Тема урока: «Наречие». 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4

Ключевые слова: наречие, русский язык, УМК «Школа России»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (696 кБ)


Учебник: «Русский язык 4 класс 1 часть» В.П.Канакина. Школа России.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.

Задачи:

  • Предметные: организовать деятельность учащихся по выявлению и усвоению способа определения наречия как части речи.
  • Метапредметные:
  • Познавательные:
    • создать содержательные и организационные условия для развития умения анализа, сравнения, классификации морфологических и грамматических признаков наречия, выделения главного;
    • содействовать развитию умения наблюдать, исследовать наречия как часть речи;
    • формировать умения структурировать информацию.
  • Регулятивные:
    • обеспечить формирование умения ставить цели, планировать свою учебную деятельность;
    • содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.
  • Коммуникативные:
    • содействовать развитию умения общаться, создать условия для реализации диалогической и монологической речи.

Личностные: помочь осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности.

Предполагаемый результат:

  • овладение способом определения наречий среди других частей речи на основе их морфологических и грамматических признаков;
  • сформировать предпосылки к овладению учебной деятельностью, навыками сотрудничества.

Оборудование, наглядность: мультимедийное оборудование, учебник, раздаточный материал, презентация к уроку.

Ход урока

I. Организация внимания учащихся

II. Актуализация ранее изученного

1. Словарная работа.

Календарь, двенадцать, весело, шестнадцать, жёлтый, билет, прекрасный, впереди, направо.

- Какой частью речи является каждое слово?

- С какими словами возникли затруднения при определении части речи?

- Можем ли мы назвать эту часть речи? (нет)

- Почему? (мы не знакомы с этой частью речи)

- Значит, чему мы будем сегодня учиться на уроке?

Наша учебная задача какая?

Слайд № 3

УЗ Познакомимся с новой частью речи.

2. Части речи

- Над какой темой мы сейчас работаем? (части речи)

- Какие бывают части речи? (самостоятельные и служебные)

- Какие вы знаете самостоятельные части речи? (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол)

- Какие вы знаете служебные части речи? (предлоги, союзы, частицы)

III. Изучение нового материала

Слайд № 4 весело, впереди, направо

Попробуйте изменить эти слова по числам, родам, падежам, по временам (работа в парах)

- Почему не являются глаголом, существительным, прилагательным?

  • не изменяется по падежам - не существительное.
  • не изменяется по родам - не прилагательное.
  • не изменяется по числам – не глагол.

- На какие вопросы отвечают эти слова? (Как? Где? Куда?)

Что нам поможет узнать название новой части речи? (учебник)

- Откройте учебник на странице 74 и прочитайте правило.

- Как называется часть речи? (Наречие)

Слайд № 5. Наречие

- На какие вопросы отвечает наречие?

- Что обозначает? (Признак действия)

1. Упражнение 127 с.74 (устно)

Где? – здесь, вдалеке, тут, сверху, сзади, вверху, повсюду.

Когда? - сегодня, утром, рано, летом, сейчас, вчера, теперь.

Куда? – направо, вниз, домой, налево.

Откуда? – издалека.

IV. Физкультминутка

Слайд № 6

Слайд № 7

Слова: быстро, лес, зимует, спокойно, скоро, красивый, красиво, темнеет, темно, слева, сзади, вчера, спокойно (работа в парах)

- Выпишите наречия.

- Проверяем. Обсуждаем и выписываем.

- Если мы знаем, что наречие неизменяемая часть речи, то может ли быть окончание в этих словах у этой части речи? (Нет)

- Как вы думаете, что находится в конце слова у наречий? (Суффикс)

Слайд № 8 Правило.

- Выделите суффикс в этих словах: спокойно, скоро, темно, слева, сзади.

Слайд № 9. Помни.

  • Повторение изученного.

- Откройте учебник на странице 75 упражнение 128 (устно)

V. Итог урока

- Что вам сегодня понравилось на уроке?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Кому понравился урок?

VI. Домашнее задание

С. 74 упр. 129, правило выучить.