Формирование метапредметных компетентностей на уроках английского языка в начальной школе

Разделы: Иностранные языки

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: английский язык


Метапредметность тесно связана с умением учиться и с формированием универсальных учебных действий. Игры, игровые ситуации, ролевые игры, метод проектов, портфолио, наглядный материал создают прекрасные естественные условия для овладения языком, приобщая к миру взрослых, являясь способом познания.

Мы стараемся формировать метапредметные компетентности с самых азов – изучения алфавита. Во время изучения букв, звуков и развития навыков техники чтения ученикам предлагаются задания, направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий. Ученики делают умозаключения, классифицируют слова в соответствии с указанными признаками, анализируют изученное, что способствует развитию логики и внимания.

Учащимся предлагаются следующие задания: «Соотнеси звук и слово, которое начинается на этот звук» (Приложение 1)

Игра «Сбор урожая». Необходимо классифицировать слова по группам в зависимости от гласной буквы, которая присутствует в слове. Для интереса детей задание оформлено в виде тыкв, которые нужно собрать в разные корзинки.

После овладения алфавитом и базовыми навыками техники чтения в изучении английского языка появляется ещё больше возможностей для формирования метапредметных компетенций.

Ролевая игра «В кафе».

Ученики работают в парах. Один из них – официант, а второй – покупатель. Диалог строится по образцу, который учащиеся услышали в видео https://www.youtube.com/watch?v=6IwulRrYnzQ&ab_channel=DreamEnglishKids:

- Can I take your order? What would you like to eat/drink?

- I would like …

Учебный результат: Благодаря многократному повторению фраз в видеоролике большинство учащихся смогли осуществить диалог на тему «В кафе» без опоры на образец и лишь две пары учащихся воспользовались опорой. Это свидетельствует об эффективности выбранных методов в рамках изучения данной темы.

Метапредметный результат: развитие умений работать в паре, слушать собеседника, вести диалог. Полученные знания возможно применить в жизни в случае пребывания в иноязычной стране пользуясь базовыми фразами можно сделать заказ в кафе.

Метод проектов. «Мой дом».

Работа в группах. Создание макета дома. Учитель раздаёт шаблоны с прикрепленными на них липучками и мебель, на которой также прикреплены липучки. Ученики «расставляют» мебель по их вкусу. Затем каждая группа описывает свою комнату.

Учащиеся готовят собственный проект «Мой дом» – выполняют схематический рисунок и кратко рассказывают о доме.

Учебный результат: учащиеся смогли рассказать, что находится в каждой из комнат, используя конструкцию there is, хотя и не изучали данный грамматический материал, благодаря его многократному повторению.

Метапредметный результат: развитие умений работать в группе, слышать собеседника и прислушиваться к его мнению, развитие пространственного мышления, воображения, творческих способностей, развитие коммуникативной компетенции.

Ролевая игра: «Как пройти».

Данная игра способствует развитию пространственного мышления, развитию коммуникативной компетенции, развитию умения слушать собеседника. Полученные знания возможно применить в жизни в случае пребывания в иноязычной стране пользуясь базовыми фразами можно спросить, как пройти к нужному объекту, и понять инструкции. Также умение ориентироваться в пространстве, пользовать схемами и картами поможет и в жизни в родной стране.

Метод «Портфолио» не только повышает эффективность процесса обучения, но и создаёт условия для погружения в атмосферу творческого поиска, а результат работы с портфолио – показатель сформированности метапредметных результатов.

Таким образом, можно сделать вывод, что даже на начальном этапе изучения иностранного языка возможно формировать метапредметные компетентности и, кроме того, способствовать лучшему усвоению материала и формированию мотивации к изучению иностранного языка.

Приложение