ВВЕДЕНИЕ
Изменения в Российском образовании, связанные с переходом на ФГОС второго поколения четко определили приоритеты общего среднего образования, где главными задачами школы являются духовно-нравственное развитие ребенка, овладение ключевыми компетентностями и формирование универсальных учебных действий. Для того чтобы формировать такие умения, необходимо использовать в обучении деятельностные технологии.
Одной из современных технологий, реализующих системно-деятельностный подход в рамках реализации ФГОС, является метод проектов, который создает условия для развития обучающихся, обеспечивающих их самоидентификацию посредством личностно-значимой деятельности. Этот метод стимулирует интерес обучащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем. Самый главный принцип внедрения метода проектов – это применение обучащимися полученных знаний на практике и понимание их значения в своей личной жизни.
Метод проектов - это такая технология, по которой обучающиеся или малая учебная группа выполняет весь запроектированный цикл от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, редактирует, производит работы, связанные с внедрением и сопровождением.
Используя метод проектов в своей практике, мы видим, что, работая в составе группы по созданию проекта, обучающийся не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, но и осуществляет самостоятельную организацию собственной деятельности, ее самоконтроль и самоанализ. Через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.
Опыт использования данного метода дает возможность сделать вывод о том, что метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. [9]
Творческое мышление берет свое начало в проблемной ситуации, и мыслительные процессы направлены на ее разрешение. Сам процесс решения данной проблемной ситуации начинается с постановки гипотезы, мыслительного предвосхищения гипотезы и искомого результата. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.
Работа над проектом:
- развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности;
- умение работать в команде;
- прививает общую информационную культуру школьника;
- реализует индивидуальный подход в обучении обучающихся;
- является платформой для реализации метапредметных УУД и метапредметных технологий (метапредмет).
В зависимости от доминирующей деятельности обучающихся можно использовать разнообразные виды проектов: творческие, исследовательские, ролевые, игровые, прикладные, информационные и т.п. Такое разнообразие вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.
Проект – средство реализации метапредметных технологий
Почему именно проект? Навыки, получаемые при работе по данной технологии, позволяют реализовать метапредметные УУД.
Метапредмет – это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Авторы идеи Н.Громыко и М.Половков [3,4,5] считают, что в основе метапредмета лежит мыслительный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления - «знание», «знак», «проблема», «задача».
Основные умения для работы с проектом обучающиеся получают на метапредмете «проблема», где обучающиеся осваивают техники анализа, развивают умения организовывать и вести диалог, а также развиваются способности проблематизации, целеполагания и др.
При работе над проектом происходит взаимосвязь организованности деятельности и мыследеятельности знания, знак, проблема, задача. В основе любого проекта стоит проблема, которая выявляется в процессе обсуждения. Далее проблема переводится в пакет задач, выделяются способы действий, цели, и схематизируются эти разные способы действия. При этом стоит выявлять традицию и знания, стоящие за каждым из мнений. Потом задачи классифицируются, определяется организационная форма для данного коллектива, обеспечивающего решение задач. Создается план решения задач.
Метапредмет «задача» формирует способность ставить задачу, определить пути, средства её решения и рефлексия решения задачи на этапе планирования. На уроках английского языка использование навыков критического мышления помогает обучающимся при работе с новой информацией, вдумчиво рассмотреть ее, критически рассматривать новые идеи с различных точек зрения, сделать выводы относительно точности и ценности данной информации. Например, технология инсерт. Составление схем «фишбоун» (fishbone). (Приложение 1)
В рамках метапредмета «знак» у школьников формируется способность схематизации. На уроках английского языка - это ежеурочное использование транскрипции на этапе отбора лексического материала, составление кластеров(clusters) (Приложение 2), при работе с текстами, интеллектуальных карт (mindmaps) (Приложение 3), схем «фишбоун» (fishbone) на этапе планирования. Графические изображения помогают увидеть все содержание, которое в них выражено. Это очень продуктивно на этапе планирования и поиска путей решения проблемы. Если ученики имеют представление о том, как обрабатывать информацию, используя схемы и знаки, таким образом сокращается время решения учебной задачи и повышается качество усвоения учебного материала.
Для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе, не только в обучении английскому языку.
Проект в системе уроков английского языка
В своей профессиональной деятельности использую проектную технологию в системе на разных уровнях образования.
С 2007 учебного года в своей педагогической практике использую УМК „Английский с удовольствием“ / “EnjoyEnglish” М.З.Биболетовой, Н.Н.Трубаневой и др. (2–11 классы), где проекты включены в содержание УМК.
