Занятие 1
Тема: «Бесценный дар - здоровье»
Цель: повторить основные компоненты здорового состояния человека; расширять представления о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни; развивать логическое мышление, внимание; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование:
- Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПб, 1996;
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М.: ВАКО; 2011;
- Мультимедийное оборудование;
- Изображения. [Электронный ресурс]. –UPL: http://images.yandex.ru/ (дата обращения 3.09.2016);
- Музыка. [Электронный ресурс]. –UPL: http://muzofon.com/ (дата обращения 3.09.2016);
- Физминутка. [Электронный ресурс]. –UPL: http://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs/ (дата обращения 3.09.2016);
- Смайлики
Ход занятия
I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя
(Слайд 1)
Прочитайте эпиграф урока и вставьте по смыслу пропущенные слова:
Получен от природы дар -
Не мяч и не воздушный шар.
Не глобус это, не арбуз-
... - очень хрупкий груз.
Чтоб жизнь счастливую прожить,
…нужно сохранить.
II. Определение темы занятия. (Слайд 2)
- О чем пойдет речь на занятии?
- Как называет «здоровье» автор в стихотворении?
III. Постановка целей
- Чему будем учиться на занятии?
IV. Мотивация (Слайд 3)
- Сегодня мы вспомним составляющие компоненты здоровья и выясним, что мешает человеку быть здоровым.
Это интересно
Слово «ЗДОРОВЬЕ» образовалось от прилагательного «ЗДОРОВЫЙ», которое в свою очередь произошло от существительного «dorvo» – дерево.
Буквальное значение – «похожий на дерево». Здоровье - это значит быть "С ДЕРЕВО", таким же сильным и крепким.
- Перед вами дерево здоровья – могучее и крепкое. Вспоминая компоненты, слагаемые здоровья, мы будем украшать ими наше дерево листьями. (Слайд 4)
V. Повторение изученного во 2-м классе
1. Правильное питание
Ребята разбиваются на три творческие группы (по рядам).
- Творческим группам предлагаю следующие задания.
1 задание (Слайд 5, 6)
Необходимо разделить продукты на полезные и условно вредные: творог, копчёная колбаса, жевательная резинка, кефир, чипсы, рыба, кетчуп, яблоки, лимонад, сладости.
2 задание (Слайд 7)
Распределите продукты на 4 группы по содержанию в них тех или иных витаминов.
Витамины: А, В, С, Д.
Продукты: масло, морковь, мясо, шиповник, яйца, рыбий жир, лимон, икра.
ОТВЕТЫ: (Слайд 8)
А: морковь, яйца.
В: мясо, масло.
С: шиповник, лимон.
Д: рыбий жир, икра.
Витамин А: стимулирует рост и развитие, защиту организма.
При недостатке витамина A развиваются ухудшается зрение, нарушается иммунитет. Замедляется рост.
Витамин В: участвует во всех видах обменных процессов. Особенно важную роль играет в обеспечении зрительных функций, нормального состояния кожи и слизистых оболочек.
Витамин С: повышает устойчивость организма к инфекциям. Необходим для восстановления десен, костной ткани. Дефицит витамина С приводит к кровоточивости десен, плохому заживлению ран, ломкости волос, возникновению раздражительности, сонливости, вялости всего организма.
Витамин Д: Еще в средние века человечеством было обнаружено такое заболевание, как рахит, и тот факт, что избежать его помогает регулярное применение рыбьего жира. Он обеспечивает нормальное развитие и рост костной ткани. Его назначение – регулировать минеральный обмен, способствуя накоплению кальция в костях и зубах.
3 задание (Слайд 9)
- Объясните, что скрывается за данными обозначениями на упаковках продуктов: Е – 150, Е – 450, Е – 621, Е – 950.
ОТВЕТ: добавки, которые могут вызвать различные заболевания. (Слайд 10)
- Е – 150 – красители (способствуют заболеваниям желудочно-кишечного тракта),
- Е – 450 – солеплавители (ведут к нарушению процесса усвоения кальция, к хрупкости костей, отложению камней в почках),
- Е – 621 – усилители вкуса (при применении могут вызвать слепоту, рост раковых опухолей);
- Е – 950 – ароматизаторы (провоцируют астму и рост раковых опухолей).
- Какие же продукты наиболее полезны? Какую роль играют витамины? Какие продукты надо выбирать? (не содержащие добавок Е...).
- Группы хорошо справились с заданиями
- Какова первая составляющая здоровья? (Правильное питание).
Пища должна давать организму полезные вещества и энергию. Нельзя переедать, есть вредные продукты, которые приводят к заболеваниям органов. Многие болезни – следствие избыточного и неправильного питания.
Мы помещаем первый компонент здоровья – ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ на дерево Здоровья. (Слайд 11)
2. Движение. Физкультура
Вашему вниманию предлагается следующая ситуация. (Слайд 12)
Мама. Дочка, почему ты так долго шла из школы?
