Информатика и ИКТ, 9 класс, УМК Босовой Л.Л.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: ПК для учеников, проектор, мобильный телефон, презентация к уроку, раздаточный материал
Цель: научиться решать задачи с использованием цикла с предусловием и применять цикл при решении задач в жизненных ситуациях.
Планируемые результаты:
- Образовательные: Владеть базовыми понятиями по теме: цикл, цикл с предусловием, условие.
- Предметные: сформировать у учащихся знания, умения и навыки работы с циклами языка программирования Pascal при решении задач и применении их в жизненных ситуациях.
- Метапредметные: умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности; умение выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи, умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи (план, алгоритм, модули и т.д.), умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива посредством сравнения с деятельностью других, с собственной деятельностью; умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках.
Ход занятия
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||||||
Этап актуализации знаний. (5 мин) |
Тест в системе https://www.plickers.com/ (5 вопросов) на формирующее оценивание (5 минут) - В начале решим тест, возьмите пожалуйста свои карточки. (показ баллов, подведение итогов) |
Учащиеся поднимают карточки с ответами, учитель считывает ответы с помощью телефона. |
||||||||||||||||||||||||
Введение в тему урока (3 мин) |
На слайде выведена задача: |
Учащиеся восстанавливают действия в программе, отвечают на вопросы. Формулируют цель урока. | ||||||||||||||||||||||||
3 этап. Изучение нового материала (15 мин) |
- Для того чтобы, применять цикл «пока», нужно знать его конструкцию, поэтому я попрошу вас поделиться на пары, вам дана карточка (ДО-ПОСЛЕ), прочитайте высказывания и в разделе до заполните + если согласны, - если не согласны. Время 1 минута.
- Теперь просмотрите обучающий ролик: |
Учащиеся заполняют карточку до-после несколько раз, до объяснения материала и после, сравнивают ответы, обсуждают их в парах, делают выводы. | ||||||||||||||||||||||||
4 этап. Практический. Применение цикла. (10 мин) |
- Итак, конструкцию цикла мы рассмотрели, теперь посмотрим, как цикл можно использовать в задачах. Составим программу и протестируем ее. Программа составляется совместно с ребятами на доске. - У каждого из вас есть мечта о дорогой покупке, допустим, на ваш день рождения вам подарили 2000 рублей. |
Учащиеся составляют программу, производят компиляцию в Паскале, далее, находят в интернете несколько подходящих предложений от банков по вкладам, заносят данные в программу, выбирают наилучший вариант и объясняют свой выбор. | ||||||||||||||||||||||||
5 этап. Рефлексия (2 мин) |
- закончим урок одной из цитат на выбор, какую вам хочется. У хорошо образованного ума всегда будет больше вопросов, чем ответов. Хелен Келлер Мы больше узнаем, ища ответ на вопрос, даже если его не находим, чем от самого ответа. Александер Ллойд Не сводите ваше обучение к простому накоплению знаний. Пусть ваше обучение приведет к действию. Джим Рон Учить еврея управлять своими финансами — это как учить бабушку есть куриные яйца. - Я надеюсь, вы еще раз убедились, что паскаль, не просто скучный яп, а помощник в жизненных ситуациях. И умение применять его, большой плюс. |
(Дети выбирают цитату и объясняют свой выбор) |
||||||||||||||||||||||||
6 этап: Домашнее задание. (2 мин) |
- Есть ли риски при вкладе денег в банк? (Это инфляция.) Что такое инфляция? Она представляет собой постоянный процесс падения стоимости денег. Другими словами, это обесценение средств во времени. Если сегодня, имея сто рублей, покупатель может приобрести четыре батона, то через год на эти же сто рублей он купит только три батона. Таким образом, с учетом инфляции сегодняшние 100 рублей через год будут эквиваленты сегодняшним 85 рублей. Влияние инфляции на вклады. Стандартно, рост ставок по депозитам отстает от роста инфляции, Поэтому банковские вклады можно применять для сбережения средств, чем для их приумножения. Для установления процента по вкладам, банки ориентируются на инфляционный процент и ставку рефинансирования ЦБ РФ. Экономисты выделяют две ставки по депозитам: - Номинальная ставка, которая установлена в текущий момент времени и под которую размещает вклад. - Реальная ставка, которая учитывает инфляцию. Рассмотрим пример. Средний процент по депозитам по состоянию на май 2015 году достигает 12%. Уровень инфляции оценивается в 16,9%. С учетом сохранения этой тенденции до конца года, вкладчик, разместивший средства ниже 16,9% годовых получит реальный убыток. - Поэтому вашим домашним заданием будет, узнать какой процент инфляции сейчас и рассчитать в программе выгодные процентные ставки, которые бы приумножали ваш вклад. |
Отвечают на вопросы, записывают домашнее задание. |
Карточка ДО-ПОСЛЕ
До | Утверждения |
После |
|
Цикл ПОКА, называется циклом с предусловием |
|
|
Конструкция цикла: While условие do <оператор> |
|
|
В цикле While проверка условия выполнения цикла находится в начале цикла |
|
|
Цикл While может не выполнятся ни разу |
|
|
Цикл While выполняется хотя бы один раз |
|
|
В цикле While выход из цикла осуществляется, если условие ложно |
|
|
Цикл While…do может содержать только один оператор тела цикла; поэтому нужно использовать Begin и End |
|