Тема урока: «Части речи». 4-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: русский язык, УМК «Школа России», части речи


Цели:

  • Актуализация знаний по частям речи.
  • Развитие умения отличать части речи от состава слова; тренировка навыков нахождения различных частей речи в тексте.
  • Воспитание доброты, чувства дружбы, коллективизма.

Формируемые УУД:

Познавательные:

  • определять части речи и обосновывать своё мнение;
  • определять морфологические признаки частей речи;
  • классифицировать объектов по выделенным признакам.

Коммуникативные:

  • согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;
  • адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Регулятивные:

  • постановка учебной задачи;
  • оценивание качества усвоения материала.

Личностные: Уметь использовать, приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Тип урок: урок развития умений и навыков.

Оборудование: Учебник по русскому язык 4 класс Канакина В.П., Горецкий В.Г. 1 ч.; мультимедийный проектор; карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Организационный момент

- Ребята, у нас сегодня обычный урок, но к нам пришли гости.

Итак, друзья, внимание.
Ведь прозвенел звонок
Садитесь поудобнее
- Начнем скорей урок!  

II. Актуализация опорных знаний

1. Работа в тетрадях

Пальчиковая гимнастика

Двадцать третье октября. Классная работа.

2. Минутка чистописания

- Внимательно посмотрите на слова. Выявите закономерность, с помощью которой подобраны пары.

  • Большой – маленький
  • Сухой -           ?
  • Война -          ?
  • Глубокий -    ?
  • Старый -      ?
  • Твёрдый -      ?

Запись буквосочетаний м  мм

3. Словарный диктант

Каникулы, пассажир, багаж, календарь, горизонт, хозяйство, библиотека, комбайнёр, хозяин, шофёр, костюм, железо, пассажирский.

4. Взаимопроверка

(Слайд 2)

5. Оценивание

  • 0 ошибок – оценка «5»
  • 1-2 ошибок – оценка «4»
  • 3- 5 ошибок – оценка «3»
  • Более 5-ти ошибок – оценка «2»

III. Самоопределение к деятельности

- Послушайте сказку.

Жили-были в стране Русского языка разные слова. Одни из них называли предметы: солнце, река, трава, птица, ветер. И назывались эти слова? (Существительными.)

Другие - все время задавали вопросы Существительным: «Что делает?», «Что сделает?», и заставляли предметы действовать - солнце светит, река течет, трава шумит, птицы поют. В этой стране слова-действия называли? (Глаголами.)

Были еще и очень любопытные, которые интересовались: «А солнце какое?», «Река какая?», «Ветер какой?» - называли признаки и украшали нашу речь - солнце яркое, река быстрая, трава зеленая, птицы звонкие. И эти слова называли? (Прилагательными).

А также в этой стране жила очень странная семья. У них у всех были странные имена: Я, Ты, Он, Она, Мы, Вы, Они. Они были недоверчивы, всегда прятали свои настоящие имена. Они никому не доверяли и научили этому и существительное сундук – он, золото – оно, семья – она. (Местоимение).

И когда они не могли всех сосчитать за обеденным столом к ним в гости приходила, та которая знала все обо всем, например, сколько людей в стране, сколько земель и замков, их порядок. И конечно же это? (Числительное)

Благодаря этим словам люди научились выражать и передавать свои мысли, чувства, из них состоит речь Человека, поэтому и называют их ЧАСТЯМИ РЕЧИ.

- Назовите тему нашего урока.

- Части речи

Давайте определимся с нашими целями на урок.

(Повторим части речи и их признаки, научимся распознавать изученные части речи).

III. Работа по теме урока

1. Составление кластера «Части речи»

- На какие 2 большие группы можно разделить слова русского языка?

Перечислите самостоятельные части речи?

Перечислите служебные части речи?

2. Работа в группах

Вспомним все, что мы знаем о частях речи. Для этого разделимся на группы. Отгадать часть речи и подготовить ответ по плану.  Каждой группе дается 5 минуты для сбора информации. Затем каждая группа выступит с сообщением. (Ответ готовят по плану.) учебник стр. 68-69, доп. материал

План выступления.

  1. Часть речи.
  2. Что обозначает?
  3. На какие вопросы отвечает?
  4. Морфологические признаки.
  5. Роль в предложении.

Местоимение, числительное - совместно

3. Работа по определению частей речи

 - Запишите слова.

сущ.
гл.
прил.
учение
учить
ученый

- Что можно сказать о этих словах?

- Какой частью речи они являются? Как определить? Что для этого нужно сделать? (задать вопрос)

V. Физкультминутка

Называю слова разных частей речи. Если это существительное - руки верх, прилагательное - в сторону, глагол - хлопок.

(Весна, идёт, осень, жёлтые, зелёные, поднять, опустить, новый, школа, учатся, дружные, цирк, прыгать).

VI. Продолжение работы по теме

1. Разбор предложения

Составьте предложение, в котором слово ученый будет отвечать на вопрос КТО?

Какой частью речи оно будет являться?

сущ.

гл.

прил.

сущ.

Ученый

написал

новую

книгу.

Разберем это предложение по членам предложения.

2. Послушайте внимательно отрывок из произведения А.С.Пушкина и определите, какой частью речи является слово «ученый»?

У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.

3. Работа с учебником

1. Распознавание частей речи устно (с.67, упр. 111).

2. Выполнение упражнения, вставить подходящие по смыслу предлоги и союзы (с. 67, упр. 112)

3. Запись нового словарного слова Двенадцать  

4. Закрепление изученного

Игра “В свои ворота”

Учитель диктует слова,

  • 1-я группа записывают только имена существительные,
  • 2-я группа - имена прилагательные,
  • 3-я группа - глаголы.

Грустный, огурцы, рисует, ковер, светлая, пятый, играют, ученик, долго, автобус, лисица, три, лечил, мягкое, капуста, шьет, длинный, отлично.

Индивидуальная работа. Для тех кто быстро справился с заданием – карточки!

Прочитайте. Вставьте пропущенные слова. Определите, какой частью речи они являются.

Век живи – век …..
Тетрадь –…….. ученика.
Сперва аз да буки, а потом и.……….
Чем …….. раз читать, лучше один раз записать.
Книга – ……….. окошко, через него весь мир видно.

маленькое
учись
десять
науки
зеркало

VII. Подведение итогов

1. Рефлексия

Что мы с вами изучили на уроке?

  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Мне захотелось…
  • У меня получилось…
  • Была ли достигнута цель урока?

2. Оценивание

3. Домашнее задание

Повторить таблицы на с. 68-69, выполнить упражнение 114.

Резервное задание

Игра называется «Третий лишний».

Из данных 3-х слов надо выбрать одно лишнее и записать его с новой красной строки. затем определить какой частью речи оно является.

Зима, зимний, зимовье.

Чистота, чистить, чистка.

Грязь, грязнуля, грязнить.

  прил.              гл.              гл.
Зимний,    чистить,     грязнить.

И вновь у нас есть «Третий лишний». Найдите слово и разберите его по составу.

Зимний

Зим – корень
н – суффикс
ий – окончание
зимн - основа