Охранять природу – значит охранять жизнь

Разделы: История и обществознание


1. Организационный этап. 1-2 мин

- Здравствуйте, дети! Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

2 Актуализация знаний. 5 мин

Игра «я знаю - я хочу узнать!»

На доске закреплены понятия. Дети делят их на 2 столбика (1-я знаю, 2-я хочу узнать)

Понятия: Экология, «вторая природа», биосфера, естественное загрязнение, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, смог, исчерпаемые ресурсы, промышленное загрязнение, бытовые отходы, экологическая мораль, человеческое отношение к природе, последствия безответственности, правила экологической морали.

3. Мотивация учебной детальности учащихся, постановка цели и задач урока. 5 мин

Слайд 2

Показ видеоролика.

Вопрос: ребята, о чем сегодня на уроке пойдет речь, и предложите, как можно сформулировать тему урока?

Обучающиеся отвечают на вопрос и предлагают варианты названия темы урока. Выслушав ответы, формулируем тему урока «Охранять природу - значит, охранять жизнь.»

4. Первичное усвоение новых знаний 20 мин.

Слайд 3

План изучения нового материала

1. Что значит относиться к природе по-человечески.

2. Тяжёлые последствия безответственности.

3. Экологическая мораль.

1. Что значит относиться к природе по-человечески?

В мире, где все взаимосвязано исчезновение одного вида ведет к исчезновению нескольких других, что в конечном итоге, неизбежно отразиться на человеке. Посмотрите на пример слайд4

Задание 1. Опираясь на свои знания и наблюдения, составьте свою логическую схему, показывающую последствия уничтожения одного конкретного вида растений или животных. (результат проверяется у нескольких учеников)

Давайте попробуем разобраться, что такое Экосистема (мозговой штурм, все предположения выносятся на доску, впоследствии формируется определение)

Экосистема - функциональное единство живых организмов и среды их обитания.

Предлагаю вам рассмотреть пример одной семьи биологов.

Работа с учебником. (работа в группе 4 человека) стр. 132-133 учебника текст: Вдалеке от больших дорог и поселений, в глубине тверских лесов, живёт одна замечательная семья. Её окружает дикая природа. И почти полная тишина. Разговаривают люди шёпотом, но чаще - жестами. На их руках почти всегда перчатки, а лица скрыты капюшонами. Не подумай, что это охотники или монахи-отшельники. Нет, это известные учёные-биологи Пажитновы - муж и жена, а помогает им их сын. Они работают на государственной биостанции «Чистый лес». Их задача - спасать новорождённых медвежат. К сожалению, в лесу часто случаются трагедии: мать-медведица гибнет на охоте или её губит пуля браконьера. Остаются обречённые на смерть малыши. Спасти их могут только эти люди. И они подбирают, день и ночь выкармливают и выхаживают ещё слепых медвежат не хуже родной матери. А через некоторое время их, окрепших и повзрослевших, отпускают обратно в лес. Работа Пажитновых требует терпения, осторожности, изобретательности. Ведь нужно сделать так, чтобы медвежата не привыкали к людям, даже не увидели их лиц. Расставшись с биологами, звери должны стать полностью самостоятельными, иначе в естественных условиях они не выживут.

2. Обсуждение рассказа о жизни семьи учёных-биологов Пажитновых по вопросам

ВОПРОСЫ:

  1. Семья Пажитновых. Кто они такие?
  2. Где живёт семья Пажитновых?
  3. Как ведут себя на природе?
  4. Где работают Пажитновы?
  5. Чем занимаются Пажитновы?
  6. Почему Пажитновы ведут такой образ жизни?

Постарайтесь объяснить, что же побуждает учёных вести столь непростой образ жизни.

Задание 2. Работа в парах. Составить письменно словесный портрет ответственного человека, заполните таблицу, выбрав из представленного перечня качества, подходящие под данное определение:

Добрый, бессердечный, неравнодушный, заботливый, эгоист, равнодушный, злой, бережливый, сердобольный, глупый. (раздаточный материал)

Ответственный человек

Качества

Поступки

1.
2.
3.

