"Ни один воспитатель, какой бы неусыпной ни была его деятельность, не может руководить всей душевной деятельностью даже немногих воспитанников, поэтому он должен окружить их такой атмосферой, в которой они легко могли сами найти себе деятельность."
К.Д.Ушинский
Какую роль в современной российской школе играет дополнительное образование, в чем его значение? Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой - в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями. Именно в системе дополнительного образования легко создать условия для достижения основной цели воспитательной работы школы «раскрытие, развитие и реализация способностей учащихся».
Заполняя свободное временное пространство, ребёнка можно оградить от праздного ничегонеделания, от опасных соблазнов уличного воспитания, преступных группировок, и т.д. Его можно увлечь интересными, плодотворными делами, дающими широкие перспективы в будущем.
Программы дополнительного образования в школе направлены на творческое развитие личности. Решение творческих задач в сотрудничестве с педагогом изменяет психологическую структуру образовательного процесса в целом, создается система внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий, отношений, общения между всеми участниками (нравится быть со всеми, увлекает общее дело, удовлетворяется честолюбие, проявляется гордость за себя и пр.).
Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.
Дополнительное образование детей создает «ситуацию успеха» (Выготский Л.С.), помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной или хоровой студии, в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров.
Я работаю учителем музыки, веду занятия в студии хорового пения как педагог дополнительного образования. Хоровое пение является самой широкой и массовой школой музыкального воспитания и образования. Подлинное приобщение к миру хоровой музыки - непременное условие гармонического развития личности ребенка во все времена. Пение развивает художественный вкус обучающихся, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. Пение - природная способность человека, а человеческий голос - самый древний музыкальный инструмент. Тяга к хоровому пению, как средству самовыражения, известна с древности и заложена у человека на генетическом уровне. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру.
Процесс хорового пения создает хорошую возможность наблюдать индивидуальные проявления характера каждого ученика. В хоровом коллективе ребенок, подросток, чаще всего не замечает момента, когда именно он являются объектом педагогического внимания. Ученик окружен сверстниками, вместе с ними занят общим делом и не чувствует по отношению к себе какой-либо особой учительской заинтересованности. Такое комфортное в психологическом отношении состояние способствует активизации внешних проявлений музыкального переживания.
Специфика хорового пения как коллективной формы исполнительства немало способствует тому, чтобы стеснительные, робкие, неуверенные в себе учащиеся, затрудняясь спеть что-либо индивидуально, с удовольствием присоединяли свой голос к голосам товарищей.
Участие в общем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество слуха и голоса, певческие умения и навыки), так и поведенческие;
Занимаясь в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальные способности и умения с пользой для себя и для хора.
В процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувство локтя, инициатива и другие волевые качества, так необходимые ученику, музыкальная деятельность переключает его внимание на полезное дело, значимое и для него и для остальных участников коллектива.
Во время обучения, дети знакомятся не только с лучшими образцами народного музыкального творчества, но и с лучшими образцами современной музыкальной культуры, духовной музыки, учатся исполнять и анализировать музыку. Основу учебного репертуара составляют высокохудожественные произведения композиторов-классиков, которые позволяют решать следующие ключевые учебные задачи:
- развитие творческого воображения, музыкальной памяти;
- умственное и эмоциональное развитие ребенка;
- воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке;
- всестороннее развитие музыкального слуха - мелодического, гармонического, ритмического, динамического, темпового;
- развитие музыкальных способностей учащихся, певческого голоса:
- формирование красивого естественного звучания, расширение
- диапазона;
- формирование певческой артикуляции, развитие певческого дыхания
Особое место уделяется концертной деятельности. Обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, городских праздников, посвященных разным памятным датам. Также учащиеся выступают на районных, окружных и городских фестивалях и конкурсах. Это придает прикладной смысл занятиям вокальной студии. Обучение учеников вокалу подчинено личной и общезначимой цели. Для лучшего понимания и взаимодействия для исполнения предлагаются полюбившиеся произведения, хиты, “легкая” музыка. Все это помогает юным вокалистам постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Занятие хора - комплекс учебных знаний, тесно связанный с другими учебными дисциплинами музыкального, эстетического и общеобразовательного циклов.
При знакомстве с хоровым произведением необходимо учитывать исторический период (эпоху, стиль), в котором оно было написано. Это важно для интерпретации хорового произведения и ведет к формированию художественно - эстетического вкуса.
Активное и заинтересованное отношение учащихся к хоровой музыке всецело зависит от метода работы педагога. Главным требование является любовь к детям, к профессии, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокий уровень общения и нравственности, профессиональное владение разнообразными методиками обучения детей. Конечно, все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются упорной работой над собой.
Хоровые занятия — это взаимосвязь многих общеобразовательных дисциплин, истории, литературы, изобразительного искусства и т.д. Они создают условия для гармонического развития личности подростка.
Музыка - один из прекраснейших видов искусства. Она обладает удивительной силой и властью над нами. Хоровое пение, как область музыки - искусство уникальных возможностей. Ведь хоровое пение это тяга к самовыражению души человека.
Список литературы
- Алиев Ю.Б., Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки и хор. Класса в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студ. муз. фак.педвузов. - М.: Изд. Центр «Академия», 2002. - 416с.
- Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-336 с: ноты.
- Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе. М.,1983.
- Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. Л., Музыка 1980.
- П.Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. Институт психологии РАН. 1997.
- Криницына А.В. Возрастные и индивидуальные особенности формирования художественного мышления в младшем школьном возрасте // Педагогика искусства. № 2 2015.