Интегрированный урок в 5-м классе (математика + литература) «Статистический анализ на стихотворении С.А.Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»

Разделы: Математика, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5

Ключевые слова: математика, литература, анализ стихотворения, стихотворение, интеграция


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


ТИП УРОКА: урок формирования ключевых компетенции (формирования умений и навыков, способов деятельности).

ТРИЕДИНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: обучение, воспитание, развитие

ЦЕЛЬ: Познакомить детей со стихотворениями С.Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями» и провести статический анализ текстов

ЗАДАЧИ:

Образовательная:

  • показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями;
  • показать значение родины в жизни каждого человека;
  • познакомить учащихся с творчеством поэтов XX века, закрепить знания некоторых литературоведческих терминов;
  • познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряного века - С.А. Есенина;
  • почувствовать в его стихах всепроникающий лиризм - специфику поэзии Есенина. Русь как главная тема всего его творчества;
  • отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;

 Развивающая:

  • развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
  • развивать умение грамотно строить ответ, учиться выделять главное, анализировать и выделять причинно – следственные связи, размышлять над поставленной проблемой;
  • развивать образное и логическое мышление детей;
  • вырабатывать навыки анализа лирического текста, выразительного чтения;
  • выработать умение, восприятие поэтического слова через выражение;
  • развивать устную речь учеников;
  • способствовать развитию творческих способностей детей;
  • развивать образное и эстетическое мышление;
  • привить учащимся интерес к обществознанию и литературе;
  • развитие креативных способностей; коммуникативной компетенции учащихся.

Коррекционная:

  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы

Воспитательная:

  • воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе. Учить замечать красоту окружающего нас мира;
  • привить чувство художественного вкуса, уважение и любовь к родной природе;
  • воспитание любви к поэзии;
  • вызвать чувство гордости за свою страну;
  • воспитание умения находить в тексте средства художественного изображения; воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе;
  • показать связь литературы с другими видами искусства и предметами;
  • пробудить интерес у уч-ся к поэзии, к красоте, к любви природы своего края.
  • воспитывать умение слушать друг друга.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

  • мультимедийное оборудование
  • презентация (портреты поэтов, иллюстрации на тему войны, репродукции известных художников, изображающих природу)
  • иллюстрации в учебнике
  • доска

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

  • рассказ учителя
  • сообщения учащихся
  • выразительное чтение
  • анализ стихотворений
  • беседа по вопросам.

Ход урока

1. Вступление (на фоне музыки)

Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком…

(проецируется репродукция картины И.Левитана “Золотая осень”)

И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о чем.

(проецируется репродукция картины А.Рылова “В голубом просторе”)

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножки рад поцеловать.

(проецируется репродукция картины А.Куинджи “Березовая роща”)

Несказанное, синее нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.

(проецируется репродукция картины Ф.Васильева “Мокрый луг”)

Вопрос: что объединяет автора этих стихотворных строк с художниками картин “Золотая осень”, “В голубом просторе”, “Березовая роща”, “Мокрый луг”? (ответы учащихся)

Вывод учителя: тема родной природы – это вечная тема. Красоту родной природы воспевали художники, поэты, композиторы. Сергей Александрович Есенин, пожалуй, самый читаемый в России поэт. Он единственный среди великих русских поэтов, в творчестве которого всё проникнуто «чувством Родины», родного дома.
Как писал сам поэт: «Чувство Родины – основное в моем творчестве» (Запись в тетради темы урока и эпиграфа)

2. Объявляется тема: "С.Есенин «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»"

3. Биография поэта

Просмотр презентации.

4. Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом»

Часто в своих стихах Есенин часто обращается к самым близким людям – к матери и отцу, деду, сёстрам; поэт мысленно воссоздаёт картины родных мест – родительского дома, приокских лугов, «той сельщины, где жил мальчишкой». При этом в стихотворных посланиях он настолько сливается с природой родных мест, что сам он узнаётся в старом клёне, который «стережёт голубую Русь».

- Давайте прочитаем одно из стихотворений, обращённое к теме родного дома.

«Я покинул родимый дом». Сначала обратим внимание на дату его создания: 1918 год.