1.
2.
3.

Задание №3. Составить письменно словесный портрет безответственного человека, заполнив таблицу:

Безответственный человек

Качества

Поступки

1.
2.
3.

1.
2.
3.

Проверка по эталону. Слайд 5

Давайте раскроем смысл понятия - ответственность с помощью кластера.

Кластер на доске. Формируем определение.

Ответственность - это обязанность человека отвечать за свои поступки и действия, а так же их последствия.

Подумайте, к чему может привести безответственное отношение к природе?

(Экологические проблемы, примеры)

Приводим 5 основных экологических проблем:

Глобальное потепление, разрушение озонового слоя, загрязнение мирового океана, загрязнение воздуха, недостаток питьевой воды. слайд 6

3. Экологическая мораль

Задание 4. Прочитайте материал учебника на стр. 136-137 и заполните схему.

Люди издавна по-разному относятся к природе. Есть сторонники господства над ней. Они считают, что человек - царь и властелин природы и может распоряжаться её богатствами, как ему заблагорассудится. А ещё они любят повторять, что природа враждебна и равнодушна к людям. Чтобы она служила человеку, её нужно постоянно покорять, заставлять работать на себя. А моральные правила существуют только для людей и на природу не распространяются. Но есть и другие люди - сторонники сотрудничества с природой. Они считают человека частью природы и абсолютно не согласны с тем, что природа враждебна и равнодушна к людям. Всё как раз наоборот: природа щедро и бескорыстно отдаёт людям всё, что имеет. Нужно только потрудиться, как можно глубже понять её законы и не нарушать их, иначе природа может и наказать. Сторонники сотрудничества уверены, что моральные правила должны распространяться на отношения человека с природой.

Слайд 7.

Господство (человек - царь, властелин природы и может распоряжаться ее богатствами, как ему заблагорассудится) и сотрудничество (человек - часть природы)

Проверка схемы. слайд 8

И так, можем ли мы применить золотое правило морали в отношении природы? (конечно)

Но существует понятие «экологическая мораль». Давайте найдем три основных правила экологической морали. Посмотрите на слайд и зафиксируйте в тетрадь. Слайд 9

5. Первичное закрепление. 5 мин

Давайте проверим, как мы усвоили информацию, полученную на уроке.

Задание 5

Слайд 10

Задание 1. Правильно назови слова, расставляя ударение.

Экология, экосистема, ответственность, экологическая мораль.

Задание 2. Дайте определение понятиям.

  • Экосистема - это _________________________
  • Ответственность - это ____________________

Два типа отношения человека к природе

  • проверка по эталону слайд 11
  • критерии оценивания слайд 12

6. Рефлексия. 3 мин (Прием 6 шляп мышления)

На ваших рабочих листах вы найдете шляпы, у каждого она разным цветом.

В зависимости от цвета выполните задание шляпы и опишите свое мнение об уроке (слайд 13)

  • Красная шляпа - вырази свои чувства, эмоции по поводу изученного материала.
  • Белая шляпа - перечисли новые сведения.
  • Черная шляпа - выдели сложности, проблемы, связанные с изученной темой.
  • Желтая шляпа - обобщи все положительные аспекты темы
  • Зеленая шляпа - в оригинальной форме представь результаты изученного.
  • Синяя шляпа - сформулируй общие философские выводы, идеи. Извлеки уроки.

Теперь обратимся с нашей схеме - «знаю-хочу узнать». Посмотрите, можете ли вы перенести какие-то понятия из графы «хочу узнать» в графу «знаю».

Переносят.

7. Домашнее задание

Слайд 14

На отметку 3

  • параграф 16 прочитать ответить на вопросы на стр.139

На отметку 4

  • параграф 16 прочитать
  • Выучить записи в тетради.
  • Придумать и оформить на листе знаки по охране природы (не менее5)

На отметку 5

  • параграф 16 прочитать
  • Выучить записи в тетради.
  • Составить кроссворд по теме охраны природы

Спасибо за работу на уроке, было приятно с вами поработать!

Технологическая карта урока

Презентация

Раздаточный материал