Повышение качества обучения с помощью использования различных видов устного счета

Разделы: Математика, Организация школьной библиотеки

Ключевые слова: устный счет


С древних времён люди знают, что математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Именно поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к этой науке. Я знаю, то развивать познавательный интерес к математике, повысить качество обучения возможно с помощью использования различных видов устного счета.

Поэтому цель моей работы – показать результативность использования различных видов устного счета для формирования у учащихся прочных вычислительных навыков, повышения познавательного интереса к урокам математики.

Цель устных упражнений: активизировать внимание детей на уроках математики, сделать процесс учения более интересным, повышать с помощью них познавательный интерес к уроку математики. Задания в занимательной форме более доступны и привлекательны для детей. Учащиеся незаметно для себя выполняют большее число арифметических действий, упражняются в устных вычислениях и приобретают уверенность в математических вычислениях. Устные упражнения необходимо проводить чаще всего в начале урока, чтобы привлечь внимание детей и подготовить их к усвоению последующего материала, или в конце урока, как бы подытоживая новый материал.

Хорошо развитые навыки устного счета у учащихся – одно из условий успешного обучения в старших классах. Необходимо обращать внимание на устный счет с того момента, когда учащиеся, приходят из начальной школы.

Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики. В 5 классе закладываются основы обучения математики. А вот чтобы дети успешно обучались, нужно чтобы обучающиеся хорошо знали таблицу умножения и владели быстрым вычислительными навыками сложения и вычитания в начальной школе. Если не заложить в период 5-6 классов у детей основы устного счёта, то в дальнейшем это скажется на качестве обучения учащихся в старших классах.

В этот период школьники обучаются умению осознанно использовать законы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень). В последующие годы полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются в процессе изучения математики, физики, химии и других предметов.

Вычислительные умения и навыки можно считать сформированными только в том случае, если учащиеся умеют с достаточно бегло выполнять математические действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями, рациональными числами, а также производить тождественные преобразования различных числовых выражений и приближенные вычисления.

В последнее время учителя, проводя в жизнь идею развивающего обучения, ослабили внимание к развитию и закреплению у учащихся вычислительных навыков. Поэтому у школьников возникают трудности даже при умножении и делении десятичных и обыкновенных дробей, сложении и вычитании дробей с разными знаменателями и т.д. Отмечается также слабое практическое владение школьниками такими алгоритмами математических действий, как выделение целой части из неправильной дроби, обращение десятичной дроби в обыкновенную, нахождение процентов от числа и др. Эти недостатки оказывают отрицательное влияние на усвоение учащимися не только математики, но и отдельных разделов курса физики и химии. Без прочных умений и навыков в области вычислений изучение математики (да и других предметов) значительно усложняется, так как ошибки в расчётах сбивают с пути, намеченного для достижения результата, а внимание, сосредоточенное на осмыслении хода решения задачи, переносится на преодоление трудностей, связанных с расчётами.

Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер. Для достижения правильности и беглости устных вычислений на каждом уроке математики необходимо выделять 5–10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.

Устные упражнения проводятся в вопросно-ответной форме, все учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения. Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. В сочетании с другими формами работы, устные упражнения позволяют создать условия, при которых активизируются различные виды деятельности учащихся: мышление, речь, моторика.

Формы восприятия устного счета.

1) Беглый слуховой (читается учителем, учеником, записано на магнитофоне) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.

2) Зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске, счеты, диапозитивы) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.

3) Комбинированный.

А также:

- обратная связь (показ ответов с помощью карточек).

- задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность)

- упражнения в форме игры (молчанка, продолжи цепочку, стук-стук, хлопки).

Организация занятий по устному счету

Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно.

Методические рекомендации

У учащихся необходимо закрепить умение выполнять все арифметические действия с натуральными числами. В результате прохождения программного материала пятиклассники должны уметь выполнять основные действия с десятичными дробями; применять законы умножения и сложения к упрощению выражений, округлять числа до любого разряда, определять порядок действий при вычислении значения выражения.

При изучении геометрического материала следует выделять не менее 10 минут урока для работы с учащимися по формированию вычислительных навыков.

Важную роль в выработке прочных вычислительных навыков играет сохранение преемственности между 5 классом и начальной школой.

В 5-6-м классе на устные упражнения должно быть отведено 5-7 минут урока. В 5-м классе на протяжении всего первого полугодия в устный счёт следует включать упражнения, требующие знания таблицы умножения.

При работе с десятичными дробями особое внимание нужно уделить умению раскладывать их на разряды. Это в будущем позволит учащимся быстрее производить устное сложение и вычитание десятичных дробей.

В 6 классе в начале учебного года необходимо организовать целенаправленное повторение действий с десятичными дробями. В устный счёт на каждом уроке следует включать упражнения вычислительного характера.

Работа учителя математики 5-9 классов не должна ограничивать учебными занятиями по школьному расписанию и проверкой домашних работ; необходимо проводить и внеклассную работу: математические вечера, викторины; олимпиады и т.д. Здесь больше, чем на уроках, внимание может быть уделено устным вычислениям, рассмотрению разнообразных приёмов счёта, решению задач повышенной трудности.

Примеры вычислительного чета