- Сколько лет было Есенину? (23). Прошло 6 лет с тех пор, как поэт уехал из Константинова. За это время в Росси произошло несколько значимых событий, которые не могли не повлиять на Есенина.

1914 год – начало первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.

1917 год – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.

1918 год – международное вторжение, попытка захвата территории России войсками стран – участников Первой мировой войны.

- Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?

Чтение стихотворения.

Вопросы для беседы:

- Каким настроением окрашено стихотворение?

- Что мы представляем, когда читаем эти строки?

- Какой образ в конце стихотворения?

(Клен – хранитель родного очага. 1924 год, май. Есенин приезжает домой и видит пепелище. И первое, что он предложил сестрам – посадить клен. После, по установившейся семейной традиции, они пили чай)

- Проследим своеобразие стихотворения.

Но сначала вспомним изобразительные средства, которые часто используются при написании художественных произведений:

(на доске) эпитет, метафора, олицетворение, звукопись, сравнение.

- Какой эпитет использует поэт, говоря о Руси? Какой образ возникает благодаря этому эпитету? Прочитайте эти строки.

Что мы представляем, когда читаем эти строки?

- Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый?

- Почему поэт пишет, что он «оставил Русь», значит ли это, что он уехал из России? Какую Русь поэт имел ввиду?

- Найдите метафору? (золотою лягушкой луна…)

- Почему вода названа тихая?

- Найдите сравнение? С чем сравнивается седина отца, почему?

- Использует ли поэт звукопись? Обратите внимание на звукопись во 2 строфе: 3 раза – р, 1-к, зато л-ль,н. Эта особенность создаёт мягкость, гибкость, мелодичность звучания. Перечитаем вслух, чтобы убедиться в этом.

По контрасту в 3 строфе идёт резкое усиление жёсткости с помощью -р-.

- Какое время года мы видим, читая 1 и 2 строфы?

- Как вы понимаете строку: «Долго петь и звенеть пурге»? Почему поэт создаёт перед нами образ пурги?

5. Чтение и анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…»

- Каким годом датировано это стихотворение?

- Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом»?

- Что же звучит в душе поэта, какая музыка?

- Сравним несколько строк: (набрать из методички )

- Найдите эпитеты в стихотворении. Как они окрашены?

- Какие 2 эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся?

- Какую композиционную особенность вы заметили? Как начинается и заканчивается стихотворение? Что этим хочет подчеркнуть поэт? (Показать свою верность идее: любви к родной земле).

6. Ответ на проблемный вопрос

- А теперь давайте вернёмся к началу урока и ответим на вопрос: - Можно ли соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»?

- Какие? Почему?

7. Рефлексия

- Ребята, понравился ли вам урок?

- Можно ли утверждать, что тема родины, родной природы привлекает С. Есенина?

Родная природа, родина, дом для поэта - источник восхищения и вдохновения. Он горячо любит и остро чувствует родную природу. Его стихи открывают нам прекрасный мир звуков, цветов, запахов.

И закончить наш урок я хотела стихотворением
Есенинское небо над Россией.
Раскинулось, как голубой шатер,
А в поле василёк хрустально - синий
Ведёт с ромашкой звонкий разговор.
Звенит листвою изумрудной лето,
Звучат незримые колокола,
Берёзы - сёстры русского рассвета -
Сбежались у околицы села -
В них жажда жить до трепета, до дрожи,
И повезло - он здесь бродил в тиши.
На их коре, на их шершавой коже-
Тепло его ладоней и души.
Он чувствовал в родном многоголосье
И многоцветье, близко и вдали,
Как во поле колышутся колосья
России всей и всей большой земли.
Он видел. Как ложится синий вечер.
Пушистой шалью на плечи села.
И в ельнике горели свечи,
И в городе земля его звала…
Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его – Россия –
Земля добра и голубая даль.
И в дом его со ставнями резными
По-прежнему мы входим не дыша.
Сергей Есенин-то не просто имя, -
России стихотворная душа.

8. Домашнее задание

Выучить стихотворение на выбор.

Список используемой литературы

  1. Поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва.