Форма работы в младшем дошкольном возрасте по развитию алгоритмического мышления

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: алгоритмика


Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. В дошкольных учреждениях активно развивается робототехника согласно Федеральному государственному образовательному стандарту. Ребенок поэтапно знакомится с техническим творчеством, от элементарного конструирования постепенно переходит к алгоритмике, а только потом к робототехническим наборам.

Алгоритмика – это наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы. Что в свою очередь помогает ребенку освоить различные компетенции.

Алгоритм – это набор простых инструкций, обьясняющих, как выполнить задачу.

Занятия алгоритмикой развивают умение планировать этапы и время своей деятельности. Развивают умение разбивать одну большую задачу на подзадачи. Позволяют оценивать эффективность своей деятельности. Дают возможность понять буквально, что такое последовательные действия, более того, практически ощутить понятие «функция» и в сочетании с физической активностью снижают дефицит движений у современных детей. Работа в команде развивает коммуникативные способности, повышает мотивацию к познанию окружающего мира, не используя современные гаджеты.

Интеллектуальные игры по программированию для детей дошкольного возраста направлены на:

- развитие интересов детей, их любознательности;

- формирование познавательных действий;

- становление самостоятельности;

- развития эмоциональной отзывчивости.

В основу реализации задач положен деятельностный подход, и является одним из главных способов развития детской инициативы.

Нам хочется поделиться своим педагогическим опытом использования технологии алгоритмика в работе с младшими дошкольниками.

В дошкольной педагогике и детской психологии доказан потенциал знаково-символической деятельности в развитии наглядно-образного мышления, познавательных интересов, творческих способностей детей. Апробирован опыт использования моделей в освоении дошкольниками математических и экологических представлений, развития речи и элементарной трудовой деятельности.

Алгоритмы развивают логику и аналитическое мышление, способствуют развитию детской самостоятельности. Дети учатся структурировать задачи, добиваться результата и самое главное – работать сообща. То, что казалось фантастикой вчера, сегодня приобретает конкретные формы и очертания, ориентирует ребенка на все новые технологии и профессии, связанные с робототехникой и искусственным разумом.

Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста происходит начиная со второй младшей группы. В течении всего дня, в процессе игровой деятельности наши воспитанники осваивают основы коммунакации, приветствия, нормы и правила поведения за столом во время еды, правила умывания, культурно-гигиенические навыки по использованию предметов личной гигиены, то есть действия, носящие алгоритмический характер. Приведем примеры алгоритмов, которые мы зарифмовали:

Алгоритм «Моем руки»

Рукава мы закатаем,
Кран тихонько открываем.
Мыло в руки мы берем,
И активно руки трем.
Закрываем кран умело,
Отжимаем руки смело,
Полотенцем вытираем,
Рукава мы опускаем.

Алгоритм «Одеваемся на прогулку»

На прогулку собираемся,
Аккуратно одеваемся.
Сначала из шкафчика вещи достанем,
Колготки на ножки свои надеваем.
Затем по порядку: футболку, штаны,
Для нас эти вещи очень важны!
Дальше надеть мы спешим свитерок,
Чтобы под низ не задул ветерок.
Надо сапожки правильно взять,
Чтоб правый и левый не поменять.
Куртку наденем, замок застегнем,
Шапку и шарфик в руки возьмем.
Перчатки и варежки не позабудем,
На улице с теплыми ручками будем.
Оделись все дружно, гулять нам пора,
Всех ждет нас на улице чудо-игра!

Конечно, в своей работе мы активно используем алгоритмы – рисунки, но создаем и свои. Для этого мы применяем линейные алгоритмы, в которых все действия выполняются однократно, последовательно, в заданном порядке. Например:

Алгоритм «Поливка цветка»

Лейку в руки мы возьмем
И наполним ее водой.
Вот к цветку мы подойдем,
Аккуратно его польем.
Лейку на место мы поставим
Расти цветок на радость мамам!

При изучении алгоритмики, дети развивают умение планировать этапы и время своей деятельности, развивают умение разбивать одну большую задачу на подзадачи. Алгоритмика дает возможность понять буквально, что такое последовательные действия. Например, алгоритм «Режим дня».

Алгоритм «Режим дня»

Вот пришли мы в детский сад,
Детский сад нас видеть рад.
Рассчитались по порядку,
Дружно делаем зарядку.
Чисто руки мы помоем,
Завтракать шагаем строем.
Кашу вкусную съедим,
На занятия спешим.
Много нового узнаем,
Ну, а после погуляем.
Время быстро пролетит,
Нагуляем аппетит!
В группу мы вернемся дружно,
Нам раздеться быстро нужно.
Чисто руки мы помоем,
За столы шагаем строем.
В тишине обед съедим,
Все «спасибо» говорим.
Пришло время отдохнуть,
Всем желательно уснуть.
Закрываем наши глазки,
Пусть приснятся детям сказки.
Отдохнули и встаем,
На зарядочку идем.
Все водичкою умылись,
Перед полдником взбодрились.
Полдник быстренько съедим,
Поиграть чуть-чуть хотим.
Развиваемся в игре,
Здорово так детворе!
Много нового узнаем,
Ну, а после погуляем.
Всем пора нам на прогулку,
Свежим воздухом дышать.
На прогулке мы с друзьями,
Будем маму с папой ждать!

В работе с родителями мы также используем алгоритмы, например:

Алгоритм «Безопасный маршрут в детский сад»

Мы по улице идем,
К переходу подойдем,
Свет зеленый подождем,
Улицу мы перейдем,
В детский сад придем.

Нам очень помогают алгоритмы, направленные на развитие социально-эмоциональной сферы. Для этого мы используем некоторые из них:

Алгоритм «Знакомство»

Свое имя назови,
Руку другу протяни.
Ему мило улыбнись,
С другом крепко обнимись!

Алгоритм «Примирение»

Чтобы детям помириться,
Нужно сразу извиниться,
Простить друг друга, улыбнуться,
Быстренько к игре вернуться!

Алгоритм «Хорошее настроение»

Для хорошего настроения
Выполняем упражнения:
Громко топаем ногами,
Звонко хлопаем руками,
Улыбаемся, хохочем,
Рожицы смешные корчим,
Потанцуем, раз, два, три,
Всем так весело, смотри!

Все это новейшие учебные практико-ориентированные образовательные решения для дошкольного образования. Знакомство дошколят с миром алгоритмики и программирования позволит детям в будущем лучше ориентироваться в мире стремительно развивающихся IT-технологий.