Одним из главных направлений молодежной политики в современной России обозначено формирование отношения к здоровому образу жизни, как к личному и общественному приоритету, пропаганда ответственного отношения к своему здоровью. Тревогу вызывает состояние здоровья детей, подростков и молодежи. Особенно актуальной является проблема здоровья студенческой молодежи. Студенты относятся к числу наименее социально защищенных групп населения, в то время как специфика учебного процесса и возрастные особенности предъявляют повышенные требования практически ко всем органам и системам их организма. Анализ научной литературы, посвященной здоровью студенческой молодежи, показывает, что за время обучения, здоровье студентов не только не улучшается, но и в ряде случаев ухудшается. По данным многих авторов, сами студенты практически не предпринимают никаких мер к укреплению своего здоровья, хотя в рейтинге ценностей ставят здоровье на второе место после образования, вполне понимая, что высокий уровень здоровья дает конкурентные преимущества на рынке труда. На момент поступления в наш техникум в системе НПО здоровыми являются лишь 48 % абитуриентов, а в системе СПО 72 %. Ко второму курсу обучения количество случаев заболеваний увеличивается на 23%, а к четвертому - на 43%. Четверть студентов при определении групп здоровья для занятий физической подготовкой переходит в более низкую медицинскую группу. Ежегодно увеличивается число студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Являясь частью общества, студенты в полной мере подвержены воздействию комплекса неблагоприятных факторов, связанных с современной экономической ситуацией многие студенты вынуждены покидать привычную домашнюю среду, начинают жить в общежитии либо снимают комнату, что существенно влияет на образ жизни, требуя приспособления к новым условиям жизни. Необходимо обратить внимание на крайне испытывают серьезный рост учебных нагрузок, который происходит при одновременном снижении физической активности и отсутствия сформированной приверженности к здоровому образу жизни. Указанные факторы негативно сказываются на состоянии физического и психического здоровья студентов.
Физическое воспитание в техникуме является неотъемлемой частью образования. От качества организации и проведения занятий со студентами зависит уровень их физической подготовленности и здоровья, а также отношение к физической культуре по окончанию высших учебных заведений. Анализ реального состояния дел в физическом воспитании студентов даёт основание полагать, что эффективность этого процесса далека от желаемой действительности. Так, среди первокурсников нашего техникума курят около 30% студентов. На более старших курсах курят уже более 60 % студентов. При этом практически все студенты осведомлены о неблагоприятном воздействии табакокурения на здоровье. В качестве побудительных причин курения студенты называют «облегчение общения». В определенной степени этот мотив обнадеживает, так как при соответствующих условиях и разъяснительной работе подавляющее большинство студентов могут легко расстаться с этими пагубными для здоровья воздействиями. Неразрешенной проблемой в России по-прежнему остается алкоголизм. Для снятия хронического стресса, подавления тревожности, молодые люди достаточно легко прибегают к снятию стресса «приемом алкоголя», «курением», «приемом легких психотропных средств». При этом большая часть уверена в абсолютной безвредности пива, занимающего первое место в структуре употребляемых студентами алкогольных напитков. Исследования самооценки здоровья студентов выявили связь состояния здоровья и уровня жизни. Чем выше оценка уровня жизни, тем лучше самооценка собственного здоровья. Студенты, имеющие собственное жилье и оценивающие условия проживания как хорошие, гораздо чаще других считают себя здоровыми. Среди студентов, проживающих в общежитии, здоровыми себя считают в 1,5 раза меньше. По мнению студентов, первостепенным фактором, неблагоприятно влияющим на здоровье, является постоянное переутомление, связанное с высокой интенсивностью учебной нагрузки и необходимостью работать параллельно с учебой. На втором месте - неудовлетворительные жилищные условия, затем следуют: безразличное и невнимательное отношение к собственному здоровью, проблемы в семье, несбалансированное питание, вредные привычки.
Среди факторов определяющих здоровый образ жизни молодого человека, в первую очередь - состояние индивидуального здоровья, необходимо отметить следующие: режим питания, уровень двигательной активности, уровень стрессовой нагрузки, наличие негативных привычек (курение), употребление алкоголя, наркотиков, социально-опасные инфекционные болезни. Важной ступенью привлечения молодежи к ведению здорового образа жизни является период адаптации студента на первом курсе техникума. Ведь требования программы школы и техникума радикально отличаются. Это, в значительной степени, дает свой отпечаток на психику молодых людей, что в дальнейшем дает сбой в ведении здорового образа жизни. Разрыв с домашней обстановкой, принятия самостоятельных решений не всегда является удачным для студента. И как всегда на помощь приходят нежелательные друзья – алкоголь, курение, наркотики. Поэтому именно в период адаптации большая ответственность возлагается на воспитателей общежитий, кураторов и классных руководителей.
Студенческая молодежь – это будущее нашей нации, будущие матери и отцы детей, которые должны появиться на свет. В техникуме необходимо создать условия для воспитания у студента чувства ответственности за свое собственное здоровье, формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни. Для достижения положительных результатов организации здоровье сохранения в нашем техникуме лучше использовать различные методы работы. Наиболее распространенными и информативными формами в данном случае, являются беседы, лекции, дискуссии, круглые столы, индивидуальные консультации. Таким образом, только хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний способствует снижению заболеваний, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение. В формировании здорового образа жизни приоритетной должна стать роль образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровье студентов, формирование активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих.
Библиографический список
- Здоровьесберегающие технологии в социальной сфере: учебно-методический комплекс. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007. – 235 с.
- Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: уч. Пособ. Для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.: Издат. Центр «Академия», 2008
- Маркова В. Здоровый образ жизни студентов М., 1998.
- Васильев В.Н. «Утомление и восстановление сил»; М., 1994.
- Красноперова Н.А. Педагогическое обеспечение формирования ЗОЖ студента [Текст] / Н.А. Красноперова // Теория и практика физической культуры. 2005. – № 6.
- С.А. Марчук Некоторые аспекты здоровьесбережение студенческой молодежи « Текст».