Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по курсу «Истории Средних веков».
Планируемые результаты:
- предметные: овладевать целостными представлениями об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории; работать с исторической картой, находить и показывать на ней историко-географические объекты Средних веков, анализировать и обобщить ее данные;
-
метапредметные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
- определять собственное отношение к явлениям современной жизни;
- формировать свою точку зрения;
- слушать и слышать друг друга;
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- выбирать средства достижения из предложенных, а также их искать самостоятельно;
- давать определению понятий;
- анализировать, сравнивать, классифицировать о обобщать факты и явления;
- объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала;
-
личностные УУД:
- обрести познавательный интерес к изучению истории;
- осмысливать роль и значение истории средних веков для человеческого общества.
Оборудование: проектор, презентация «Исторические персонажи», настенная карта «Франкское государство в V-IX вв. Империя Карла Великого и ее распад»», жетоны с исторической символикой, задания в конвертах.
Тип урока: игра.
Этот урок можно провести в форме игры, как конкурс, а также внеклассное мероприятие.
Ход урока или внеклассного мероприятия
«Дорогие, ребята! Сегодня вы станете свидетелями и участниками необычных состязаний. Две команды из шестого класса изъявили желание «скрестить шпаги» на турнире знатоков по истории Средних веков. Изучая этот курс, мы узнали много интересного, увлекательного и полезного для себя. А сейчас давайте посмотрим, кто же из команд, из учеников лучше всех знает историю средневековья.
Правила игры: в игре участвуют две команды 6 класса. Команды выбирают своих капитанов, придумывают названия и девизы.
Команды по очереди выполняют задания, отвечают на вопросы. Если команда затрудняется с ответом или дает неполный ответ, то право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ жюри присуждает игроку жетон с исторической символикой.
Победители конкурса: команда и игрок - обладатель самого большого количества жетонов. Они получают призы.
Итак, игра начинается.
Приглашается первая команда, капитан….
Приглашается вторая команда, капитан…
Приглашается жюри, в составе…»
Презентация команд.
Жюри подводит итоги: вручаются жетоны командам.
Итак, объявляется
Первый конкурс «Разминка»
- Кто был первым королем франков? (Хлодвиг)
- Кто основал династию Меровингов? (Хлодвиг)
- Кто основал династию Каролингов? (Карл Мартелл)
- Чем прославился Карл Великий? (Военными походами и победами, служением христианской церкви. При нем возрождается культура, которая получила название Каролингской)
- Кого называли сеньором? (Крупный земельный собственник, имевший в подчинении зависимых крестьян; в системе феодальной лестницы - покровитель вассала)
- Кого называли вассалом? (Феодал, получивший от более крупного феодала(сеньора) земельное владение (феод) за несение службы и давший вассальную клятву)
- Какое правило действовало в феодальной лестнице? («Вассал моего вассала - не мой вассал»)
- Какие государства сложились в результате распада Франкской империи? Показать на карте. (Франция, Германия, Италия)
- Кто такие норманны? Как их называли в Западной Европе и на Руси? (Северогерманские племена, викинги, варяги)
- Кто такой рыцарь? (Конный воин, феодал. Получал от своего сеньора феоды, за что был обязан нести в его войске военную службу)
- Чем занимались рыцари? (В мирное время: турниры, охота, пир, игра в кости; во время войны: участие в военных походах)
- Кого называли феодалом? (Владелец наследственного земельного владения- феода)
- Кто такой Муххамед? (Основатель ислама)
- Священные книги мусульман? (Коран, Сунна)
- Кто такие крестоносцы? (Участники крестовых походов)
- Что такое инквизиция? (Церковный суд над еретиками)
Второй конкурс «Хронология»
Историю знает тот, кто хорошо знает даты. В этом конкурсе вы должны определить, когда произошли эти события:
- Провозглашение Карла Великого императором (800 г.)
- Распад империи Кала Великого. Начало феодальной раздробленности в Западной Европе (843 г.)
- Разделение христианской церкви на католическую и православную (1054 г.)
