Занятие по внеурочной деятельности по программе «Секреты здоровья» (спортивно-оздоровительное направление) по теме «Бесценный дар – здоровье»

Разделы: Начальная школа, Дополнительное образование

Класс: 3

Ключевые слова: ЗОЖ


Занятие 1

Тема: «Бесценный дар - здоровье»

Цель: повторить основные компоненты здорового состояния человека; расширять представления о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни; развивать логическое мышление, внимание; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование:

  • Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПб, 1996;
  • Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М.: ВАКО; 2011;
  • Мультимедийное оборудование;
  • Изображения. [Электронный ресурс]. –UPL: http://images.yandex.ru/ (дата обращения 3.09.2016);
  • Музыка. [Электронный ресурс]. –UPL: http://muzofon.com/ (дата обращения 3.09.2016);
  • Физминутка. [Электронный ресурс]. –UPL: http://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs/ (дата обращения 3.09.2016);
  • Смайлики

Ход занятия

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя

(Слайд 1)

Презентация

Прочитайте эпиграф урока и вставьте по смыслу пропущенные слова:

Получен от природы дар -
Не мяч и не воздушный шар.
Не глобус это, не арбуз-
... - очень хрупкий груз.
Чтоб жизнь счастливую прожить,
…нужно сохранить.

II. Определение темы занятия. (Слайд 2)

- О чем пойдет речь на занятии?

- Как называет «здоровье» автор в стихотворении?

III. Постановка целей

- Чему будем учиться на занятии?

IV. Мотивация (Слайд 3)

- Сегодня мы вспомним составляющие компоненты здоровья и выясним, что мешает человеку быть здоровым.

Это интересно

Слово «ЗДОРОВЬЕ» образовалось от прилагательного «ЗДОРОВЫЙ», которое в свою очередь произошло от существительного «dorvo» – дерево.

Буквальное значение – «похожий на дерево». Здоровье - это значит быть "С ДЕРЕВО", таким же сильным и крепким.

- Перед вами дерево здоровья – могучее и крепкое. Вспоминая компоненты, слагаемые здоровья, мы будем украшать ими наше дерево листьями. (Слайд 4)

V. Повторение изученного во 2-м классе

1. Правильное питание

Ребята разбиваются на три творческие группы (по рядам).

- Творческим группам предлагаю следующие задания.

1 задание (Слайд 5, 6)

Необходимо разделить продукты на полезные и условно вредные: творог, копчёная колбаса, жевательная резинка, кефир, чипсы, рыба, кетчуп, яблоки, лимонад, сладости.

2 задание (Слайд 7)

Распределите продукты на 4 группы по содержанию в них тех или иных витаминов.

Витамины: А, В, С, Д.

Продукты: масло, морковь, мясо, шиповник, яйца, рыбий жир, лимон, икра.

ОТВЕТЫ: (Слайд 8)

А: морковь, яйца.
В: мясо, масло.
С: шиповник, лимон.
Д: рыбий жир, икра.

Витамин А: стимулирует рост и развитие, защиту организма.

При недостатке витамина A развиваются ухудшается зрение, нарушается иммунитет. Замедляется рост.

Витамин В: участвует во всех видах обменных процессов. Особенно важную роль играет в обеспечении зрительных функций, нормального состояния кожи и слизистых оболочек.

Витамин С: повышает устойчивость организма к инфекциям. Необходим для восстановления десен, костной ткани. Дефицит витамина С приводит к кровоточивости десен, плохому заживлению ран, ломкости волос, возникновению раздражительности, сонливости, вялости всего организма.

Витамин Д: Еще в средние века человечеством было обнаружено такое заболевание, как рахит, и тот факт, что избежать его помогает регулярное применение рыбьего жира. Он обеспечивает нормальное развитие и рост костной ткани. Его назначение – регулировать минеральный обмен, способствуя накоплению кальция в костях и зубах.

3 задание (Слайд 9)

- Объясните, что скрывается за данными обозначениями на упаковках продуктов: Е – 150, Е – 450, Е – 621, Е – 950.

ОТВЕТ: добавки, которые могут вызвать различные заболевания. (Слайд 10)

  • Е – 150 – красители (способствуют заболеваниям желудочно-кишечного тракта),
  • Е – 450 – солеплавители (ведут к нарушению процесса усвоения кальция, к хрупкости костей, отложению камней в почках),
  • Е – 621 – усилители вкуса (при применении могут вызвать слепоту, рост раковых опухолей);
  • Е – 950 – ароматизаторы (провоцируют астму и рост раковых опухолей).

- Какие же продукты наиболее полезны? Какую роль играют витамины? Какие продукты надо выбирать? (не содержащие добавок Е...).

- Группы хорошо справились с заданиями

- Какова первая составляющая здоровья? (Правильное питание).

Пища должна давать организму полезные вещества и энергию. Нельзя переедать, есть вредные продукты, которые приводят к заболеваниям органов. Многие болезни – следствие избыточного и неправильного питания.

