Урок по теме "Цикл While"

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии

Классы: 8, 9

Ключевые слова: информатика, цикл While


Информатика и ИКТ, 9 класс, УМК Босовой Л.Л.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: ПК для учеников, проектор, мобильный телефон, презентация к уроку, раздаточный материал

Цель: научиться решать задачи с использованием цикла с предусловием и применять цикл при решении задач в жизненных ситуациях.

Планируемые результаты:

  • Образовательные: Владеть базовыми понятиями по теме: цикл, цикл с предусловием, условие.
  • Предметные: сформировать у учащихся знания, умения и навыки работы с циклами языка программирования Pascal при решении задач и применении их в жизненных ситуациях.
  • Метапредметные: умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности; умение выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи, умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи (план, алгоритм, модули и т.д.), умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива посредством сравнения с деятельностью других, с собственной деятельностью; умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках.

Ход занятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап актуализации знаний. (5 мин)

Тест в системе https://www.plickers.com/

(5 вопросов) на формирующее оценивание (5 минут)

- В начале решим тест, возьмите пожалуйста свои карточки. (показ баллов, подведение итогов)

Учащиеся поднимают карточки с ответами, учитель считывает ответы с помощью телефона.

Введение в тему урока (3 мин)

На слайде выведена задача:
Мой богатый дядюшка подарил мне 1 доллар в мой первый день рождения. В каждый день рождения он удваивал свой подарок и прибавлял к нему столько долларов, сколько лет мне исполнилось. Написать программу, указывающую, к какому дню рождения подарок превысит 100$.
Перед вами программа, которая решает вот эту задачу
- Но, действия в этой программе перепутаны, давайте попробуем восстановить все действия по порядку: (ниже представлена программа с уже правильным составлением). Ученики из перепутанных карточек со строкакми программы составляют правильную структуру.
program denrogdenia;
var dr,pod: integer;
begin
pod:=1;
dr:=1;
while pod<=100 do
begin
pod:=(pod*2)+dr;
dr:=dr+1;
end;
write('Возраст = ',dr);
end.
- Замечательно, мы справились. Посмотрите на программу внимательнее, все ли строки или команды вам уже знакомы? (не знакомы с while)
- хорошо, а кто знает, как переводится while? (пока)
- где мы в алгоритмике уже встречались с такой командой? (робот)
- к какому виду алгоритмика относится данная команда в Роботе? (цикл)
- значит наша сегодняшняя тема урока? (цикл while)
- хорошо, сформулируем цель урока.
- совсем недавно, кто-то из вас сказал в конце урока, что вам очень нравится решать задачи приближенные к жизни, поэтому, для меня сегодня цель, показать вам как паскаль может решать жизненные задачи.
- Приступим.

Учащиеся восстанавливают действия в программе, отвечают на вопросы. Формулируют цель урока.

3 этап. Изучение нового материала (15 мин)

- Для того чтобы, применять цикл «пока», нужно знать его конструкцию, поэтому я попрошу вас поделиться на пары, вам дана карточка (ДО-ПОСЛЕ), прочитайте высказывания и в разделе до заполните + если согласны, - если не согласны. Время 1 минута.

До

Утверждения

После

 

Цикл ПОКА, называется циклом с предусловием

 

 

Конструкция цикла: While условие do <оператор>

 

 

В цикле While проверка условия выполнения цикла находится в начале цикла

 

 

Цикл While может не выполнятся ни разу

 

 

Цикл While выполняется хотя бы один раз

 

 

В цикле While выход из цикла осуществляется, если условие ложно

 

 

Цикл While…do может содержать только один оператор тела цикла; поэтому нужно использовать Begin и End

 

- Теперь просмотрите обучающий ролик:
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=
110177323437652464&text=
%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB+
while+pascal+%D0%B8%D0%BD%D1%
84%D0%BE%D1%83%D1%80%D0%BE
%D0%BA&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com
%2Fwatch%3Fv%3DJBmmP8d3EIE

+ ( посмотрите презентацию)
https://drive.google.com/file/d/
1bdwdn2zHhFREabpJaGuu
UDZJaQbMQhpq/view?usp=sharing

(учитель комментирует слайды презентации)
и отметьте + или – раздел после.
- Сравните, что получилось и в 4 разделе напишите вывод, что у вас совпало, а что нет. И обменяйтесь результатами в паре. (Время 1 минута)
- И так, кто готов рассказать о конструкции цикла пока на основе карточек?
- Молодцы, запишем эти выводы в тетрадь.
На данном этапе используется онлайн таймер:
https://app.classroomscreen.com/wv1/97b20aed-321c-4fbe-b42d-66e850c4bf91

Учащиеся заполняют карточку до-после несколько раз, до объяснения материала и после, сравнивают ответы, обсуждают их в парах, делают выводы.

