Цель: профилактика сквернословия.
Задачи:
- Показать пагубное влияние сквернословия на внутренний мир человека;
- Развивать желание сохранять и очищать родную речь от непристойных выражений;
- Учить выражать свои чувства социально приемлемым способом.
Ход занятия
1. Вступительное слово воспитателя
Еще раз здравствуйте уважаемые коллеги и девочки, я рада вас видеть на своем занятии.
2. Упражнение «Приветствие»
- Еще в древние времена люди заметили, что слово влияет на человека, что оно обладает целительной силой. Словом даже лечили. И поэтому я хочу начать наше занятие с приветствия, где у нас с вами будет возможность сказать здесь друг другу добрые, хорошие слова, которые могут поднять настроение.
- Девочки, давайте поприветствуем, друг друга, каждый из вас по очереди, по цепочке передает своему соседу доброе слово. Кто первый хочет начать?
3. «Правила нашей группы»
И сейчас для нашей совместной работы на занятии нам необходимо повторить правила работы на занятии:
- не перебивать
- уметь слушать
- отстаивать своё мнение
- проявлять доброжелательность
- проявлять уважение друг к другу
- точно выражать свои мысли
- быть активным в работе
4. Введение в тему
Для того, чтобы понять о чем пойдет речь, я предлагаю вам внимательно посмотреть на экран - ПРИТЧА
- Признайтесь, бывают ли у вас дни, когда вы не от кого слышали бы грубые или нецензурные слова?
- и сами б не произносили бы этих слов и тем самым обижали друзей и близких вам людей? Говорят дети….
- И сегодня на занятии, мы попробуем разобраться, действительно ли употребление подобных слов может повлечь за собой негативное влияние на весь организм человека и на его психологическое состояние?
- А теперь, давайте, с вами определим тему нашего занятия. Говорят дети….
Правильно, наше занятие о вреде сквернословия.
- А что такое сквернословие? СЛАЙД
- Давайте посмотрим слайд
- К сожалению, грубая речь, сквернословие, чаще - мат - стали повседневным и ежечасным явлением.
Сегодня многие подростки и даже взрослые люди считают употребление нецензурной брани нормой, что далеко не так и считается совершенно не нормой в цивилизованном обществе.
- Попробуйте ответить на вопрос: «Почему многие из подростков употребляют эти нецензурные слова в своей речи?»
Ведь и в наше время есть семьи, в которых не принято употреблять в речи нецензурную брань. Есть места, где не услышишь сквернословия (банк, и т.д.) скажите, а человек, который привык вот так выражаться, сможет устроиться на работу и куда?
Говорят дети….
5. Упражнение «Ромашка»
Сейчас, я предлагаю вам выполнить упражнение «Ромашка».
Поднимите руку, кто никогда не ругался матом?
Вам предлагается ответить на вопросы (вопросы записываются на лепестках)
Итак:
1. Скажите, а почему вы ругаетесь матом? Как часто вы ругаетесь матом? Сколько раз? (злюсь, хочу обидеть, привычка, хочу выглядеть крутым)
2. Скажите, а почему вы ругаетесь матом?
- Как вам живется с этой привычкой?
(нормально, все ругаются и я тоже, неприятно, когда тебя ругают за мат)
Вопросы для детей, которые выбрали карточку «Иногда»:
3. Что хорошего в том, что ты ругаешься матом? Ведь ты наверняка знаешь, что мат это плохо и, употребляя его, ты унижаешь, прежде всего, себя и других в том числе.
- Как вам живется с этой привычкой?
Вопросы для детей, которые выбрали карточку «Нет»:
- А, как вам живется без этой привычки?
(хорошо, у меня хватает хороших слов)
Сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы в анкете.
4. - А что было бы, если бы все постоянно ругались матом?
- Что было бы, если никто бы не употреблял бы нецензурную брань в своей речи, не обижал бы людей грубым словом (давайте вспомним притчу)
5. Если я правильно поняла: что если все люди будут сквернословить, ругаться бранными словами то...
- И если бы никто не употреблял таких слов то…
6. Моё отношение!!!
Моё действие!!!
А этот лепесток мы с вами заполним в конце нашего занятия.
7. Упражнение «Кто ОН?».
Вам надо разделиться на 2 команды. После жребия одна команда рисует портрет человека, который сквернословит, другая команда рисует портрет человека, который не употребляет мат в своей речи. Также вам надо предоставить презентацию вашего портрета: название, самые яркие черты характера, его будущее.
Пусть с каждой команды выйдет представитель и выберет задание. Молодцы! Команды получили задания, приступаем к работе. На выполнение вам дается 10 минут. Удачи!
Время закончилось. Работы вывешиваем на доску (магниты), и каждая команда представляет свою презентацию. И скажите, пожалуйста, что же все-таки может ждать человека, который сквернословит, ругается матом?
Ребята, а как вы думаете, с точки зрения закона есть ли наказание за сквернословие? (Слайд)
В наше время за сквернословие в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда (штраф от 500 до 1,5 тыс. руб.) или административный арест на срок до пятнадцати суток ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях».
8. А сейчас я предлагаю вам прослушать еще одну притчу. (СЛАЙД)
Притча «Охотник и медведь».
Охотник. Здравствуй, медведь. Как твои дела? Здоровы ли медвежата?
Медведь. Здравствуй, охотник. Спасибо, я жив-здоров, чего и тебе желаю. И детки мои здоровы.
Охотник. Слушай, медведь, приходи ко мне в гости.
Медведь. Спасибо за приглашение, охотник. С удовольствием приду.
Медведь. Здравствуй, охотник и твоя жена. Вот я и пришел к вам в гости.
Жена (мужу): Фу-у, от него идет медвежий дух.
Охотник. Проходи, медведь, садись.
Медведь. Нет, охотник, не рады мне здесь, уйду я.
Автор. Прошло время, снова встретились охотник и медведь.
Медведь. Охотник, ударь меня топором по голове, чтобы скорей прошла моя обида на твою жену.
Автор. Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своем, и охотник нанес удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит:
Медведь. Посмотри – рана, которую нанес ты мне, зажила, а рана от слов твоей жены – до сих пор саднит мне сердце.
Ребята, какой вывод вы сделали?
Здесь не было нецензурных слов. И все равно неприятно слышать о себе нехорошие слова.
- Воспитатель: Словом можно унизить, а это самое страшное для человека.
- Может ли слово быть ужасным и разрушительным?
- Вспомните ситуации, в которых, по вашему мнению, слова что-то разрушили. Слово может разрушить дружбу. А сейчас, я предлагаю вернутся к последнему лепестку ромашки
ПОСЛЕДНИЙ ЛЕПЕСТОК РОМАШКИ
После того, как мы столько говорили о вреде сквернословия у кого то из вас уменьшилось желание употреблять в своей речи нецензурные слова?
Как изменилось твоё отношение?
Что ты будешь делать для того, чтобы избавиться от сквернословия?
9. Как же избавиться от сквернословия? (Слайд)
10. Рефлексия
Взявшись за руки.