Инновационная деятельность в решении задач по ПДД детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО. Возрастная группа: младшая, 2–3 годаа

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: младшая группа, ПДД


«Правила дорожного движения должен знать каждый человек. Они очень важны. Ведь эти правила помогают нам сохранить самое главное – ЖИЗНЬ!!!»

Введение

Сроки реализации: краткосрочный.

Тип проекта: познавательно-игровой.

Участники проектной деятельности: дети младшей группы, родители, воспитатели младшей группы МБДОУ «Детский сад №6».

Целевая аудитория: младшая, от 2 до 3 лет.

Актуальность и обоснование темы Актуальность и проблематика. В связи с ростом интенсивности дорожного движения и увеличением ситуаций, представляющих угрозу для детей, вопрос формирования навыков безопасного поведения на дорогах с раннего возраста является составной частью работы педагогов нашего детского сада.

Знакомить с правилами безопасного поведения на дороге, соблюдение которых является обязательным для каждого, надо начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны. Правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью.

В нашем детском саду проблема обучения культуре поведения на дорогах прочно вжилась в сложную и многогранную систему воспитательно-образовательной работы и является составной частью работы педагогов.

В настоящее время утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию и в том числе к структуре образовательной программы дошкольного образования, к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлено на формирование основ безопасности, на формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

ФГОС также утверждены требования к условиям реализации Программы. Организация предметно-пространственной среды является одним из основных условий эффективности проводимой в нашем детском саду работы по обучению безопасному поведению на дорогах.

Актуально и проста жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения. Ребенку дошкольного возраста трудно понять ту опасность, которую представляет автомобиль. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах. Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями ПДД и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Ведь сами родители каждый день на глазах своих детей нарушают эти правила, и не задумываются, что ставят перед ребенком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят, или как делают? Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и мы, воспитатели. Родители не достаточно уделяют внимание теме «Правила поведения на дороге», «Правила поведения на улице», «Правила дорожного движения»; нет знаний у детей о правилах поведения на дороге, о смене сигналов светофора, их смысл.

Определение цели, объекта, предмета, гипотезы, задач эксперимента

Цели: формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения, безопасного поведения на дорогах.

Задачи:

  • Познакомить детей младшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения, со светофором;
  • Учить понимать значение световых сигналов светофора;
  • Формировать начальные навыки безопасного поведения на дороге и на улице;
  • Активировать слуховые и зрительные анализаторы, развивать у детей речь, воображение и мышление.
  • Закрепить названия цветов (желтый, зеленый, красный);
  • Приучать детей выполнять правила, действовать в коллективе;
  • Активизировать словарь: светофор, зеленый (красный, желтый) цвет, руль, безопасность, дорога, транспорт, тротуар, проезжая часть, обочина, пешеходный переход, перекресток.

Из беседы с детьми стало понятно, что они имеют поверхностные представления об светофоре, о цветах, но многие дети не знают правил дорожного движения, не могут их назвать. Это говорит о том, что родители не разговаривают со своими детьми о правилах дорожного движения, или не рассказывают считают своих детей еще маленькими.

Задача педагогов – не пресекать любознательность, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию. Тема проекта: «Мой друг – светофор». Дошкольный возраст – благоприятный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объединяет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.

Аргументированность плана эксперимента

В ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» указывается на то, что каждый ребенок должен вырасти не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Это требует пересмотра технологий образования дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения с учетом значимых для развития дошкольников видов детской деятельности. С утверждением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Представление проблем, которые еще предстоит решить

Прогноз конкретных результатов практической реализации проекта:

  • У детей сформированы первоначальные знания правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на дороге и на улице. Заинтересованность детей темой.
  • Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; проявляют творчество, активность и деятельность в работе.
  • С удовольствием рисуют, лепят, играют в разные игры.
  • Участие в совместной деятельности родителей.