Курс основан на деятельностном подходе и каждый урок является отдельной „историей“ с понятным и близким детям сюжетом. Проектные работы, предлагаемые в конце каждого раздела учебника, позволяют школьникам интегрировать знания, полученные как на уроках английского языка, так и на занятиях по другим предметам, для решения актуальных жизненных проблем на английском языке, а также для реализации собственного творческого потенциала.
В начальных классах мини рассказы, переводы стихов на русский язык, тематические альбомы, коллажи, постеры, открытки – применение проектного метода. Эти творческие задания являются элементами подготовки к проектной деятельности в группе в старших классах, каждый ученик «высказывается» по выбранной теме. (Приложение 4)
В 5-6 классах предпочтение отдается информационным, творческим или игровым, краткосрочным (1-2 урока) с открытой координацией проектам, когда учитель планирует каждый этап проекта, следит и направляет, при необходимости организует отдельные этапы. Проекты завершают работу над разделом и позволяет обобщить все изученное.
Например, проект на тему «Добро пожаловать в родной город» (Приложение 5).
В 7-8 классах предпочтение отдается творческим, игровым, информационным или прикладным проектам, результаты которых ориентированы на социальные интересы участников проекта.
Например, проект на тему «Идеальная школа» (Приложение 6)
В старших классах предпочтение отдается исследовательским работам. (Приложение 7)
При работе над проектом очень важно правильно структурировать проект. Проект – это шесть «П» : Проблема – Планирование-Путь - (поиск решении) -Продукт- Презентация-Портфолио.
Необходимо, чтобы все эти этапы были логически взаимосвязаны. Рассмотрим, как метод проектов может быть использован на уроках английского языка.
Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же - средство формирования и формулирования мысли.
Мы используем метод проектов:
1. Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, сформировать лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы английского языка.
2.Чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок английского языка условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать на английском языке над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы обучающиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а английский язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.
3. Чтобы обучающиеся воспринимали английский язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой. Необходимо искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования английского языка в новой для них культуре.
Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:
- использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
- акцент делается на самостоятельную работу обучающихся;
- выбор темы, вызывающей большой интерес для обучащихся и являющийся социально значимым для них;
- отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью;
- наглядное представление результата.[6]
Цель применения данной технологии заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность обучающихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами, что способствует повышению качества знаний и мотивации.
Повышение показателя "качество знаний" наблюдается в классах, где проектная технология применяется в системе, это подтверждается результатами проведённого мною исследования. Среди обучающихся 8-х классов были сформированы экспериментальная (группа А) и контрольная (группа Б) группы. Экспериментальная группа в процессе изучения темы «Путешествие» выполняла проект «Londonsights». В конце изучения всей темы обучающимся обеим группам были предложены тесты «LondonQuiz» и «CommonKnowledgeTest».
Представляем результаты тестов (Рис 1, 2) в этих группах.
Из представленных графиков видно, что результат, полученный в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Хочется отметить, что в экспериментальной группе, где осуществлялся проект, нет неудовлетворительных оценок. Качество знаний в группе «А» составляет 86% (тест №1) и 80% (тест №2), а в группе «Б» лишь 34% и 42% соответственно. Из анализа данных по контрольным тестам видно, что в экспериментальной группе, где осуществлялась проектная деятельность качество знаний выше в два раза.
Методические рекомендации по работе над проектом по английскому языку по теме «Londonsights»
Представляемая мною методическая разработка прошла экспертизу и опубликована на муниципальном уровне. (приложение 8)
Во время работы над темой «Путешествие» возникает много вопросов о том, что можно посмотреть в той или иной стране, городе. Кроме того, появляется все больше возможностей путешествовать не только виртуально. Именно этой целью мы руководствовались при выборе темы учебного проекта.
Предлагаю к рассмотрению монопроект «London’ssights» в рамках данной темы, выполненный обучающимися 8 класса, который структурируется по урокам. Работа планируется по группам на каждый урок. Проект является краткосрочным и длится 7 уроков.
Подготовительный этап
Проводится подготовительная работа, обеспечивающая языковые и речевые умения школьников. Содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений обучающихся могут служить тексты из учебника. Сам учитель может подобрать тексты для чтения или аудирования.
Первый этап: проблема
На первом уроке работы над проектом ученикам предлагается в скрытом виде проблема, которую нужно выявить, сформулировать. В этом помогут наводящие вопросы. Например, «Почему многие туристы приезжают в Лондон?» (WhydomanytouristscometovisitLondon?) Задача учителя – раскрыть ситуацию так, чтобы учащиеся как можно более самостоятельно отнеслись к её решению. Все первоначальные предложения учеников записываются на доске без комментариев. Затем начинается коллективное обсуждение этих предложений.