4 этап. Практический. Применение цикла. (10 мин)

- Итак, конструкцию цикла мы рассмотрели, теперь посмотрим, как цикл можно использовать в задачах.
- В основном все ваши родители, люди работающие, получающие зарплату. И у многих, остаются финансы, которые не идут в расход, и чтобы деньги не лежали дома под подушкой, а приносили прибыль, люди идут в банк, чтобы сделать вклад.
- Так вот.
Задача. Гражданка А.О. 1 марта 2018 открыла счёт в банке, вложив 1000 рублей. Через каждый месяц размер её вклада увеличивается на 2% от имеющейся суммы. Определить: Сумму вклада через один, два, …, двенадцать месяцев.
Построение математической модели решения:
Первоначальный вклад а0=1000
1 месяц: а1=а0+а0*0,02
2 месяц: а2=а1+а1*0,02
----------------------------
10 месяц: а10=а9+а9*0,02
Общий случай: an=an-1+an-1*0,02

Составим программу и протестируем ее. Программа составляется совместно с ребятами на доске.
Program vklad;
Var i: integer;
a: real;
Begin Writeln (‘введите значение первоначального вклада’);
Readln (а);
i:=1;
while i<=12 do
begin a:= a+a*0,02;
writeln (a);
i:=i+1; end;
end.
Задачу вводим в паскаль и тестируем.
- Хорошо, задачу решили, а теперь поиграем с ней.
- Назовите банки в Перми, которые вы знаете или там имеют вклады ваши родители? (сбербанк)

- У каждого из вас есть мечта о дорогой покупке, допустим, на ваш день рождения вам подарили 2000 рублей.
- А вещь, которую вам хочется, стоит 10000. В какой банк и под какой процент и срок, вы отнесете свои деньги, чтобы получить требующуюся вам сумму.
- Давайте рассмотрим предложения 3-4 банков на ваш выбор, пусть сумма вклада 2000 рублей.
- Модель программы у вас есть, заведите эти данные в программу. (Дети в сети Интернет находят различный предложения от банков по вкладам и заносят данные в программу)
- Кто готов озвучить ваш результат? (Выбирают банк и вклад и озвучивают причину выбора и вывод)

Учащиеся составляют программу, производят компиляцию в Паскале, далее, находят в интернете несколько подходящих предложений от банков по вкладам, заносят данные в программу, выбирают наилучший вариант и объясняют свой выбор.

5 этап. Рефлексия (2 мин)

- закончим урок одной из цитат на выбор, какую вам хочется.

У хорошо образованного ума всегда будет больше вопросов, чем ответов. Хелен Келлер

Мы больше узнаем, ища ответ на вопрос, даже если его не находим, чем от самого ответа. Александер Ллойд

Не сводите ваше обучение к простому накоплению знаний. Пусть ваше обучение приведет к действию. Джим Рон

Учить еврея управлять своими финансами — это как учить бабушку есть куриные яйца.

- Я надеюсь, вы еще раз убедились, что паскаль, не просто скучный яп, а помощник в жизненных ситуациях. И умение применять его, большой плюс.

(Дети выбирают цитату и объясняют свой выбор)

6 этап: Домашнее задание. (2 мин)

- Есть ли риски при вкладе денег в банк? (Это инфляция.)

Что такое инфляция?

Она представляет собой постоянный процесс падения стоимости денег. Другими словами, это обесценение средств во времени. Если сегодня, имея сто рублей, покупатель может приобрести четыре батона, то через год на эти же сто рублей он купит только три батона. Таким образом, с учетом инфляции сегодняшние 100 рублей через год будут эквиваленты сегодняшним 85 рублей.
Инфляционный индекс рассчитывается исходя из многих параметров. Специалисты учитывают общее изменение цен по стране на большой перечень товаров, включая продукты питания, коммунальные услуги, энергоресурсы, размеры импорта и экспорта и проч.

Влияние инфляции на вклады.

Стандартно, рост ставок по депозитам отстает от роста инфляции, Поэтому банковские вклады можно применять для сбережения средств, чем для их приумножения. Для установления процента по вкладам, банки ориентируются на инфляционный процент и ставку рефинансирования ЦБ РФ.

Экономисты выделяют две ставки по депозитам:

- Номинальная ставка, которая установлена в текущий момент времени и под которую размещает вклад.

- Реальная ставка, которая учитывает инфляцию.

Рассмотрим пример.

Средний процент по депозитам по состоянию на май 2015 году достигает 12%. Уровень инфляции оценивается в 16,9%. С учетом сохранения этой тенденции до конца года, вкладчик, разместивший средства ниже 16,9% годовых получит реальный убыток.
Если годовая инфляция окажется на уровне 12%, то фактически вкладчик только сохранит свои сбережения, не заработав дополнительного дохода.
Если уровень инфляции снизится до отметки 8% (как это было в 2014 году), то вкладчик получит дополнительную прибыль.

- Поэтому вашим домашним заданием будет, узнать какой процент инфляции сейчас и рассчитать в программе выгодные процентные ставки, которые бы приумножали ваш вклад.

Отвечают на вопросы, записывают домашнее задание.

Карточка ДО-ПОСЛЕ

До

Утверждения

После

 

Цикл ПОКА, называется циклом с предусловием

 

 

Конструкция цикла: While условие do <оператор>

 

 

В цикле While проверка условия выполнения цикла находится в начале цикла

 

 

Цикл While может не выполнятся ни разу

 

 

Цикл While выполняется хотя бы один раз

 

 

В цикле While выход из цикла осуществляется, если условие ложно

 

 

Цикл While…do может содержать только один оператор тела цикла; поэтому нужно использовать Begin и End