Сила слова, или Яд сквернословия

Разделы: Профессия — педагог

Класс: 7


Цель: профилактика сквернословия.

Задачи:

  • Показать пагубное влияние сквернословия на внутренний мир человека;
  • Развивать желание сохранять и очищать родную речь от непристойных выражений;
  • Учить выражать свои чувства социально приемлемым способом.

Ход занятия

1. Вступительное слово воспитателя

Еще раз здравствуйте уважаемые коллеги и девочки, я рада вас видеть на своем занятии.

2. Упражнение «Приветствие»

- Еще в древние времена люди заметили, что слово влияет на человека, что оно обладает целительной силой. Словом даже лечили. И поэтому я хочу начать наше занятие с приветствия, где у нас с вами будет возможность сказать здесь друг другу добрые, хорошие слова, которые могут поднять настроение.

- Девочки, давайте поприветствуем, друг друга, каждый из вас по очереди, по цепочке передает своему соседу доброе слово. Кто первый хочет начать?

3. «Правила нашей группы»

И сейчас для нашей совместной работы на занятии нам необходимо повторить правила работы на занятии:

- не перебивать

- уметь слушать

- отстаивать своё мнение

- проявлять доброжелательность

- проявлять уважение друг к другу

- точно выражать свои мысли

- быть активным в работе

4. Введение в тему

Для того, чтобы понять о чем пойдет речь, я предлагаю вам внимательно посмотреть на экран - ПРИТЧА

- Признайтесь, бывают ли у вас дни, когда вы не от кого слышали бы грубые или нецензурные слова?

- и сами б не произносили бы этих слов и тем самым обижали друзей и близких вам людей? Говорят дети….

- И сегодня на занятии, мы попробуем разобраться, действительно ли употребление подобных слов может повлечь за собой негативное влияние на весь организм человека и на его психологическое состояние?

- А теперь, давайте, с вами определим тему нашего занятия. Говорят дети….
Правильно, наше занятие о вреде сквернословия.

- А что такое сквернословие? СЛАЙД

- Давайте посмотрим слайд

- К сожалению, грубая речь, сквернословие, чаще - мат - стали повседневным и ежечасным явлением.

Сегодня многие подростки и даже взрослые люди считают употребление нецензурной брани нормой, что далеко не так и считается совершенно не нормой в цивилизованном обществе.

- Попробуйте ответить на вопрос: «Почему многие из подростков употребляют эти нецензурные слова в своей речи?»

Ведь и в наше время есть семьи, в которых не принято употреблять в речи нецензурную брань. Есть места, где не услышишь сквернословия (банк, и т.д.) скажите, а человек, который привык вот так выражаться, сможет устроиться на работу и куда?

Говорят дети….

5. Упражнение «Ромашка»

Сейчас, я предлагаю вам выполнить упражнение «Ромашка».

Поднимите руку, кто никогда не ругался матом?

Вам предлагается ответить на вопросы (вопросы записываются на лепестках)

Итак:

1. Скажите, а почему вы ругаетесь матом? Как часто вы ругаетесь матом? Сколько раз? (злюсь, хочу обидеть, привычка, хочу выглядеть крутым)

2. Скажите, а почему вы ругаетесь матом?

- Как вам живется с этой привычкой?

(нормально, все ругаются и я тоже, неприятно, когда тебя ругают за мат)

Вопросы для детей, которые выбрали карточку «Иногда»:

3. Что хорошего в том, что ты ругаешься матом? Ведь ты наверняка знаешь, что мат это плохо и, употребляя его, ты унижаешь, прежде всего, себя и других в том числе.

- Как вам живется с этой привычкой?

Вопросы для детей, которые выбрали карточку «Нет»:

- А, как вам живется без этой привычки?

(хорошо, у меня хватает хороших слов)

Сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы в анкете.

4. - А что было бы, если бы все постоянно ругались матом?

- Что было бы, если никто бы не употреблял бы нецензурную брань в своей речи, не обижал бы людей грубым словом (давайте вспомним притчу)

5. Если я правильно поняла: что если все люди будут сквернословить, ругаться бранными словами то...

- И если бы никто не употреблял таких слов то…

6. Моё отношение!!!

Моё действие!!!

А этот лепесток мы с вами заполним в конце нашего занятия.

7. Упражнение «Кто ОН?».

Вам надо разделиться на 2 команды. После жребия одна команда рисует портрет человека, который сквернословит, другая команда рисует портрет человека, который не употребляет мат в своей речи. Также вам надо предоставить презентацию вашего портрета: название, самые яркие черты характера, его будущее.

Пусть с каждой команды выйдет представитель и выберет задание. Молодцы! Команды получили задания, приступаем к работе. На выполнение вам дается 10 минут. Удачи!

Время закончилось. Работы вывешиваем на доску (магниты), и каждая команда представляет свою презентацию. И скажите, пожалуйста, что же все-таки может ждать человека, который сквернословит, ругается матом?

Ребята, а как вы думаете, с точки зрения закона есть ли наказание за сквернословие? (Слайд)

В наше время за сквернословие в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда (штраф от 500 до 1,5 тыс. руб.) или административный арест на срок до пятнадцати суток ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях».

8. А сейчас я предлагаю вам прослушать еще одну притчу. (СЛАЙД)

Притча «Охотник и медведь».

Охотник. Здравствуй, медведь. Как твои дела? Здоровы ли медвежата?

Медведь. Здравствуй, охотник. Спасибо, я жив-здоров, чего и тебе желаю. И детки мои здоровы.

Охотник. Слушай, медведь, приходи ко мне в гости.

Медведь. Спасибо за приглашение, охотник. С удовольствием приду.

Медведь. Здравствуй, охотник и твоя жена. Вот я и пришел к вам в гости.

Жена (мужу): Фу-у, от него идет медвежий дух.

Охотник. Проходи, медведь, садись.

Медведь. Нет, охотник, не рады мне здесь, уйду я.

Автор. Прошло время, снова встретились охотник и медведь.

Медведь. Охотник, ударь меня топором по голове, чтобы скорей прошла моя обида на твою жену.

Автор. Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своем, и охотник нанес удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит:

Медведь. Посмотри – рана, которую нанес ты мне, зажила, а рана от слов твоей жены – до сих пор саднит мне сердце.

Ребята, какой вывод вы сделали?

Здесь не было нецензурных слов. И все равно неприятно слышать о себе нехорошие слова.

- Воспитатель: Словом можно унизить, а это самое страшное для человека.

- Может ли слово быть ужасным и разрушительным?

- Вспомните ситуации, в которых, по вашему мнению, слова что-то разрушили. Слово может разрушить дружбу. А сейчас, я предлагаю вернутся к последнему лепестку ромашки

ПОСЛЕДНИЙ ЛЕПЕСТОК РОМАШКИ

После того, как мы столько говорили о вреде сквернословия у кого то из вас уменьшилось желание употреблять в своей речи нецензурные слова?

Как изменилось твоё отношение?

Что ты будешь делать для того, чтобы избавиться от сквернословия?

9. Как же избавиться от сквернословия? (Слайд)

10. Рефлексия

Взявшись за руки.