Повторительно-обобщающий урок по курсу истории Средних веков

Разделы: История и обществознание, Мастер-класс

Класс: 6


Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по курсу «Истории Средних веков».

Планируемые результаты:

  • предметные: овладевать целостными представлениями об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории; работать с исторической картой, находить и показывать на ней историко-географические объекты Средних веков, анализировать и обобщить ее данные;
  • метапредметные УУД:
    • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
    • определять собственное отношение к явлениям современной жизни;
    • формировать свою точку зрения;
    • слушать и слышать друг друга;
    • с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
    • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
    • выбирать средства достижения из предложенных, а также их искать самостоятельно;
    • давать определению понятий;
    • анализировать, сравнивать, классифицировать о обобщать факты и явления;
    • объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала;
  • личностные УУД:
    • обрести познавательный интерес к изучению истории;
    • осмысливать роль и значение истории средних веков для человеческого общества.

Оборудование: проектор, презентация «Исторические персонажи», настенная карта «Франкское государство в V-IX вв. Империя Карла Великого и ее распад»», жетоны с исторической символикой, задания в конвертах.

Тип урока: игра.

Этот урок можно провести в форме игры, как конкурс, а также внеклассное мероприятие.

Ход урока или внеклассного мероприятия

«Дорогие, ребята! Сегодня вы станете свидетелями и участниками необычных состязаний. Две команды из шестого класса изъявили желание «скрестить шпаги» на турнире знатоков по истории Средних веков. Изучая этот курс, мы узнали много интересного, увлекательного и полезного для себя. А сейчас давайте посмотрим, кто же из команд, из учеников лучше всех знает историю средневековья.

Правила игры: в игре участвуют две команды 6 класса. Команды выбирают своих капитанов, придумывают названия и девизы.

Команды по очереди выполняют задания, отвечают на вопросы. Если команда затрудняется с ответом или дает неполный ответ, то право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ жюри присуждает игроку жетон с исторической символикой.

Победители конкурса: команда и игрок - обладатель самого большого количества жетонов. Они получают призы.

Итак, игра начинается.

Приглашается первая команда, капитан….

Приглашается вторая команда, капитан…

Приглашается жюри, в составе…»

Презентация команд.

Жюри подводит итоги: вручаются жетоны командам.

Итак, объявляется

Первый конкурс «Разминка»

  1. Кто был первым королем франков? (Хлодвиг)
  2. Кто основал династию Меровингов? (Хлодвиг)
  3. Кто основал династию Каролингов? (Карл Мартелл)
  4. Чем прославился Карл Великий? (Военными походами и победами, служением христианской церкви. При нем возрождается культура, которая получила название Каролингской)
  5. Кого называли сеньором? (Крупный земельный собственник, имевший в подчинении зависимых крестьян; в системе феодальной лестницы - покровитель вассала)
  6. Кого называли вассалом? (Феодал, получивший от более крупного феодала(сеньора) земельное владение (феод) за несение службы и давший вассальную клятву)
  7. Какое правило действовало в феодальной лестнице? («Вассал моего вассала - не мой вассал»)
  8. Какие государства сложились в результате распада Франкской империи? Показать на карте. (Франция, Германия, Италия)
  9. Кто такие норманны? Как их называли в Западной Европе и на Руси? (Северогерманские племена, викинги, варяги)
  10. Кто такой рыцарь? (Конный воин, феодал. Получал от своего сеньора феоды, за что был обязан нести в его войске военную службу)
  11. Чем занимались рыцари? (В мирное время: турниры, охота, пир, игра в кости; во время войны: участие в военных походах)
  12. Кого называли феодалом? (Владелец наследственного земельного владения- феода)
  13. Кто такой Муххамед? (Основатель ислама)
  14. Священные книги мусульман? (Коран, Сунна)
  15. Кто такие крестоносцы? (Участники крестовых походов)
  16. Что такое инквизиция? (Церковный суд над еретиками)

Второй конкурс «Хронология»

Историю знает тот, кто хорошо знает даты. В этом конкурсе вы должны определить, когда произошли эти события:

  1. Провозглашение Карла Великого императором (800 г.)
  2. Распад империи Кала Великого. Начало феодальной раздробленности в Западной Европе (843 г.)
  3. Разделение христианской церкви на католическую и православную (1054 г.)
  4. Крестовые походы (1096-1291 гг.)
  5. Столетняя война (1337-1453 гг.)
  6. Изобретение книгопечатания (1445 г.)
  7. Гуситские войны? (1419- 1434 гг.)
  8. Взятие Константинополя турками, гибель Византийской империи (1453 г.)