Выбор и описание конкретных методик и методов исследования

Основная часть

Работа с детьми:

  • рассматривание материала по теме «Где я живу», «Мой город-Агрыз», «Правила дорожного движения», «Мой Друг-Светофор», «Правила поведения на дороге и на улице с Полицейским Петей», «Минутка безопасности», иллюстрации с изображением транспортных средств, альбомы по теме;
  • беседа «Мой Друг-Светофор», «Дорога в детский сад №6», «Можно – опасно с Другом Светофором», « Безопасность на дороге с Полицейским Петей»;
  • аппликация «Наш Друг-Светофор», «Машинки моего города Агрыз», коллективная работа оригами «Полицейский Петя»;
  • чтение стихотворений на тему «ПДД», «Светофор»: Г. Шалаева «Запомните ребята», «Мы пешеходы», А. Белоножкина «Нам на улице не страшно», Б.Тимофеев «Для пешеходов», «Мчат колеса», «Светофор – дорожный друг»;
  • загадывание загадок «Отгадай загадку по картинке с Полицейским Петей и его Другом Светофором»;
  • дидактические игры: «Полицейский Петя учит дорожным знакам», «Собери машину по частям на дорогах города Агрыз», «Наш друг-Светофор», «Наши правила важны», «Угадай транспорт», «Собери машину» (из 4х частей), «Правила поведения в детском саду №6»;
  • подвижные игры: «По длинной извилистой дорожке», «Воробушки и автомобиль», «Поезд», «Машины», «Трамвай», «Цветные автомобили»;
  • сюжетно-ролевая игра «Шоферы», «Водители и пешеходы», «Транспорт» (разноцветные рули, нагрудные знаки с картинками разных машин, жилеты с изображением того или иного вида транспорта), игры с макетом, с ширмой «Наша автомойка»);
  • раскраски по ПДД с Полицейским Петей и его Другом Светофором;
  • просмотр презентации «Наш друг – Светофор», просмотр мультфильмов на сайте http://sakla.ru/, https://avtoline-nsk.ru/c/multfilmy-po-pdd

Работа с родителями:

  • консультация «Дети на дорогах», «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге»;
  • папка-передвижка «Обучение детей ПДД», «Формирование у детей навыков поведения на улице»;
  • беседа «Начните с себя!»;
  • беседа майора полиции Юмакаева И.В. (папа Юмакаевой Е.И.) на тему «Сотрудник полиции». Он рассказал для чего нужна полиция, показал жетон, форменную одежду;
  • изготовление макета города Агрыз, «Моя улица», «Где живет наш друг Светофор?», ширма «Наша автомойка» (семья Шуткиной М.Н.), жилетики для сюжетно-ролевых игр с изображением того или иного вида транспорта) (семья Капаровой С.Ю.);
  • анкетирование для родителей «Безопасность детей на дороге»;
  • памятка для родителей «Все начинается с малого»;
  • буклет для родителей «В младшем дошкольном возрасте ребенок должен усвоить»;
  • фотовыставка «Дорога в детский сад», «Наша безопасность в автомобиле»;
  • рекомендации «Формирование у детей специальных навыков», «Обучение детей правилам безопасного поведения в процессе пешего движения, в автомобиле».

Заключение

Результат проекта: выставка поделок, рисунков; создание книжки-малышки; развлечение в группе «В гостях у Светофора»; методическая разработка для педагогов, детей и родителей «50 игр с Полицейским Петей и его Другом Светофором»; мероприятие с участием начальника отдела ГБУ «БДД» Тимкиной Р.В. «Правила дорожные детям знать положено».

Проект «Мой друг - Светофор» реализовал поставленные задачи. Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о правилах дорожного движения (светофор, зеленый (красный, желтый) цвет, руль, безопасность, дорога, транспорт, тротуар, проезжая часть, обочина, пешеходный переход, перекресток).

В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей.

Описание данной разработки: в данной работе собрано большое количество разнообразных форм работы, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка. Описываемые игры не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат.

В младшем дошкольном возрасте дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответ. Займите почемучек играми, творчеством и мастер-классом. Даже взрослым будет интересно.

Анализ полученных результатов

Система оценки результатов освоения Программы

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Диагностическое обследование необходимо в первой младшей группе, оно помогает определить знания и навыки детей, уровень их возможностей.

При проведении диагностического обследования важно придерживаться 2-х заповедей:

  • «Не навреди ребенку. Все, что будет делаться на практике, должно исходить из интересов, возможностей ребенка, сохраняя его индивидуальный образ».
  • «Помоги взрослому, находящемуся возле ребенка большую часть времени, проживающему с ребенком жизненные события (родителям)»

Диагностическое обследование мы проводим не только в ходе наблюдения, но и в процессе бесед, в процессе создания игровых проблемных ситуаций на дороге, улице; после анализа, детских работ в начале года (в сентябре месяце, на 1 октября) и в конце года в март месяце следующего календарного года. Это заключительная диагностика.

