: Администрирование школы, Дополнительное образование

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, модуль


Педагоги дополнительного образования – эксклюзивные кадры и на период их отсутствия при поездках на конкурсы или по другим причинам – замещение другими педагогами кажется невозможным. Редко бывает так, когда из тридцати педагогов в коллективе - два по народному танцу или, например, гончарному искусству, и вряд ли педагог робототехники сможет заменить занятие эстрадного вокала, как, впрочем, и в общеобразовательной школе учитель истории вероятнее всего не сможет провести урок химии.

Проведенный администрацией Центра образования «Перспектива» г. Зеленогорска SWOT-анализ показал, что высокий уровень профессионального мастерства узкоспециализированных педагогов одновременно является сильной и слабой стороной. Сильной, так как это дает возможность принимать предложения по участию коллективов в статусных конкурсах, а слабой – потому, что в период отьезда или отсутствия такого педагога по болезни и другим причинам становится невозможным замещение такого педагога, что приводит к потере детей и сокращению контингента обучающихся.

Способом разрешения данного противоречия и с целью сохранения контингента обучающихся, реализации образовательной программы в полном объеме мы посчитали целесообразным создание системы взаимозаменяемости, в рамках которой необходимо разработать универсальные занятия, включить их в каждую дополнительную общеобразовательную программу и которые могли бы быть проведены любым педагогом, независимо от специализации.

Универсальное учебное занятие УУЗ – это такое занятие, которое может быть проведено в любом объединении учреждения дополнительного образования детей, с учетом возраста обучающихся (дошкольников, младших школьников, среднего и старшего школьного), не требующего от его участников предшествующего опыта и специальной подготовки

Таким универсальными занятиями могут стать полезные и необходимые занятия по формированию здорового образа жизни, так называемые «Здоровые занятия», так как задача внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающего компонента обозначена в Приказе Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. N 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников". Согласно этому приказу наряду с необходимостью создания целостной системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников; соответствия инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровье сбережения обучающихся, воспитанников стоит задача организации системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни.

Появилась Идея – организовать и провести в учреждении для педагогов инновационную методическую площадку по теме «Будь Здоров!», которая посвящена разработке и организации применения здоровесберегающего компонента (разработке УУЗ) в реализации дополнительных общеобразовательных программ УДО, для обучающихся всех объединений Центра, различных направленностей и возрастов, направленного напропаганду здорового образа жизни и привитие обучающимся полезных привычек.

В современном образовательном пространстве очень много говорится о вредных привычках, негативных явлениях, таких как интернет- зависимость, курение, алкоголь, употребление наркотиков, СПИД и т.д. Вместе с тем, в подростковой среде именно такие запреты и вызывают желание попробовать (нарушить запрет). Было решено не об этих запретах говорить на базовой площадке и не на эти темы разрабатывать УУЗ, а разработать такие приемы, которые в позитивном ключе покажут детям эффективность и полезность здорового образа жизни, сформировать своеобразную «моду» на здоровые привычки в различных сферах жизни:

  • в быту (повседневные здоровые привычки: влажная уборка, проветривание, использование бытовой химии, косметики и пр.);
  • информационной среде: интернет-пространство, гаджеты, ТВ (дозированность, безопасность, эмоциональное и психическое равновесие и пр.);
  • организации собственного рабочего пространства и внешнего вида: порядок на рабочем месте, уход за волосами и телом, режим и пр.;
  • организации досуга (поездки, походы, путешествия: что взять с собой, чтобы сохранить здоровье, куда поехать, правила безопасного поведения и пр.);
  • учебе (полезные привычки: физ. минутки, фитнес за партой, режим подготовки к экзаменам, эмоциональный настрой и пр.);
  • питании (совместимость продуктов, калорийность, обоснованность диет, качество продуктов, приготовление блюд и пр.).

Участниками инновационной площадки 2019-2020 учебного года стали 14 человек, из числа педагогических работников и представителей администрации МБУ ДО «ЦО «Перспектива», которые разделились на пары по тематически блокам. По каждому блоку участникам площадки накануне занятия (каждому в свой день по графику), в качестве домашнего задания было предложено разработать методический материал (информация + практические упражнения для школьников), которые затем были апробированы во время заседания базовой площадки на взрослых (слушателях площадки - стажерах).

Игровые упражнения, видеофильмы, памятки, викторины, игровые обучающие программы, оригинальные задания - эти формы работы предупреждают утомление, нарушение осанки, зрения, а также способствуют повышению работоспособности, активизации мыслительных процессов, улучшению памяти и внимания ребят и как оказалось, стажеров площадки.

Педагоги подбирали такие приемы, которые в позитивном ключе покажут детям эффективность и полезность здорового образа жизни, помогут сформировать своеобразную «моду» на здоровые привычки.

В заключение каждого модуля, команда авторов, в качестве зачета, оформляли план-конспект занятия по единому заданному алгоритму, а также методические материалы на цифровых носителях, для включения в образовательную программу, как УМК к программе.

Разработанные в ходе площадки материалы являются «банком» для проведение учебного блока «Будь Здоров!», которым может воспользоваться каждый педагог учреждения, даже тот, кто не посещал инновационную площадку. «Здоровые занятия» помогают обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности, достичь успехов каждому ребенку даже в то время, когда педагог в отъезде.

Итак, поводя итог вышесказанному, механизм взаимозаменяемости эксклюзивных педагогов дополнительного образования выглядит следующим образом:

  1. Разработка банка (коллекции) «Здоровых занятий» и их размещение в открытом доступе для педагогов учреждения (универсальные занятия можно разработать и в других востребованных направлениях, таких как «Кибербезопасность», «Основы финансовой грамотности» и т.д.);
  2. Включение модуля «Будь Здоров!» в каждую дополнительную общеобразовательную программу (примерное количество часов на модуль определяется общим количеством часов на программу - 2 часа на каждые 36 годовых часов).
  3. Анализ плана работы на очередной месяц, выявление потребностей о замещении, определение «свободного» педагога из числа участников базовой площадки, желающего провести замещение. Издание приказа о замещении.
  4. «Заместитель» выбирает тему из банка занятий модуля «Будь Здоров» и подбирает материалы с учетом возраста детей;
  5. В назначенное время, по расписанию «заместитель» проводит занятие, тему записывает в журнал и рабочую программу.

Таким образом, с помощью разработанных материалов в учреждении появилась возможность замещения педагогов на период их отсутствия другими педагогами, в результате - образовательная программа в объединениях выполняется на 99-100%, сохранность контингента максимальная, копилка достижений творческого коллектива пополняется новыми достижениями, а у обучающихся формируется мода на здоровый образ жизни.

Список литературы и интернет-источников

  1. Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 N 2106 (legalacts.ru)/ Законы, кодексы и нормативно-правовые акты РФ.