- Крестовые походы (1096-1291 гг.)
- Столетняя война (1337-1453 гг.)
- Изобретение книгопечатания (1445 г.)
- Гуситские войны? (1419- 1434 гг.)
- Взятие Константинополя турками, гибель Византийской империи (1453 г.)
Жюри подводит итоги второго конкурса: вручаются жетоны игрокам.
Третий конкурс. Конкурс капитанов
Приглашаются капитаны. Каждый выбирает конверт, в котором задание для капитана.
Первый конверт: «Вы, владелец замка. Враги захватили почти весь замок, защитники оказались на верхнем этаже донжона. Ваши действия?» (По винтовой лестнице донжона спуститься к подземному ходу, который ведет к лесу или реке)
Второй конверт: «Вас посвящают в рыцари. Самый уважаемый рыцарь бьет вас плашмя по спине. Как вы отреагируете на этот удар? (За удар во время посвящения в рыцари мстить не положено)
Жюри подводит итоги третьего конкурса: вручаются жетоны капитанам.
Четвертый конкурс «Исторический персонаж» (презентация)
Отгадать по картине выдающуюся личность средневековья, дать основные сведения о ней?
- Жанна д'Арк (национальная героиня Франции, одна из командующих французскими войсками в Столетней войне)
- Ян Гус (национальный герой Чехии, идеолог чешской Реформации, был сожжен в Констанце в 1415 году. Казнь Гуса вызвала Гуситские войны)
- Иоганн Гутенберг (немецкий первопечатник, первый типограф Европы. Создал способ книгопечатания подвижными литерами)
- Марко Поло (венецианский купец, путешественник и писатель. Первым из европейцев совершил длительное путешествие на Восток в конце XIII века. Написал знаменитую «Книгу Марко Поло», в которой рассказал историю своего путешествия, и эта книга долгое время служила руководством для составления карт)
Жюри подводит итоги четвертого конкурса: вручаются жетоны игрокам.
Пятый конкурс «Кому принадлежат эти предметы?»
- Щит, копье, латы, меч (рыцарь)
- Соха, плуг, борона (крестьянин)
- Гончарный круг, глина, печь для обжига (гончар)
- Меха, молот, наковальня (кузнец)
- Колодка для обуви, кожа, игла, шило (сапожник)
- Серебро, золото, драгоценные камни, аптекарские весы, инструменты для обработки (ювелир)
Жюри подводит итоги пятого конкурса: вручаются жетоны игрокам.
Шестой конкурс «Языковой»
Многие крылатые выражения пришли к нам из истории Средних веков. В этом конкурсе вы должны рассказать историю и значение данных крылатых выражений.
- «Мешок с перцем» (Кто торговал перцем в Европе, был очень богатым, так как этот товар привозили с Востока. Означает: очень богатый человек).
- «Улица одного человека» (Одна из улиц старинного Брюсселя носила название «Улица одного человека», где не могли разойтись два человека. Означает: очень узкая улица).
- «Бросить перчатку» (Рыцарь средних веков, чтобы вызвать другого рыцаря на поединок, бросал тому на землю свою перчатку. Означает: вызвать на борьбу, состязание).
- «Городской воздух делает человека свободным» (Если от феодала убегал крепостной крестьянин в город, то он становился свободным, прожив там год и день).
Жюри подводит итоги шестого конкурса: вручаются жетоны игрокам.
Седьмой конкурс. «Угадай кроссворд» (приложение)
Жюри подводит итоги седьмого конкурса: вручаются жетоны игрокам.
Жюри подводит итоги: считает количество жетонов у каждого участника и команд; объявляет победителей и награждает их.
Наш конкурс подошел к концу. Он вам понравился?
Всем спасибо!
Список использованной литературы
- Агибалова Е.В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под редакцией А.А.Сванидзе.- 6-е изд. - М.: Просвещение, 2017.
- Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А.Вигасина - О.С.Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и др.]. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2014.
- Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по всеобщей истории. История Средних веков. 6 класс. - 3-е изд. - М.: ВАКО, 2019.