Диагностику по выявлению уровня усвоения детьми знаний о Правилах дорожного движения проводим 2 раза в год (октябрь, март) и результаты фиксируем в сводную карту диагностики.

Направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, а значит, необходим и дальнейший поиск, совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

В октябре 2019 года, проводилась педагогическая диагностика (мониторинг) в младшей группе, в которой участвовало 16 детей из списочного состава – 17 человек, один ребенок отсутствовал по уважительной причине.

Результаты диагностики октябрь 2019 года

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» ПДД.

  • Навык сформирован у 4 человек - 25 %
  • Навык находится в стадии формирования у 5 человек - 31,25%
  • Навык не сформирован у 7 человек - 43,75%

Результаты март 2020 года

  • Навык сформирован - 81,25% (13) воспитанников
  • Находится в стадии формирования - 18,75% (3) воспитанника
  • Не сформирован - 0

Авторская разработка на этапе формирующего эксперимента

Методическая разработка «Минутки безопасности»

Методическая разработка включает в себя три раздела: красный - дидактические, развивающие, обучающие, воспитывающие игры; желтый – подвижные игры; зеленый – сказки, загадки, стихотворения. Методическая разработка предназначена для педагогов и родителей.

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, ее решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Актуальность связана еще с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах.

Цели: расширять и углублять знания по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста в вопросах познавательной деятельности, сформировать у детей основы безопасного поведения на улице, уточнять и систематизировать знания дошкольников о правилах дорожного движения и правилах движения пешеходов.

Задачи:

  • Образовательные: углублять представления детей о Правилах дорожного движения; познакомить со значением дорожных знаков, обучать безопасному поведению в дорожной среде, формировать у детей осознанного отношения к соблюдению ПДД, чувства ответственности.
  • Воспитательные: воспитывать внимательность, наблюдательность, дисциплинированность, воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения.
  • Развивающие: развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной обстановке и прогнозировать дорожную ситуацию; развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения; развивать у детей чувства контроля и самоконтроля; развивать память, речь, логическое мышление, внимание, самооценку.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что ДОУ является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, были созданы эта игрушка.

В свободное время, мы очень любим вязать. Вязание – очень увлекательное и полезное занятие. Те, кто любит и умеет вязать, согласятся с нами, а тем, кто в этом сомневается, мы можем сказать: попробуйте, не пожалеете! Вязать же игрушки интересно вдвойне: это и польза, и удовольствие. Результаты такой работы просто восхищают. Только посмотрите на эти игрушки – просто чудо! И времени на это надо не так много, как, скажем, на вязание пуловера. Многие раньше никогда не пробовали вязать игрушки. А зря! Не бойтесь больших, сложных описаний: их дольше писать, чем вязать по ним. Они большие оттого, что очень подробны. Когда вы начнете выполнять то, что в них написано, вы это поймете. И свяжете игрушку быстро и легко. А пряжи уйдет – всего ничего!

Вязаными игрушками можно не только играть. Их дарят в качестве сувениров, украшают ими интерьер дома, используют в качестве брелков на сотовых телефонах и сумках. И, что самое главное, они всегда «живые», так как созданы вручную мастерами, любящими свое дело.

Хотим поделиться с нашей новой игрушкой, которая доставляет много положительных эмоций нашим детям.

Это – веселый Полицейский Петя и его Друг Светофор!

Игрушку можно использовать как для развития мелкой моторики, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, изготовления уголков в группе по ПДД, для сюрпризных моментов… При помощи этой игрушки дети познают окружающий мир. Вязанную игрушку можно использовать и для сюжетно-ролевых игр, которые развивают у детей фантазию, мышление и артистичность. Различная фактура ниток и вязки способствует развитию тактильных ощущений ребенка, а яркие цвета и доброжелательные лица помогут нам окружить ребенка яркой сказкой, которую он будет помнить всю жизнь.

Наши игрушки состоят из натуральных шерстяных волокон, которые не вызывают болезней и не оказывают губительного воздействия на здоровье и жизнь детей.

Преимущества таких игрушек.

