Конспект ОД по экологии с элементами трудового воспитания в старшей группе «По тропкам весеннего сада»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа


Цель: формирование у детей начал экологической культуры.

Задачи:

  • Закрепить и уточнить знания о плодовых деревьях ранней весной;
  • Воспитывать трудолюбие, любовь к природе и бережное отношение к ней.
  • Совершенствовать экологические знания и взаимосвязь всего живого.

Предварительная работа: наблюдение за деревьями в разное время года, чтение сказки «Чудесный подарок», рассматривание различных плодовых деревьев и кустарников на прогулке и в иллюстрациях, беседы с целью обогащения художественных впечатлений.

Оборудование: фартуки перчатки малярные кисточки, побелка.

1. Вводная часть

Воспитатель: (Наблюдение за погодой).

С первыми весенними лучами весеннего солнца природа пробуждается.
Послушайте стихотворение «Весна».

Пробудившись ото сна,
Кистью мягкою весна
На ветвях рисует почки,
На полях – грачей цепочки,
Над ожившею листвой –
Первый росчерк грозовой,
А в тени прозрачной сада –
Куст сирени у ограды.
(Автор: Лунин В.)

- Ребята, мы сегодня пойдем на экскурсию в наш сад.

2. Ход экскурсии

Сад – это целый мир плодовых деревьев, где растут фрукты и ягоды.

- Ребята, давайте понаблюдаем, какие изменения произошли с деревьями в саду после зимы. (Дети рассматривают деревья и высказывают свои наблюдения).

Послушайте загадку.

В каждом апреле
Всегда так бывает:
Прежде чем лопнуть,
Она набухает.
Лопнет, что скажет:
«Хочу вам представиться».
И потихоньку потом
Распускается.

Отгадка: Почка.

- Посмотрим на почки яблони, черешни, малины. Давайте сравним, какие почки были зимой и сейчас. Разница есть или нет? (Рассматривают почки и делают вывод). Зимой почки на деревьях и кустарниках были плотно закупорены и не пропускали холодный воздух, они как бы спали. Деревья и кусты находились в состоянии покоя. Весной же началось сокодвижение. Деревья и кусты начали просыпаться. Почему? (Стало теплее). Что произошло с почками? (Увеличились, набухли).

- Как расположены почки? (Одна напротив другой, как бы парами).

- Что появиться из почек? (Листочки). В почках находится запас питательных веществ, для будущих листьев. А потом начинают цвести, после цветения появляются плоды, ягоды.

- Ребята, а для чего люди создают сад?

Ответы детей.

Во фруктах содержится очень много полезных витаминов. Витамины это такие вещества, которые помогают детям, расти здоровыми. А самое главное, деревья очищают воздух, которым мы дышим. Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения, всем нужен чистый воздух. Во время цветения пчелы переносят пыльцу и опыляют растения - это их питание.

А чтобы было много фруктов, вкусной ягоды за деревьями надо ухаживать. И осенью, и зимой, и весной, в каждое время года.

Как вы думаете, как нужно ухаживать и заботиться в весеннее время?

Воспитатель поясняет ответы детей.

Весной нужно обрезать сухие веточки, перекапывать вокруг них землю (наблюдение за садовником), поливать, если это необходимо. Нельзя рвать цветочки т.к. не будет яблочек и ягод, нельзя ломать ветки.

Давайте мы с вами превратимся в деревья.

Физкультминутка

Станем мы деревьями,
Сильными, большими (ноги на ширине плеч)
Ноги – это корни (руки на пояс)
Их расставим шире
Чтоб держали дерево (один кулак)
Падать не давали (поставить на другой кулак)
Из глубин подземных (наклониться)
Воду доставали (ладони сложить чашечкой)
Наше тело – прочный ствол (провести ладонями по туловищу)
Он чуть – чуть качается (покачаться)
И своей верхушкой (сложить ладони шалашиком)
В небо упирается (поднять их над головой)
Наши руки – ветви (руки в стороны)
Крону образуют (сомкнуть пальцы)
Вместе им не страшно (покачать головой)
Если ветры дуют (покачать поднятыми руками).

Воспитатель: Ребята, теперь мы знаем, как надо ухаживать за деревьями. Только это еще недостаточно поливать, обрезать и подкармливать деревья, их нужно беречь от грызунов и природных капризов. Весной просыпаются насекомые, которые прятались зимой в щелочках коры,— они опас­ные вредители. Они грызут корни, поедают листья, портят молодые побеги, цветы и плоды фруктовых деревьев.

А справиться с такими вредителями помогут. … Отгадайте загадку.

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв
И два крыла...
Прилетит — плохи дела!
А кого паук боится?
Угадали? Это...

Птица наши пернатые друзья. Птицы находят вредителей везде.

Самая полезная птица для сада – это синица. Она съедает очень много вредителей. Поэтому важно птиц охранять, развешивать кормушки зимой. Чтобы потом они вернулись на свое место.

От грызунов необходимо весной защитить побелкой стволов. А также белый цвет защищает ствол от солнечных ожогов, так как отражает солнечные лучи.

- Ребята, я вам предлагаю сделать добро деревьям - побелить стволы.

(Детям надеть фартук, перчатки, дать малярную кисточку, и с помощью взрослого покрасить ствол деревьев).

3. Заключительная часть занятия

- О чем мы сегодня говорили?

- Что вы нового узнали?

- Какую работу мы с вами сделали и для чего?

Дети вместе с воспитателем произносят поговорку: «Цветы для радости, сады для сладости». Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади!!!

4. Итог

Воспитатель: Ребята теперь мы с вами знаем, как надо ухаживать весной за деревьями.

Наблюдения за деревьями будем продолжать.

Литература

  1. Поучительная сказка «Подарок» https://skazkibasni.com/chudesnyj-podarok-korotkaya-pouchitelnaya-skazka
  2. https://infourok.ru/konspekt-tema-plodovoyagodniy-sad-kak-iskusstvennoe-soobschestvo-zhivih-organizmov-3697721.html