Дочь. Я не шла, я долго ждала троллейбус. Пешком было лень идти.
Мама. Иди пообедай, а потом поможешь мне с уборкой квартиры.
Дочь. Нет, мама. Я так устала в школе, и полы мыть уже не могу.
Мама. Ну тогда сходи в магазин за продуктами.
Дочь. Нет, мама. Я так устала на физкультуре, что и ходить не могу.
Мама. Смотри, доченька. Раньше меня старушкой станешь!
- В чём не права девочка?
- В далёкие времена для того чтобы прокормиться, нашим предкам приходилось много ходить, бегать, охотиться. Сама жизнь ставила условие: чтобы не умереть, надо было двигаться. И сегодня фраза «Движенье – это жизнь» остаётся верной. Почему? (При движении кровь перемещается в организме с большей скоростью и лучше снабжает клетки кислородом, питательными веществами - обмен веществ улучшается, укрепляется дыхательная система и сердце).
- Итак, на наше дерево мы помещаем следующий компонент здоровья – ДВИЖЕНИЕ. ФИЗКУЛЬТУРА (Слайд 13)
Физминутка (Слайд 14)
3. Режим дня (Слайд 15)
- Прочитайте информацию на слайде и скажите, что на нем представлено.
- Ещё один компонент здоровья – это РЕЖИМ ДНЯ.
Вы – ученики, а учёба – это тяжёлый труд. И чтобы не переутомляться, надо правильно организовать свой день.
- Каждой группе предлагается исправить неверно составленную инструкцию: уберите лишние правила, а остальные расставьте по порядку.
- Проверим. (Слайд 16)
- Итак, мы говорили о том, что помогает сохранять работоспособность. Третий компонент – ПРАВИЛЬНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ. (Слайд 17)
4. Личная гигиена (Слайд 18)
Разбор ситуации: «Утром Федя чинил велосипед. Днём играл с собакой. Придя домой, Федя быстро переоделся и сел обедать. На следующий день он не пошёл в школу. У него заболел живот и поднялась температура.»
- Как вы думаете, почему заболел мальчик?
(Высказывания детей)
- Что бы вы, ему посоветовали?
Игра
- Если я называю предмет личной гигиены, вы потягиваетесь на носочках, а если этим предметом может пользоваться вся семья вы приседаете.
(Мыло, полотенце, зубная паста, шампунь, расчёска, мочалка, детский крем, носовой платок, зубная щётка).
- Какой четвертый компонент здоровья?
Четвертый компонент здоровья – ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА. (Слайд 19)
5. Отсутствие вредных привычек
Разрешение проблемных ситуаций в группах. (Слайд 20)
Проблемная ситуация №1
Алла, Света и Стасик сидели на лавочке и смотрели новую книжку. Вдруг Света сказала: «Почему так плохо пахнет?» Ребята подняли головы и обнаружили, что рядом с ними на лавочке присели незнакомые мужчины и курили. На детей они не обращали никакого внимания. Ваши действия…
Проблемная ситуация №2
Я встретил на улице своего друга в компании подростков.
Во дворе их все считали крутыми ребятами. Мой друг решил познакомить меня с ними, чему я вначале очень обрадовался. Но как оказалось, чтобы попасть к ним в компанию я должен был принести сигареты и закурить, тем самым зарекомендовав себя взрослым. Ваши действия…
Проблемная ситуация №3
За столом сидели взрослые и мы с братом. Один из гостей решил закурить. Взрослые не обращали внимания на курящего. Вкус пищи стал перебивать запах табачного дыма. Ваши действия…
- Молодцы, ребята, верно отвечали!
- Сформулируйте пятое слагаемое здоровья.
- Пятое слагаемое здоровья - ОТСУТСТВИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК. (Слайд 21)
VI. Итог занятия (Слайд 23)
- Перед вами цветик-семицветик из сказки В. Катаева, который может выполнить только одно ваше желание.
- Прочитайте, какие желания записаны на его лепестках. (счастье, здоровье, слава, деньги, сила, ум, красота.)
- Что же самое главное в жизни? Давайте мы загадаем желание - быть всегда здоровыми. (Ребята хором произносят слова Жени:
Лети, лети лепесток.
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть, по-моему вели.
Вели, чтобы мы всегда были здоровы)
- Я думаю, что ваше желание обязательно сбудется.
- А какое желание загадала Женя, от исполнения которого она по-настоящему была счастлива?
- Удалось ли достичь поставленных целей урока? (Слайд 24)
- Надеюсь, в вашей жизни найдется место для всех компонентов здоровья. А значит, на ваших лицах будет сиять счастливая улыбка здорового человека.
IX. Рефлексия (Слайд 25)
- Попробуйте оценить свою работу на занятии.
Если:
- Занятие полезно, всё понятно - розовые смайлики.
- Лишь кое-что чуть-чуть неясно – голубые смайлики
- Ещё придётся потрудиться
Да, трудно всё-таки учиться – зеленые смайлики.