Цель урока: создание условий для осмысления значения колыбельной песни.
Задачи:
- Выяснить, что мы знаем о колыбельной песни;
- Узнать, когда они появились и зачем их поют;
- Выявить особенности колыбельной песни;
- Научиться выразительно исполнять колыбельные песни.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в парах.
Методы: поисковый.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель Музыки: поприветствуем друг друга, подготовим голос к пению. (распевка «Доброе утро»)
Учитель Музыки: сегодня у нас необычный урок. Вести его будем мы с Ольгой Николаевной. В одном уроке сразу два предмета: музыка и литературное чтение на родном языке.
Мы хотели бы познакомить вас с куклой, которую зовут Оля. Она рано встала, устала, ей надо отдохнуть, поспать. Давайте споёт ей нашу любимую песенку «Светлячок». Помогут нам музыканты.
(Стелла укачивает куклу под музыку).
II. Актуализация знаний, постановка проблемы
Учитель Музыки: Почему кукла Оля не уснула? А какую песню нужно спеть? Значит, какая тема нашего урока? (СЛАЙД 1. ТЕМА УРОКА)
Давайте с помощью ключевых слов определим цели урока
СЛАЙД 2. (ЦЕЛИ УРОКА)
III. Изучение нового материала
Учитель ЧТЕНИЯ: Какой хороший план получился у вас.
Чтобы выполнить его, предлагаю работу в парах.
Первый ряд отвечает на 1 вопрос, 2 ряд - на 2 вопрос, 3 ряд - на 3 вопрос. Отметьте в кружок ответ.
1. От каких слов произошло слово “колыбельная”?
- колыбель;
- игра;
- погремушка.
2. Кто мог быть создателем колыбельных песен?
- животные;
- птицы;
- люди.
3. С какой целью исполняли колыбельные песни?
- поиграть;
- побегать;
- убаюкать.
Учитель ЧТЕНИЯ: Обобщим наши знания.
От каких слов произошло слово “колыбельная”? Ответ первой группы детей.
Учитель Чтение: Что такое колыбель? (СЛАЙД 3. КОЛЫБЕЛЬКА)
В народе колыбельные песни зовут байками. Это название произошло от глагола “баять”. Значение этого слова мы можем найти в словаре Даля Владимира Ивановича (учитель показывает словарь). Баять и байкать – говорить, болтать, беседовать, рассказывать; баить ребенка, байкать, баюкать – припевая укачивать, усыплять. (читает НАСТЯ)
Учитель ЧТЕНИЯ: Кто мог быть создателем колыбельных песен? Ответ второй группы детей.
Колыбельные в древности создали матери, нянюшки, бабушки,качая своих малышей. Слово «колыбель» происходит от слов «колебать», «колыхать», «качать».
Учитель ЧТЕНИЯ: С какой целью исполняли колыбельные песни? Ответ 3 группы детей.
УчительЧТЕНИЯ: Издавна на Руси младенцу было принято петь колыбельные. Считалось, что именно с помощью этих убаюкивающих песенок маленький человечек начинает познавать окружающий его мир. Ведь колыбельная знакомит малыша с образами животных и сказочных персонажей, дает первые упоминания о добре, чести, долге и т.д.: Колыбельную сначала исполняли, чтобы оберегать ребенка, позже – просто убаюкивать.
Учитель МУЗЫКИ: А нашу куклу Олю до сих пор не убаюкали. Регина может нам Олю убаюкать. (исполнение колыбельной песни Региной)
ПРО РЕЧИТАТИВ (Слайд 4)
1.
Баю, баю, баю, бай,
Ты, собаченька, не лай,
Мою дочку не пугай!
И в дудочек не гуди,
До утра не разбуди!
А приди к нам ночевать,
В люльке Машеньку качать. (Слайд 5)
ФИЗМИНУТКА (ЛЮБОВЬ)
IV. Закрепление материала
Учитель ЧТЕНИЯ: Найдите на карточке 2 задание «Строчки рассыпались», выполните задание. Прочитайте по очереди друг другу. Договоритесь, кто от вашей пары будет читать выразительно.
(Расставьте строчки по порядку, чтобы получилась колыбельная песня)
Не ложися на краю |
Баю-баюшки-баю |
И утащит во лесок |
Не ложися на краю |
Баю-баюшки-баю |
Придет серенький волчок |
Придет серенький волчок |
И утащит во лесок |
Под ракитовый кусток |
Под ракитовый кусток. |
(Расставьте строчки по порядку, чтобы получилась колыбельная песня)
Прилетели журавли |
Ой, люли-люли-люли! |
Ой, люли– люли – люли! |
Прилетели журавли. |
А ворота скрип – скрип |
Они сели на ворота |
Они сели на ворота |
А ворота скрип-скрип |
У нас Ваня спит – спит. |
У нас Ваня спит-спит. |
Не будите у нас Ваню |
Не будите у нас Ваню. |
(Расставьте строчки по порядку, чтобы получилась колыбельная песня) |
|
В речке струйки говорят |
В речке струйки говорят, |
К нам в окно луна глядит |
В небе звездочки горят. |
В небе звездочки горят |
К нам в окно луна глядит, |
Малым детям спать велит. |
Малым детям спать велит. |
Учитель МУЗЫКИ: Как много в этих песнях нежности, напевности, теплоты, любви.
ФИЗМИНУТКА
Ах, как долго мы читали,
Глазки у ребят устали (поморгать глазами)
Посмотрите все в окно (посмотреть влево — вправо.)
Ах, как солнце высоко (посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем (закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем (посмотреть по дуге вверх вправо и вверх — влево)
Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз (посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись. (зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)
V. Творческая работа
Учитель ЧТЕНИЯ: А сейчас побываем «В гостях у сказки». По иллюстрациям назовите сказки. Разделите эти сказки на группы. Выберите место в сюжете, куда можно вставить колыбельную. (СЛАЙД 6. Иллюстрации к сказкам : "Гуси - лебеди", "Сказка о глупом мышонке", "Волк и семеро козлят", "Колобок")
Ой, люли, люли, ли
Спи, дитяточка, усни.
Уж ты, котик-коток,
Котик, серенький лобок,
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать,
Баю-баю, бай...
Учитель ЧТЕНИЯ: В народе каждая колыбельная имеет много вариантов, каждый исполнитель может внести в неё что-то своё. Представьте, что вы поэты, вам нужно сочинить колыбельную. У вас есть рифмы, попробуйте записать песенку, добавив свои слова. Это буриме. Работаем в парах.
- …пришла
- …принесла
- … петушок
- …сверчок
Учитель ЧТЕНИЯ: Посоветуйтесь с соседом и выберите из предложенных пословиц ту, которая подходит к нашему уроку.
(Слайд 7)
1. Птица рада весне, а младенец матери.
2. Нет милее дружка, чем родная матушка.
3. Хлеб питает тело человека, а колыбель душу.
IV. Рефлексия
Учитель ЧТЕНИЯ: Возьмите раскраску. Оля качает колыбельку. На спинке колыбельки раскрасьте цветочек голубым цветом, если на уроке вам было всё понятно, вы узнали много нового, достигли цели урока.
- Если считаете, что на уроке вы работали неактивно, не помогали соседу по парте, раскрасьте цветочек розовым цветом.
- Если было неинтересно, пользы от урока получили мало, не очень понимали, о чем идет речь, вам это не нужно, то не раскрашивайте цветочек.