Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе

Разделы: Начальная школа


«Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким – ни будь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких же слов – и ребенок усвоит их на лету…»
К.Д.Ушинский

Итак, прекрасная пора детства! Ребенок впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные нестандартные решения в различных видах деятельности.

Выпускник начальной школы 2021 года согласно ФГОС НОО

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

Задача школы – помочь ему стать таким, используя все свои ресурсы и технологии, в том числе и информационно-коммуникационные.

Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструментов, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию условий реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, способствует достижению обучающимися планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов обучения.

Концепция развития математического образования 2020 предусматривает в том числе обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования, в том числе в электронном формате, инструментов деятельности обучающихся и педагогов, применение современных технологий образовательного процесса. 

Федеральный проект "Цифровая образовательная среда" предполагает создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает реализацию образовательного процесса, направленного на формирование у учащихся информационной грамотности и умения самостоятельно получать знания. Важнейшую роль в этом процессе играют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), одним из результатов использования которых является готовность учащихся к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полу­ченную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.

Использование информационных технологий в начальной школе позво­ляет педагогам качественно изменить содержание, методы и организацион­ные формы обучения и тем самым усилить интеллектуальные возможности учащихся на данной ступени образовательной системы. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, ориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. Обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

На мой взгляд, внедрение ИКТ в практику работы учителя начальных классов наиболее эффективно и успешно осуществляется по следующим основным направлениям:

  • использование цифровых образовательных ресурсов, предусмотренных методическим комплектом;
  • создание презентаций и цифровых образовательных ресурсов к урокам;
  • работа с интернет-ресурсами;
  • использование готовых обучающих программ;
  • разработка и использование собственных авторских программ;
  • ведение электронного журнала.

Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества образования.

Применение ИКТ расширяет возможности самостоятельной деятельности учащихся; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, виртуальным музеям, картинным галереям, театрам, другим информационным ресурсам; и в конечном итоге, способствует повышению качества образования. Урок, включающий слайды, презентации, информацию электронной энциклопедии, видеофрагменты вызывает у детей сильный эмоциональный отклик. Экран притягивает внимание, которого порой трудно добиться при фронтальной работе с классом.

Вместе с тем, в последнее время наблюдается некая эмоциональная усталость учащихся при использовании информационных ресурсов. Все мы знаем, что современные дети используют гаджеты с раннего возраста и часто без ограничений. Поэтому учитель должен выбирать из имеющихся информационных ресурсов те, без которых нельзя обойтись, которые вызовут наибольший отклик у учащихся, а при использовании этих ресурсов ориентироваться на санитарные нормы и правила, придерживаться рекомендаций по оформлению ЦОРов.

Одной из наиболее распространенных форм подготовки и представления учебного материала в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Цель мультимедийной презентации - донести информацию в наглядной, легко воспринимающейся форме. Применение мультимедийных презентаций делает уроки интересными, включая в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает осуществить максимальное «погружение» в изучаемую тему.

Яркая, необычная форма подачи учебного материала способствует более прочному усвоению новых знаний учащимися. Осознанность чтения контролируется при помощи разнообразных викторин, кроссвордов и тестов.

На уроках русского языка используются возможности специальных программ, которые позволяют проверить знание словарных слов.

При проведении занятий по математике появилась возможность наглядного иллюстрирования одной из сложнейших тем - задач на движение. Видя визуально, куда и как движутся объекты, дети лучше понимают, о каком из видов движения идет речь в задаче. Для уроков математики также разработаны программы устного счета, которые дают возможность проверить знания отдельных учеников, либо использовать программу фронтально.

Для индивидуальной работы учащихся на уроке и во внеурочной деятельности использую бесплатно распространяемые программы «Отличник» и «Знайка». Программы позволяют проверить знания учащихся по предлагаемой теме за короткий срок и автоматически выставить оценку/

В настоящее время существует несколько учебных платформ, позволяющих учащимся начальной школы проверить свои знания в школе и дома. Это «Учи.Ру», «ЯКласс», «РЭШ» и др. В нашей школе используется работа на портале «Учи.Ру», который очень помог нам в организации дистанционного обучения в апреле-мае 2020 г. Кроме того портал представляет огромные возможности для индивидуальной работы учащихся.

Неотъемлемой частью образовательного процесса стало ведение электронного журнала и дневника школьника. Эго единая информационная среда, которая позволяет педагогам, родителям, ученикам и администрации школы оперативно взаи­модействовать с целью повышения успеваемости учащихся и качества образования. Ведение электронного журнала дает возможность учителю:

  • ставить оценки ученику в электронный журнал, которые сразу попадают к нему в электронный дневник;
  • задавать домашнее задание всему классу, которое сразу попадает в электронный дневник каждого ученика;
  • писать комментарии и замечания в электронный дневник ученика для его родителей;
  • получать рейтинги и табели за различные периоды времени;
  • получать разнообразные отчеты за различные периоды времени;
  • видеть личное расписание и тематическое планирование по своим предметам;
  • общаться с учащимися и их родителями, используя внутренние сервисы системы.

Родители и ученики получают возможность:

  • видеть дневник с проставленными оценками и домашним заданием, записанным учителем;
  • просматривать общий рейтинг по всем предметам;
  • обмениваться сообщениями с учителями, используя внутренний сервис системы.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют решать самые разнообразные задачи, возникающие в процессе обучения, позволяет оптимизировать учебный процесс.

Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей - нормой работы.

Таким образом, внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств личности.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. К.Д.Ушинский когда-то сказал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством чувств они воспринимаются. Труд на уроке с применением ИКТ - процесс осознанного усвоения материала. Как говорит пословица: «Тебе скажут - ты забудешь, тебе покажут – ты запомнишь, ты сделаешь – ты поймешь». Применение ИКТ – реальность современного урока!