Программа по внеурочной деятельности "Народы России: дорога дружбы"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 4

Ключевые слова: Программа внеурочной деятельности


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе учебного пособия «Народы России: Дорога дружбы» из серии «Цивилизационное наследие России».

Воспитательный компонент ФГОС НОО ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного по­тенциала образовательных учреждений.

Важным аспектом воспитания современного школьника является нравственного воспитания, социальная активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я - моя страна - мой мир».

Именно в младшем школьном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом.

В программе широко представлены примеры нравственного поведения как из прошлой, так и настоящей жизни нашей страны. Сказочно-мифологические, историко-литературные и документальные материалы, включенные в доступный детскому восприятию авторский текст, толкование новых слов, вопросы-задания, иллюстрации - все это формирует у школьников начальные историко-обществоведческие знания (на уровне представлений), помогает детям почувствовать сопричастность к нашей истории и сегодняшнему дню России.

Цель программы: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.

Концептуальные подходы к формированию историко-обществоведческих знаний и представлений у младших школьников в курсе «Народы России: Дорога дружбы» конкретизируют постановка и решение следующих задач:

  • содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;
  • оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
  • обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере - в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;
  • создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.

Содержание заданий построено с учетом хронологического принципа. Темы объединены идейной, концептуальной и стилистической связью и создают у детей целостное представление о человечестве как обо всех людях, живших и живущих на Земле, помогают осознать значимость ключевых событий и явлений отечественной и всемирной истории.

Программа «Народы России: Дорога дружбы» углубляет и расширяет знания детей о родной стране, ее территории, природном богатстве, национальном и религиозном разнообразии народов России и особенностях народных традиций, обычаев, наших праздниках. Уже в начале курса определяется позиция гражданина своей страны, причастного к ее настоящему, защищенного правами и имеющего определенные обязанности.

Внеурочные занятия в начальных классах школы - уникальная возможность для содержательного и неформального общения детей между собой. Этому способствует организация коллективных обсуждений прочитанного, увиденного, услышанного, диспуты; решение проблемных ситуаций; анализ выступлений и докладов; познавательные игры; выполнение различных групповых заданий. Таким образом, школьники приобретают коммуникативные навыки, учатся дискутировать, работать сообща. Они овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга.

Реализация программы предполагает разнообразие внеурочной деятельности детей: этические беседы, дебаты, тематические диспуты, дискуссии, концерт, инсценировка, воссоздание исторических событий, проектную деятельность, былинный пир, инсценировки, творческие мастерские.

Описание места курса в учебном плане

Программа «Народы России: Дорога дружбы» реализовывается во внеурочной деятельности в 4 классе – 34 часа в год (1 час в неделю)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Обучащийся научится:

  • понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;
  • ориентироваться в историческом времени;
  • определять на карте границы и крупные города России;
  • рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
  • различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
  • уважительно относиться к защитникам Родины;
  • читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
  • различать художественную и научно-популярную литературу;
  • анализировать ответы товарищей;
  • осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.

Обучащийся получит возможность научиться:

  • понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;
  • приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
  • различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
  • анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
  • на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
  • уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение. От прошлого к будущему. Зачем обществу нужна история? (1 час)

Раздел I. Что нас объединяет (7 часов)

Мы – российский народ. Конституция РФ, символы России. Органы власти.

Мы – граждане России. Наши права и обязанности. Бережное отношение к традициям и культурному наследию нашей страны.

Наш долг – сохранить родную природу. Заповедники России.

Нас объединяет русский язык. Сохранение родных языков.

Нас объединяют нравственные ценности. Основные понятия нравственности.

От светской дамы до сестры милосердия. Биография Юлии Петровны Вревской.

У нас общая история и территория. Россия самая богатая страна в мире.

Раздел II. Героические страницы (9 часов)

Ратные подвиги. 1612 год: в час испытаний. Смутное время. Борис Годунов. Воззвание Кузьмы Минина. Ополчение Минина и Пожарского.

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Военный совет в Филях. Всенародный отпор врагу. Необыкновенная храбрость партизанских отрядов.

Великая война, великая Победа (1941-1945). Защита Брестской крепости. Сталинградская битва: В.И. Чуйков, Я.Ф. Павлов, Х.Н. Нурадилов, М.А. Пассар. В тылу врага. Юные герои войны. Освобождение Европы. Великая победа. Памятники войны.

Трудовые подвиги. «Создадим дворец для народа!». Как строился Московский метрополитен. «Всё для фронта, всё для победы!». Работа фабрик и заводов. Добровольческие соединения. Восстановление народного хозяйства.

Раздел III. Культура, наука, спорт: достижения и победы (7 часов)

Великая Российская культура. Живопись. И.И. Левитан, И.К. Айвазовский, И.И. Шишкин, Тыко Вылка, К.Л. Хетагуров. Наследие Третьяковской галереи.

Музыка. Произведения П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича. Опера. Ф.И. Шаялпин, А.Ю. Нетребко.

Балет. Г.С. Уланова, М.М. Плисецкая. Знаменитые балеты «Спящая красавица», «Лебединое озеро». История одной балерины.

Архитектура и скульптура. Дворцы, усадьбы, музеи, театры, триумфальные арки.

Литература. Мировые классика: А.С. Пушкин, Ф. М. Достоевский, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, Ф.А. Искандер. Из книги Ю.С. Рытхэу «Чукотская сага». Классик татарской литературы Габдула Тукай.

Театр. К.С. Станиславский. Театры в России. Кино. Экранизация литературных и исторических произведений.

Раздел IV. Учёные, прославившие Россию (5 часов)

Труды М.В. Ломоносова, Н.И. Лобачевского, Н.И. Пирогова, Д.И. Менделеева, И.И. Мечникова, С.В. Ковалевской, И. П. Павлова, А.С. Попова, Ж.И. Алфёрова, Д.С. Лихачёва. Начало космической эры. Первый искусственный спутник Земли. С.П. Королёв, Ю. Гагарин, В. Терешкова, А. Леонов. Освоение космоса в 21 веке.

Раздел V. Спортивные победы (4 часа)

Олимпийский игры в Древней Греции. Герои Олимпийских игр. Летняя Олимпиада в Хельсинки 1952 год. Гимнасты, борцы, фигуристы, штангисты, прыгуны с шестом. Тренеры и их победы.

Хоккей. «Ледовые богатыри», «золотая шайба».

Футбол. «Чёрная пантера».

Заключение Россия стремится в будущее (1 час)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методический комплект.

  1. Рудник С.Н. «Народы России: Дорога дружбы». Золотая книга российского народа. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ С.Н.Рудник, В.И. Власенко, О.Н.Журавлёва. – М.: Просвещение, 2020
  2. Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Мое настоящее и мое далекое прошлое): учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. - Самара: Издательство «Учебная лите­ратура»: Издательский дом «Федоров», 2011
  3. Программа внеурочной деятельности. Система Л.В.Занкова/ Сост. Е.Н. Петрова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011.

Интернет-ресурсы

  1. Единая Коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- Режим доступа:http://school-collction.edu.ru
  2. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: https://nsc.1sept.ru
  3. База материалов в МЭШ: https://www.mos.ru/city/projects/mesh/
  4. База уроков в РЭШ: https://resh.edu.ru/

Технические средства обучения

  1. Экспозиционный экран.
  2. Персональный компьютер.