Взаимодействие воспитателя и психолога в период адаптации детей к детскому саду

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: адаптация детей к детскому саду


Необходимое условие успешной адаптации детей к новым условиям детского сада – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям каждого малыша.

Малыш не становится умным и хорошим по мановению волшебной палочки. Его адаптация, а в дальнейшем и развитие – результат большого труда родителей, воспитателей и педагога-психолога. Именно в раннем  возрасте закладываются основы личности ребенка, и каждое доброе слово – это уже надежный кирпичик в фундамент.

Важность развития ребенка в возрасте от одного года до трех лет трудно переоценить.

Так, по наблюдениям психологов, ребенок до трех лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30–40%. Очень важно так построить жизнь ребенка, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Именно поэтому очень большую роль в развитии ребенка играют  люди, которые помогут гармонично развиваться, создадут психологический и физический комфорт для его успешного роста. Однако, чтобы помочь ребенку в развитии необходимо знать в чем его проблемы, где и как нужно оказать помощь.

Для развития эмоционально-коммуникативных навыков нами в работе используются игры, упражнения и занятия, которые являются средством обучения, коррекции и воспитания детей раннего возраста. Пластичность мозга  ребенка раннего возраста, сензитивные периоды формирования эмоций, интеллекта, речи определяют большие потенциальные возможности коррекционной помощи педагога-психолога, воспитателя, родителей, что оказывается своевременным и необходимым. Раннее обучение и коррекционные занятия используются нами не только как направление помощи детям в адаптационный период, но и в последующий период.

Раннее обучение и коррекция направлены на достижение двух основных целей:

  • создание оптимальных условий для интеллектуального развития ребенка;
  • создание оптимальных условий для социального и эмоционального развития ребенка и формирования у него таких свойств личности, как самостоятельность и уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.

Для того, чтобы развитие малыша было всесторонним и гармоничным, необходимо правильно строить индивидуальную работу с ребенком в зависимости от его особенностей. Мы учитываем то, что игры должны быть приятны ребенку, вызывать радость от общения со взрослыми, сверстниками.

Также психологический комфорт ребенка в период адаптации зависит от окружающей среды. Окружающая среда может оказывать как травмирующие, так и развивающие воздействия на детей. Правильно организованная, психологически безопасная, комфортная среда способствует развитию положительных качеств личности ребенка.

Поэтому наши игрушки и пособия подобраны соответственно возрасту.

Важно не перегружать ребенка и не затягивать занятие, так как малыш может устать и потерять интерес к выполняемому делу. Поэтому оптимальный вариант – это гармоничное сочетание заданий на развитие различных способностей и навыков. И такие занятия включают в себя упражнения и игры по формированию эмоционально-коммуникативных навыков, развитию речи, мышления, памяти, физическому и нравственному воспитанию. Начиная упражнения или игру с самого простого действия, постепенно усложняем его, стимулируя малыша преодолевать каждый этап.

Методическим обеспечением основных направлений воспитателя и педагога-психолога с детьми раннего возраста в период адаптации является комплекс игр, упражнений и заданий.