Жюри подводит итоги второго конкурса: вручаются жетоны игрокам.

Третий конкурс. Конкурс капитанов

Приглашаются капитаны. Каждый выбирает конверт, в котором задание для капитана.

Первый конверт: «Вы, владелец замка. Враги захватили почти весь замок, защитники оказались на верхнем этаже донжона. Ваши действия?» (По винтовой лестнице донжона спуститься к подземному ходу, который ведет к лесу или реке)

Второй конверт: «Вас посвящают в рыцари. Самый уважаемый рыцарь бьет вас плашмя по спине. Как вы отреагируете на этот удар? (За удар во время посвящения в рыцари мстить не положено)

Жюри подводит итоги третьего конкурса: вручаются жетоны капитанам.

Четвертый конкурс «Исторический персонаж» (презентация)

Отгадать по картине выдающуюся личность средневековья, дать основные сведения о ней?

  1. Жанна д'Арк (национальная героиня Франции, одна из командующих французскими войсками в Столетней войне)
  2. Ян Гус (национальный герой Чехии, идеолог чешской Реформации, был сожжен в Констанце в 1415 году. Казнь Гуса вызвала Гуситские войны)
  3. Иоганн Гутенберг (немецкий первопечатник, первый типограф Европы. Создал способ книгопечатания подвижными литерами)
  4. Марко Поло (венецианский купец, путешественник и писатель. Первым из европейцев совершил длительное путешествие на Восток в конце XIII века. Написал знаменитую «Книгу Марко Поло», в которой рассказал историю своего путешествия, и эта книга долгое время служила руководством для составления карт)

Жюри подводит итоги четвертого конкурса: вручаются жетоны игрокам.

Пятый конкурс «Кому принадлежат эти предметы?»

  1. Щит, копье, латы, меч (рыцарь)
  2. Соха, плуг, борона (крестьянин)
  3. Гончарный круг, глина, печь для обжига (гончар)
  4. Меха, молот, наковальня (кузнец)
  5. Колодка для обуви, кожа, игла, шило (сапожник)
  6. Серебро, золото, драгоценные камни, аптекарские весы, инструменты для обработки (ювелир)

Жюри подводит итоги пятого конкурса: вручаются жетоны игрокам.

Шестой конкурс «Языковой»

Многие крылатые выражения пришли к нам из истории Средних веков. В этом конкурсе вы должны рассказать историю и значение данных крылатых выражений.

  1. «Мешок с перцем» (Кто торговал перцем в Европе, был очень богатым, так как этот товар привозили с Востока. Означает: очень богатый человек).
  2. «Улица одного человека» (Одна из улиц старинного Брюсселя носила название «Улица одного человека», где не могли разойтись два человека. Означает: очень узкая улица).
  3. «Бросить перчатку» (Рыцарь средних веков, чтобы вызвать другого рыцаря на поединок, бросал тому на землю свою перчатку. Означает: вызвать на борьбу, состязание).
  4. «Городской воздух делает человека свободным» (Если от феодала убегал крепостной крестьянин в город, то он становился свободным, прожив там год и день).

Жюри подводит итоги шестого конкурса: вручаются жетоны игрокам.

Седьмой конкурс. «Угадай кроссворд» (приложение)

Жюри подводит итоги седьмого конкурса: вручаются жетоны игрокам.

Жюри подводит итоги: считает количество жетонов у каждого участника и команд; объявляет победителей и награждает их.

Наш конкурс подошел к концу. Он вам понравился?

Всем спасибо!

Список использованной литературы

  1. Агибалова Е.В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под редакцией А.А.Сванидзе.- 6-е изд. - М.: Просвещение, 2017.
  2. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А.Вигасина - О.С.Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и др.]. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2014.
  3. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по всеобщей истории. История Средних веков. 6 класс. - 3-е изд. - М.: ВАКО, 2019.