Интерактивная игра интегрирует в себе следующие методы: создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации, обмена деятельностями, мыслительной и рефлексивной деятельности. Обучающиеся любят, когда весь урок проходит в игровой форме. Конечно, такие занятия не проводятся каждую неделю, т.к. изучение экономики требует постоянной практики в решении экономических задач, отработки знаний, умений и навыков. Кроме того, занятие – интерактивная игра нуждается в большой предварительной подготовке. Такие занятия целесообразно проводить 1-2 раза в четверть при обобщении и систематизации изученного материала или в качестве подведения итогов работы за четверть или в качестве внеклассного мероприятия. При разработке уроков – интерактивных игр часто беру за основу телевизионные игры, создаю шаблон, после чего игры можно проводить в разных классах, меняя только задания. «Своя игра», КВН, «Счастливый случай», «Звёздный час», «Поле чудес», «Битва титанов» - телевизионные передачи, на основе которых можно разработать сценарий урока.
Приведу пример урока – интерактивной игры, разработанной на основе телевизионной передачи «Своя игра».
Цели:
Обучающие:
- закрепление учащимися знаний, полученных на теоретических и практических занятиях;
- формирование общеучебных умений и навыков;
- применение ЗУН в практической деятельности.
Воспитывающие:
- воспитание самостоятельности, воли;
- формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок;
- воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие:
- развитие внимания, памяти, речи, мышления;
- умений сравнивать, сопоставлять, находить аналоги;
- воображения, фантазии, творческих способностей;
- развитие мотивации учебной деятельности.
Продолжительность проведения: 45 минут.
Участники: 4 команды по 3 чел.
Учебно-методическое обеспечение: экран для проецирования, набор мультимедийных слайдов, содержащих иллюстрированные вопросы, проектор.
Правила проведения интерактивной игры
Педагог приветствует обучающихся на занятии, объясняет правила проведения конкурса. Дети делятся на команды, которые располагаются в аудитории отдельно друг от друга. В роли ведущего выступает преподаватель.
Правила «Своей игры»
Суть игры заключается в том, что команды отвечают на вопросы различной стоимости, пытаясь опередить друг друга. Каждый вопрос темы имеет свою стоимость. Чем выше цена вопроса, тем он сложнее.
Начинается игра с того, что командам задаётся «контрольный» вопрос. Команда, правильно ответившая на него, выбирает любой вопрос из любой темы. Очки за «контрольный» вопрос не зачисляются. Вопрос появляется на экране и зачитывается вслух ведущим, и любая из команд может дать ответ на него. Команды могут поднимать флажок не в любой момент после того, как вопрос был выведен на экран, а только после полного озвучивания вопроса ведущим. Далее ведущий определяет, прав ли отвечающий. В случае правильного ответа очки начисляются на счёт команды, а команда получает право выбрать следующий вопрос. В случае неверного ответа очки снимаются со счёта отвечавшей команды. В этом случае оставшиеся команды имеют право поднять флажок и дать свой ответ на прозвучавший вопрос. Если в течение десяти секунд на вопрос никто не отвечает, то ведущий делает это сам, а следующий вопрос выбирает та же команда, что выбирала и предыдущий.
Каждый раунд продолжается до тех пор, пока в нём не будут разыграны все вопросы.
Вначале команды делают свои ставки, записывая их на бумажке, после чего отдают их ведущему. Команда может поставить любую сумму от 1 очка до всей своей суммы (ва-банк). После этого на экране появляется 10 тем, участники по очереди убирают тему, которая им не нравится. В итоге остается единственная тема, вопрос которой участвует в финале игры. Ведущий его зачитывает и объявляет о начале 60 секунд на обдумывание командой «Время!». На вопрос финала обязаны отвечать все играющие - они записывают свой ответ на бумажке.
По истечении 60 секунд ответы команд проверяются. Порядок их проверки происходит по возрастанию сумм, начиная с отстающего. Ведущий оглашает ответ, определяет его правильность, оглашает ставку. В случае правильного ответа счёт игрока увеличивается на сумму ставки, иначе - уменьшается на неё же. Если никто из игроков не ответил правильно, ведущий сначала произносит правильный ответ, а затем объявляет победителя.
Победителем игры объявляется тот, кто по итогам финального раунда набрал наибольшую сумму очков. В случае равенства этого показателя у двух или трёх игроков бросается жребий.
Основные этапы игры
- Приветствие учащихся преподавателем.
- Мотивация проведения мероприятия.
- Согласование правил проведения конкурса.
- Основной этап проведения.
- Подведение итогов.
Варианты заданий интерактивной игры представлены в Презентация 1, Презентация 2.