Правописание разделительных Ь и Ъ знаков

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Технологическая карта урока № (ФГОС)
Русский язык

Класс

5 класс

Тема урока

Правописание разделительных Ь и Ъ знаков

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель урока

Повторить морфемный разбор слова, образование новых слов с помощью приставок

Задачи урока

  • Формировать способности учащихся определять правильное написание Ъ и Ь разделительного знаков в словах, акцентировать внимание учащихся на написание словарных слов, учить графически обозначать условия выбора правильных написаний,
  • Развивать мышление речь память, внимание на основе текстов упражнений, выполнения алгоритма действий.
  • Воспитывать чувства сотрудничества коллективизма при работе в группах.

Материалы и оборудование

  • Русский язык 5 класс учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях, часть 1/ (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.)- М: Просвещение,2018
  • Карточки для буквенного диктанта
  • Оценочные листы.

Используемые технологии

Исследовательское обучение

Методы обучения

Исследовательский

Формы обучения

Индивидуальная, групповая фронтальная

Планируемые результаты

Предметные:
- научиться определять правильное написание Ъ и Ь разделительного знаков в словах, акцентировать внимание учащихся на написание словарных слов, учить графически обозначать условия выбора правильных написаний,
обнаруживать и исправлять орфографические ошибки;
- извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Метапредметные:
а) коммуникативные:
- формировать навыки сотрудничества как с учителем, так и со сверстниками, учитывать позицию собеседника, уметь обосновывать и доказывать собственное мнение;
б) регулятивные:
- проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности; контролировать процесс достижения результата; корректировать свои действия и оценивать их успешность;
в) познавательные:
- самостоятельно осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
Личностные:
- уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим.

Основные понятия

Морфемы

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация учебной деятельности

Хорошо проверь дружок, ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке, ручка книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать только лишь отметку «пять»

Слушают учителя, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Актуализация и пробное учебное действие

- Начинаем наш урок.
- Запишите число, а тему определим позже.
- Приготовьте оценочные листы
1 задание «Словарный диктант»( по цепочке. А теперь последний вопрос мой таков: КАКАЯ БУКВА ПИШЕТСЯ В СЛОВЕ ПОДЪЕМ после приставки?» ВЗАИМОПРОВЕРКА) Итак, какова тема нашего урока? Какие цели перед собой поставим?

Отвечают на вопрос в тетради словами, фронтальная проверка, оценивают себя в оценочных листах («5» - нет ошибок «4» - одна две ошибки «3» - три ошибки «2» - четыре и больше)

 

Формулирует тему, цели урока

Целеполагание и построение выхода из затруднения. Практическая деятельность

- Прочитайте слова
ПОДЪЕЗД, ОБЪЯВЛЕНИЕ, ЛИСТЬЯ,.ВЬГА Сравните эти записи. Сделайте вывод о написании Ъ и Ь разделительного знаков в словах. – От чего зависит их написание? Составьте памятку-алгоритм о правописании этих знаков в корнях.

Отвечают на вопросы учителя, работают в группах, высказывают свое мнение, доказывают его, составляют вместе памятку алгоритм «Правописание букв Ъ и Ь в словах»

Открытие нового знания

Итак, прочитайте свою памятку. Сформулируйте правило о правописании Ъ и Ь в словах.
Прочитайте правило в учебнике на стр.29 и сравните с нашей памяткой.

 

Читают правило в учебнике и сравнивают с памяткой

Физминутка

Игра «Матрешка»

СОСТАВЬТЕ СЛОВО ИЗ

ПРИСТАВКУ ОТ СЛОВА ПОДЪЕМ

КОРЕНЬ ОТ СЛОВА БЕРЕЗОВЫЙ

СУФФИКСЫ ОТ СЛОВА ЕЛОВЫЙ И НОСИК

ОКОНЧАНИЕ ОТ СЛОВА ДЕНЬ

- Какое слово получилось?
зрительная для глаз (движение зрительно по доске: диагональ, периметр, аналогично- в другую сторону

Составляют слова по данным морфемам и называют их, выполняют зрительно физминутку.

Первичное закрепление

2 задание. Упр. 55 (по заданию). 1ученик у доски. Проверяем у себя и товарища (2 предложения)

Индивид. проверка, комментируют написание корней в словах, заполняют оценочные листы

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

3 задание. Буквенный диктант.
СЪЕДОБНАЯ, ВОРОБЬИ, ВЬЮЖНАЯ, СЕРЬЕЗНЫЙ, РУЖЬЕ, ВЬЕТСЯ, ПОДЪЕХАЛИ, СЪЕЖИЛАСЬ, ОБЪВИЛА, ДРУЗЬЯ

2 человека у доски выполняют задание, объясняют, остальные сравнивают по ключу на доске, оценивают себя

Включение в систему знаний

4.задание 57 (составляютслова, используя данные приставки

Работу проверяет учитель

Рефлексия

Какую цель ставили? Удалось ли ее решить? Какие получили результаты? Какое задание вызвало у вас затруднение?
Д.З. Упражнение 58, правило учить

Зачитывают работы. Ставят себе итоговую оценку