Учебник: «Русский язык 4 класс 1 часть» В.П.Канакина. Школа России.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.
Задачи:
- Предметные: организовать деятельность учащихся по выявлению и усвоению способа определения наречия как части речи.
- Метапредметные:
- Познавательные:
- создать содержательные и организационные условия для развития умения анализа, сравнения, классификации морфологических и грамматических признаков наречия, выделения главного;
- содействовать развитию умения наблюдать, исследовать наречия как часть речи;
- формировать умения структурировать информацию.
- Регулятивные:
- обеспечить формирование умения ставить цели, планировать свою учебную деятельность;
- содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.
- Коммуникативные:
- содействовать развитию умения общаться, создать условия для реализации диалогической и монологической речи.
Личностные: помочь осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности.
Предполагаемый результат:
- овладение способом определения наречий среди других частей речи на основе их морфологических и грамматических признаков;
- сформировать предпосылки к овладению учебной деятельностью, навыками сотрудничества.
Оборудование, наглядность: мультимедийное оборудование, учебник, раздаточный материал, презентация к уроку.
Ход урока
I. Организация внимания учащихся
II. Актуализация ранее изученного
1. Словарная работа.
Календарь, двенадцать, весело, шестнадцать, жёлтый, билет, прекрасный, впереди, направо.
- Какой частью речи является каждое слово?
- С какими словами возникли затруднения при определении части речи?
- Можем ли мы назвать эту часть речи? (нет)
- Почему? (мы не знакомы с этой частью речи)
- Значит, чему мы будем сегодня учиться на уроке?
Наша учебная задача какая?
Слайд № 3
УЗ Познакомимся с новой частью речи.
2. Части речи
- Над какой темой мы сейчас работаем? (части речи)
- Какие бывают части речи? (самостоятельные и служебные)
- Какие вы знаете самостоятельные части речи? (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол)
- Какие вы знаете служебные части речи? (предлоги, союзы, частицы)
III. Изучение нового материала
Слайд № 4 весело, впереди, направо
Попробуйте изменить эти слова по числам, родам, падежам, по временам (работа в парах)
- Почему не являются глаголом, существительным, прилагательным?
- не изменяется по падежам - не существительное.
- не изменяется по родам - не прилагательное.
- не изменяется по числам – не глагол.
- На какие вопросы отвечают эти слова? (Как? Где? Куда?)
Что нам поможет узнать название новой части речи? (учебник)
- Откройте учебник на странице 74 и прочитайте правило.
- Как называется часть речи? (Наречие)
Слайд № 5. Наречие
- На какие вопросы отвечает наречие?
- Что обозначает? (Признак действия)
1. Упражнение 127 с.74 (устно)
Где? – здесь, вдалеке, тут, сверху, сзади, вверху, повсюду.
Когда? - сегодня, утром, рано, летом, сейчас, вчера, теперь.
Куда? – направо, вниз, домой, налево.
Откуда? – издалека.
IV. Физкультминутка
Слайд № 6
Слайд № 7
Слова: быстро, лес, зимует, спокойно, скоро, красивый, красиво, темнеет, темно, слева, сзади, вчера, спокойно (работа в парах)
- Выпишите наречия.
- Проверяем. Обсуждаем и выписываем.
- Если мы знаем, что наречие неизменяемая часть речи, то может ли быть окончание в этих словах у этой части речи? (Нет)
- Как вы думаете, что находится в конце слова у наречий? (Суффикс)
Слайд № 8 Правило.
- Выделите суффикс в этих словах: спокойно, скоро, темно, слева, сзади.
Слайд № 9. Помни.
- Повторение изученного.
- Откройте учебник на странице 75 упражнение 128 (устно)
V. Итог урока
- Что вам сегодня понравилось на уроке?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Кому понравился урок?
VI. Домашнее задание
С. 74 упр. 129, правило выучить.