Второй этап: планирование
На втором уроке работы над проектом происходит формулирование задач и тем исследования. Работа проводится фронтально.
Далее класс делится на подгруппы. Каждая подгруппа выбирает свой объект предмет исследования. Например, достопримечательности Лондона, связанные с Королевской семьёй или парки Лондона. Происходит обсуждение плана исследовательской деятельности. В результате участники каждой подгруппы должны получить план своей исследовательской деятельности. Учитель оказывает консультации и помощь группам в распределении обязанностей каждого участника группы.
Третий этап: путь/поиск решения
Выполнение проекта происходит самостоятельно, в основном во внеурочное время в течение недели. На этом этапе происходит поиск, отбор и обработка необходимой информации.
Четвёртый этап: продукт
На данном этапе происходит выбор формы реализации проекта. Например, рисунки, буклеты, презентации, альбомы.
Пятый этап: презентация проекта
По данном этапе проводится защита проектов. Группы представили буклеты, фотоальбомы, путеводители по Лондону и мультимедийные презентации о достопримечательностях Лондона. (Приложение 9)
Итогом работы над проектом стал вывод: чем Лондон может покорить своих гостей?
Шестой этап: Портфолио. Рефлексия
На данном этапе осуществляется оценивание деятельности обучающихся и продуктов, где им предлагается оценить работу, ответив на ряд вопросов:
- Понравилась ли тебе работа?
- Понравилось ли тебе оформление?
- Убедили ли тебя «коллеги», что поехать в Лондон интересно?
- Захочется ли тебе воспользоваться услугами именно этой группы?
- Что бы ты добавил (изменил)?
Эти итоговые продукты были представлены на уроках в 5-6 классах в рамках темы «Страна изучаемого языка». Отдельные учащиеся провели виртуальные экскурсии для учащихся 5-6 классов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Метод проектов удачно вписывается в уроки – контроля знаний обучающихся, так как дает возможность учителю увидеть работу каждого и оценить уровень усвоения материала, а так же этот метод, благодаря личностно-ориентированному подходу, гарантирует успешность каждого участника проекта.
Данные разработки могут быть использованы коллегами не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, потому что использование проектов на уроках английского языка:
- Во-первых, повышает у обучающихся интерес и активизирует их речемыслительную деятельность.
- Во-вторых, способствует эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний обучающимися.
- В-третьих, повышает мотивацию к изучению английского языка, благодаря использованию новой информации и выполнению проектных работ; активность и самостоятельность в планировании своих работ; сознательность и творчество обеспечивают прочность развития УУД.
После использования данного проекта возрастает потребность к познанию культуры других народов.
Таким образом, перечисленные характерные черты метода проектов, его составляющие и достоинства свидетельствуют и доказывают, что использование данного метода на уроках английского языка, как одной из форм будет целесообразно и эффективно.
Практика использования метода проектов показывает, что, как отмечает Е.С.Полат, «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного». [9,10]
Список литературы
- Ахраменко Е. В. Проект на уроке английского языка // Молодой ученый. — 2013. — №12.
- Владыко О.А.Проектная методика - эффективное средство организации творческой и учебной деятельности ну уроке английского языка//Иностр. языки в школе.-2007.-№4.
- Громыко Ю.В. Метапредмет «Знание». Схематизация и построение знаков. Понимание смыслов. Учебное пособие для учащихся старших классов.- М.: Пушкинский институт,2001.
- Громыко Ю.В. Метапредмет «Знание». Учебное пособие для учащихся старших классов.- М.: Пушкинский институт,2001.
- Громыко Ю.В. "Метапредмет "Проблема". Учебное пособие для учащихся старших классов.- М.: Пушкинский институт, 2001.
- Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. // Иностр. языки в школе. – 2003.- №5.
- Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка. // Иностр. языки в школе. – 1999.- №4. – с. 8-10
- Методические материалы. Обучение английскому языку в курсе “Английский с удовольствием” /“EnjoyEnglish” в условиях ФГОС.– Титул, 2013.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования под ред. Е.Полат.- М.:Издательский центр «Академия»,2003.
- Полат Е.С.Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностр. языки в школе. - 2000. - № 2,3.
- Рабочая программа курса английского языка к УМК “Английский с удовольствием”/ ”EnjoyEnglish” для 5-9 классов общеобраз. учрежд. (Обнинск: Титул, 2013);
- http://pedsovet.su
- http://fgos.pippkro.ru
- http://edu.enterinfo.ru
- http://mosmetod.ru/