  • Безопасность. Игрушки, сделанные при помощи ниток и крючка, не принесут вашему ребенку никакого вреда. Все элементы игрушек крепко пришиваются. В них нет никаких острых, колющих или режущих компонентов.
  • Экологичность. Нитки натуральные. Хлопчатобумажные, бамбуковые нити подойдут для изделий, предназначенных самым маленьким деткам. Шерстяные или акриловые материалы можно использовать для создания «более взрослых» игрушек. В магазинах продаются также нити, не вызывающие аллергии. Поэтому даже дети, страдающие аллергическими реакциями, могут заниматься вязаными игрушками.
  • Легкость. Игрушки, совсем нетяжелые, ведь материал, использующийся для «набивки» игрушек (синтепон, синтепух, холлофайбер), практически ничего не весит. Травмы от нечаянного удара таким предметом точно не будет.
  • Пластичность. Вязаные игрушки легко трансформируются в детских руках, они приятны на ощупь и могут принимать разные причудливые формы.
  • Возможность обработки. Изделия, связанные рукодельницами для малышей, легко стираются и быстро сохнут. Игрушки без опасений можно «прокрутить» в стиральной машине.
  • Энергичность. Все знают, что вязальщицы, создавая свои маленькие шедевры, вкладывают в игрушку частичку своей души. Наши маленькие детки обязательно почувствуют это и отдадут предпочтение вязаной игрушке при выборе из большого ассортимента предлагаемых.

Игрушка, сделанная своими руками, способствует развитию связной речи, воображения; он оказывает психотерапевтический эффект, помогая ребенку справиться с переживаниями, страхами, получить недостающее внимание. Удачи Вам и вашим детям!

Наши достижения

  • Участник Международной экспериментально-творческой группы педагогов ЦПТ им. К.Д.Ушинского, тема экспериментального исследования «Использование проектного метода при формировании культуры здоровья детей дошкольного возраста, социально-коммуникативном развитии в соответствии с ФГОС ДО», свидетельство от 04.05.2020г. Ес №3987; экспертное заключение экспертной группы Центра педагогических инноваций и развития образования «Новый Век», руководитель: к.п.н., доцент Белолипецкая С.Ю., 49 баллов (98%).
  • Участие в районном фестивале-конкурсе для педагогов ДОУ Агрызского муниципального района Республики Татарстан «Мастерская игрушки», форма участия выставка творческих работ «Мастерская игрушки» (Башарова С.Я., Таюшева Л.И.), 2020 год;
  • Диплом 1 степени во Всероссийском творческом конкурсе для педагогов ДОУ «Праздник рукоделия – 2020» , с работой Развивающая игрушка «Полицейский Петя и его друг светофор», (Башарова С.Я., Таюшева Л.И.), 2020 год;
  • Диплом лауреата 1 степени во Всероссийском дистанционном конкурсе учебно-образовательных материалов «Воспитание -2020» К.Д.Ушинского, с работой «Полицейский Петя и светофор», 2020 год;
  • Диплом победителя за Победу в (заочном) Всероссийском конкурсе «Безопасное колесо», в номинации «Методическая разработка «Минутки безопасности»», (Башарова С.Я., Таюшева Л.И.), 2020 год;
  • Выступление на республиканском научно-практическом семинаре «Распространение опыта практической и творческой деятельности педагогов дошкольных образовательный организаций» в г. Набережные Челны с презентацией «Лучший проект по ПДД «Мой друг-светофор», 2020 год;

Публикации:

  • Публикация в сборнике научно-исследовательских, методических и творческих работ «Моя Россия. Избранное» (вып.5), свидетельство о публикации, 2019 год; Публикация В №8 Всероссийского сетевого журнала «Оранжевый жираф», сертификат о публикации №OG 20-30, 07.04.2020 год см. Приложение.

Список использованной литературы

  1. «Картотека методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР, ФГОС – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007, Нищева Н.В.
  2. Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильевой. Младшая группа.
  3. Т.Ф.Саулина «Ознакомление дошкольников с ПДД», 2013.
  4. Е.Я.Хабибуллина «Дорожная азбука в детском саду», 2013.
  5. Сочинения-сказки по Правилам дорожного движения.

Электронные образовательные ресурсы

  1. Ведущий образовательный портал России Инфоурок, https://infourok.ru/proekt-v-podgotovitelnoy-gruppe-v
  2. Международный образовательный портал http://www.maam.ru/. https://www.maam.ru/detskijsad/poznavatelnyi-proekt-v
  3. Сайт для воспитателей детских садов дошкольник. ру, https://blog.dohcolonoc.ru/entry/proekty/proekt-vse-p