Мы помещаем первый компонент здоровья – ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ на дерево Здоровья. (Слайд 11)

2. Движение. Физкультура

Вашему вниманию предлагается следующая ситуация. (Слайд 12)

Мама. Дочка, почему ты так долго шла из школы?

Дочь. Я не шла, я долго ждала троллейбус. Пешком было лень идти.

Мама. Иди пообедай, а потом поможешь мне с уборкой квартиры.

Дочь. Нет, мама. Я так устала в школе, и полы мыть уже не могу.

Мама. Ну тогда сходи в магазин за продуктами.

Дочь. Нет, мама. Я так устала на физкультуре, что и ходить не могу.

Мама. Смотри, доченька. Раньше меня старушкой станешь!

- В чём не права девочка?

- В далёкие времена для того чтобы прокормиться, нашим предкам приходилось много ходить, бегать, охотиться. Сама жизнь ставила условие: чтобы не умереть, надо было двигаться. И сегодня фраза «Движенье – это жизнь» остаётся верной. Почему? (При движении кровь перемещается в организме с большей скоростью и лучше снабжает клетки кислородом, питательными веществами - обмен веществ улучшается, укрепляется дыхательная система и сердце).

- Итак, на наше дерево мы помещаем следующий компонент здоровья – ДВИЖЕНИЕ. ФИЗКУЛЬТУРА (Слайд 13)

Физминутка (Слайд 14)

3. Режим дня (Слайд 15)

- Прочитайте информацию на слайде и скажите, что на нем представлено.

- Ещё один компонент здоровья – это РЕЖИМ ДНЯ.

Вы – ученики, а учёба – это тяжёлый труд. И чтобы не переутомляться, надо правильно организовать свой день.

- Каждой группе предлагается исправить неверно составленную инструкцию: уберите лишние правила, а остальные расставьте по порядку.

- Проверим. (Слайд 16)

- Итак, мы говорили о том, что помогает сохранять работоспособность. Третий компонент – ПРАВИЛЬНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ. (Слайд 17)

4. Личная гигиена (Слайд 18)

Разбор ситуации: «Утром Федя чинил велосипед. Днём играл с собакой. Придя домой, Федя быстро переоделся и сел обедать. На следующий день он не пошёл в школу. У него заболел живот и поднялась температура.»

- Как вы думаете, почему заболел мальчик?

(Высказывания детей)

- Что бы вы, ему посоветовали?

Игра

- Если я называю предмет личной гигиены, вы потягиваетесь на носочках, а если этим предметом может пользоваться вся семья вы приседаете.

(Мыло, полотенце, зубная паста, шампунь, расчёска, мочалка, детский крем, носовой платок, зубная щётка).

- Какой четвертый компонент здоровья?

Четвертый компонент здоровья – ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА. (Слайд 19)

5. Отсутствие вредных привычек

Разрешение проблемных ситуаций в группах. (Слайд 20)

Проблемная ситуация №1

Алла, Света и Стасик сидели на лавочке и смотрели новую книжку. Вдруг Света сказала: «Почему так плохо пахнет?» Ребята подняли головы и обнаружили, что рядом с ними на лавочке присели незнакомые мужчины и курили. На детей они не обращали никакого внимания. Ваши действия…

Проблемная ситуация №2

Я встретил на улице своего друга в компании подростков.

Во дворе их все считали крутыми ребятами. Мой друг решил познакомить меня с ними, чему я вначале очень обрадовался. Но как оказалось, чтобы попасть к ним в компанию я должен был принести сигареты и закурить, тем самым зарекомендовав себя взрослым. Ваши действия…

Проблемная ситуация №3

За столом сидели взрослые и мы с братом. Один из гостей решил закурить. Взрослые не обращали внимания на курящего. Вкус пищи стал перебивать запах табачного дыма. Ваши действия…

- Молодцы, ребята, верно отвечали!

- Сформулируйте пятое слагаемое здоровья.

- Пятое слагаемое здоровья - ОТСУТСТВИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК. (Слайд 21)

VI. Итог занятия (Слайд 23)

- Перед вами цветик-семицветик из сказки В. Катаева, который может выполнить только одно ваше желание.

- Прочитайте, какие желания записаны на его лепестках. (счастье, здоровье, слава, деньги, сила, ум, красота.)

- Что же самое главное в жизни? Давайте мы загадаем желание - быть всегда здоровыми. (Ребята хором произносят слова Жени:

Лети, лети лепесток.
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть, по-моему вели.
Вели, чтобы мы всегда были здоровы)

- Я думаю, что ваше желание обязательно сбудется.

- А какое желание загадала Женя, от исполнения которого она по-настоящему была счастлива?

- Удалось ли достичь поставленных целей урока? (Слайд 24)

- Надеюсь, в вашей жизни найдется место для всех компонентов здоровья. А значит, на ваших лицах будет сиять счастливая улыбка здорового человека.

IX. Рефлексия (Слайд 25)

- Попробуйте оценить свою работу на занятии.

Если:

  • Занятие полезно, всё понятно - розовые смайлики.
  • Лишь кое-что чуть-чуть неясно – голубые смайлики
  • Ещё придётся потрудиться
    Да, трудно всё-таки учиться – зеленые смайлики.