Цели:
- Актуализация знаний по частям речи.
- Развитие умения отличать части речи от состава слова; тренировка навыков нахождения различных частей речи в тексте.
- Воспитание доброты, чувства дружбы, коллективизма.
Формируемые УУД:
Познавательные:
- определять части речи и обосновывать своё мнение;
- определять морфологические признаки частей речи;
- классифицировать объектов по выделенным признакам.
Коммуникативные:
- согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Регулятивные:
- постановка учебной задачи;
- оценивание качества усвоения материала.
Личностные: Уметь использовать, приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Тип урок: урок развития умений и навыков.
Оборудование: Учебник по русскому язык 4 класс Канакина В.П., Горецкий В.Г. 1 ч.; мультимедийный проектор; карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I. Организационный момент
- Ребята, у нас сегодня обычный урок, но к нам пришли гости.
Итак, друзья, внимание.
Ведь прозвенел звонок
Садитесь поудобнее
- Начнем скорей урок!
II. Актуализация опорных знаний
1. Работа в тетрадях
Пальчиковая гимнастика
Двадцать третье октября. Классная работа.
2. Минутка чистописания
- Внимательно посмотрите на слова. Выявите закономерность, с помощью которой подобраны пары.
- Большой – маленький
- Сухой - ?
- Война - ?
- Глубокий - ?
- Старый - ?
- Твёрдый - ?
Запись буквосочетаний м мм
3. Словарный диктант
Каникулы, пассажир, багаж, календарь, горизонт, хозяйство, библиотека, комбайнёр, хозяин, шофёр, костюм, железо, пассажирский.
4. Взаимопроверка
(Слайд 2)
5. Оценивание
- 0 ошибок – оценка «5»
- 1-2 ошибок – оценка «4»
- 3- 5 ошибок – оценка «3»
- Более 5-ти ошибок – оценка «2»
III. Самоопределение к деятельности
- Послушайте сказку.
Жили-были в стране Русского языка разные слова. Одни из них называли предметы: солнце, река, трава, птица, ветер. И назывались эти слова? (Существительными.)
Другие - все время задавали вопросы Существительным: «Что делает?», «Что сделает?», и заставляли предметы действовать - солнце светит, река течет, трава шумит, птицы поют. В этой стране слова-действия называли? (Глаголами.)
Были еще и очень любопытные, которые интересовались: «А солнце какое?», «Река какая?», «Ветер какой?» - называли признаки и украшали нашу речь - солнце яркое, река быстрая, трава зеленая, птицы звонкие. И эти слова называли? (Прилагательными).
А также в этой стране жила очень странная семья. У них у всех были странные имена: Я, Ты, Он, Она, Мы, Вы, Они. Они были недоверчивы, всегда прятали свои настоящие имена. Они никому не доверяли и научили этому и существительное сундук – он, золото – оно, семья – она. (Местоимение).
И когда они не могли всех сосчитать за обеденным столом к ним в гости приходила, та которая знала все обо всем, например, сколько людей в стране, сколько земель и замков, их порядок. И конечно же это? (Числительное)
Благодаря этим словам люди научились выражать и передавать свои мысли, чувства, из них состоит речь Человека, поэтому и называют их ЧАСТЯМИ РЕЧИ.
- Назовите тему нашего урока.
- Части речи
Давайте определимся с нашими целями на урок.
(Повторим части речи и их признаки, научимся распознавать изученные части речи).
III. Работа по теме урока
1. Составление кластера «Части речи»
- На какие 2 большие группы можно разделить слова русского языка?
Перечислите самостоятельные части речи?
Перечислите служебные части речи?
2. Работа в группах
Вспомним все, что мы знаем о частях речи. Для этого разделимся на группы. Отгадать часть речи и подготовить ответ по плану. Каждой группе дается 5 минуты для сбора информации. Затем каждая группа выступит с сообщением. (Ответ готовят по плану.) учебник стр. 68-69, доп. материал
План выступления.
- Часть речи.
- Что обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- Морфологические признаки.
- Роль в предложении.
Местоимение, числительное - совместно
3. Работа по определению частей речи
- Запишите слова.
сущ. |
гл. |
прил. |
учение |
учить |
ученый |
- Что можно сказать о этих словах?
- Какой частью речи они являются? Как определить? Что для этого нужно сделать? (задать вопрос)
V. Физкультминутка
Называю слова разных частей речи. Если это существительное - руки верх, прилагательное - в сторону, глагол - хлопок.
(Весна, идёт, осень, жёлтые, зелёные, поднять, опустить, новый, школа, учатся, дружные, цирк, прыгать).
VI. Продолжение работы по теме
1. Разбор предложения
Составьте предложение, в котором слово ученый будет отвечать на вопрос КТО?
Какой частью речи оно будет являться?
сущ. |
гл. |
прил. |
сущ. |
Ученый |
написал |
новую |
книгу. |
Разберем это предложение по членам предложения.
2. Послушайте внимательно отрывок из произведения А.С.Пушкина и определите, какой частью речи является слово «ученый»?
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
3. Работа с учебником
1. Распознавание частей речи устно (с.67, упр. 111).
2. Выполнение упражнения, вставить подходящие по смыслу предлоги и союзы (с. 67, упр. 112)
3. Запись нового словарного слова Двенадцать
4. Закрепление изученного
Игра “В свои ворота”
Учитель диктует слова,
- 1-я группа записывают только имена существительные,
- 2-я группа - имена прилагательные,
- 3-я группа - глаголы.
Грустный, огурцы, рисует, ковер, светлая, пятый, играют, ученик, долго, автобус, лисица, три, лечил, мягкое, капуста, шьет, длинный, отлично.
Индивидуальная работа. Для тех кто быстро справился с заданием – карточки!
Прочитайте. Вставьте пропущенные слова. Определите, какой частью речи они являются.
Век живи – век ….. Тетрадь –…….. ученика. Сперва аз да буки, а потом и.………. Чем …….. раз читать, лучше один раз записать. Книга – ……….. окошко, через него весь мир видно. |
маленькое |
VII. Подведение итогов
1. Рефлексия
Что мы с вами изучили на уроке?
- Было интересно…
- Было трудно…
- Мне захотелось…
- У меня получилось…
- Была ли достигнута цель урока?
2. Оценивание
3. Домашнее задание
Повторить таблицы на с. 68-69, выполнить упражнение 114.
Резервное задание
Игра называется «Третий лишний».
Из данных 3-х слов надо выбрать одно лишнее и записать его с новой красной строки. затем определить какой частью речи оно является.
Зима, зимний, зимовье.
Чистота, чистить, чистка.
Грязь, грязнуля, грязнить.
прил. гл. гл.
Зимний, чистить, грязнить.
И вновь у нас есть «Третий лишний». Найдите слово и разберите его по составу.
Зимний
Зим – корень
н – суффикс
ий – окончание
зимн - основа