Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в пункте «Познавательное развитие» предписывает педагогу познакомить ребенка с ним самим, с окружающими людьми, объектами и с теми процессами, которые происходят между этими объектами и людьми. Но мир сильно изменился за последние годы и соответственно и мы, педагоги должны изменить то, с чем мы знакомим детей в 21 веке.
Тема цифровизации не случайна, она стала популярна и интерес к ней понятен. Будущее дошкольного образования должно быть современным, отвечать запросам общества, государства.
В России наступает цифровая эра и конечно, необходимы изменения, связанные с цифровизацией дошкольного образования. Все эти перемены должны найти свое отражение в системе дошкольного образования. Поэтому в настоящее время перед педагогами ДОО стоит задача разработки образовательной системы, программ, способных интегрировать ребенка-дошкольника в современный быстро изменяющийся высокотехнологичный мир знаний и информации с учетом комплексного подхода «наука-технология-инновация». Такой подход заставляет менять всю систему в целом и в первую очередь стартовый уровень дошкольного образования. Компьютерная грамотность становится сейчас необходимыми каждому человеку не зависимо от возраста.
В сегодняшнем мире дети практически с рождения видят вокруг себя различные гаджеты, компьютеры, которые очень притягивают их к себе. Будущее сегодняшних детей – это информационное общество, ребёнок должен быть готов к жизни в таком мире.
В ходе бесед и наблюдений мы заметили, что воспитанники проявляют большой интерес, во время выполнения заданий на интерактивной доске, в ходе электронных игр, но не все дети знают, из каких частей состоит компьютер, назначение этих частей.
Опрос родителей и беседы с детьми помогли выявить потребность в обучении дошкольников основам компьютерной грамотности.
Изучив методическую литературу, материалы сети интернет, мы обнаружили, что нет готовой программы для детей старшего дошкольного возраста по обучению дошкольников основам компьютерной грамотности.
Учитывая интерес детей и запрос родителей, появилась идея, написать такую программу, которая поможет в обучении детей основам компьютерной грамотности.
Данная образовательная программа «Цифровичок» предназначена для обучения дошкольников (6-7 лет) основам компьютерной грамотности. Программа составлена с учетом требований ФГОС ДО. Включает в себя целевой, содержательный и организационный разделы.
Задачами программы являются формирование у дошкольников навыков работы на компьютере, освоение популярных компьютерных технологий, развитие логического мышления.
Программа «Цифровичок» разработана в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации. Нормативно-правовой и документальной базой являются:
- Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года”.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 года № 08-10 «О Плане действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования» (далее – План действий по обеспечению введения ФГОС ДО (№ 08-10)).
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 года № 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования».
- Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ОУ;
- Устав ГБОУ СОШ №1 города Похвистнево.
Образовательная программа «Цифровичок» обеспечивает разностороннее развитие ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – познавательному, социально-коммуникативному, физическому, речевому и художественно-эстетическому.
Реализация программы поможет решить проблему непрерывности дошкольного и начального школьного образования в рамках ИКТ.
Программа разработана на основе программ, пособий по информатике:
- Горячев А В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Пособие для дошкольников 5-6 дет /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – 2-е изд., исп. – М.: Баласс, 2008. – 64 с.
- Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.
- Дуванов А. Изучаем компьютер /Дуванов А. – М.: Эксмо, 2012 – 112 с.
- Коч Л.А., Бревнова Ю.А. Дошколенок + компьютер: перспективно-тематическое планирование. Конспекты занятий с детьми 5-7 лет. Издательство: Учитель, 2011.
В программе есть содержание, в котором представлены все разделы в соответствии с ФГОС ДО.
В пояснительной записке указано, на основе каких нормативных документов и методических пособий разработана программа.
Кроме того есть тематический план, в котором представлены такие темы как:
- «Из чего состоит компьютер»,
- «Клавиатура и мышка»,
- «Составь симметричный узор»,
- «Подбери предметы по признаку»,
- «Целое и часть».
В перспективном планировании более подробно расписаны темы, задачи и средства реализации программы.
Программа предназначена для детей 6-7 лет. Занятия проводятся по подгруппам, 1 раз в неделю, по 30 мин.
В структуру занятия входят:
- изучение теоретического материала,
- работа в тетради
- практическая деятельность с компьютером, ноутбуком или планшетом.
Обязательно проводятся физминутки и гимнастика для глаз.
В ходе занятия предполагается использование дидактических игр.
Таких как
- «Логика»,
- «Обобщение»,
- «Закономерности»,
- «Геометрические формы» и т.д.
В данной программе также предоставлена работа с родителями и мониторинг детей в начале и в конце обучения.