Тематические карты с 4–6 класс программы курса обучения чтению нот с листа "Путь к музицированию с 1–8 класс"

Разделы: Музыка, Дополнительное образование

Классы: 4, 5, 6

Ключевые слова: чтение нот с листа


Тематические карты курса

4.1. Программные требования – 4 класс (первое полугодие)

К концу 1 полугодия четвёртого года обучения учащиеся должны знать и уметь:

МОДУЛЬ
БЛОК

ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ

1.1.

ЗНАНИЯ

Ноты 3 октавы в скрипичном ключе. Ноты большой октавы в басовом ключе.
Кварто-квинтовый круг. Тональности с двумя ключевыми знаками.

1.2.

Интервалы: квинта, септима. Особенности их записи на нотном стане.
Септаккорд с обращениями.

1.1.

УМЕНИЯ

Читать ноты, расположенные в произвольном порядке на нотном стане в двух ключах с двумя ключевыми знаками; находить их на клавиатуре.

1.2.

Читать «Двойные бусы» с квинтами и септимами, записанными в скрипичном ключе.Читать четырёхзвучные аккорды «Снеговик» в скрипичном ключе на распознание секунд и терций.

1.1.

НАВЫКИ

Тренировка длительной концентрации внимания; быстрого реагирования.
Развитие нотного глазомера; координации движения рук.

1.2.

Формирование навыка графического восприятия нотной записи по горизонтали и вертикали. Тренировка активного внимания.

 

ВТОРОЙ МОДУЛЬ

2

ЗНАНИЯ

Понятия: междутактовые/внутритактовые лиги.

УМЕНИЯ

Читать ритмические блоки с ритмическими лигами, без тактовых обозначений, со счётом вслух и одновременной равномерной метрической пульсацией.

НАВЫКИ

Тренировка слухового контроля, восприятия ритмических формул с ритмическими лигами. Воспитание чувства внутренней ритмической пульсации.

 

ТРЕТИЙ МОДУЛЬ

3

ЗНАНИЯ

Тональности с двумя ключевыми знаками: ре-мажор, си-минор; си-бемоль-мажор, соль-минор.

УМЕНИЯ

Играть в ансамбле с преподавателем. Пояснение: чтение с листа пьес с двумя ключевыми знаками, где партия ученика записана в двух ключах.

НАВЫКИ

Тренировка метода групповой читки с листа. Воспитание чувства внутренней ритмической пульсации, восприятия ритмических формул. Активизация слуха.

 

ЧЕТВЁРТЫЙ МОДУЛЬ

4

ЗНАНИЯ

Понятия: гаммаобразные пассажи, мелкая техника; аппликатурные принципы исполнения пассажей.

УМЕНИЯ

Читать с листа пьесы/этюды на мелкую технику - графическое восприятие пассажей из пяти звуков, в пределах октавы/выходящих за пределы октавы, при этом, сопровождающий мелодию голос должен быть прозрачным – 1-2 ноты в такте.
Читать с листа пьесы/этюды с ритмическими лигами.

НАВЫКИ

Развитие техники графического восприятия нотной записи на опережение движения рук.
Снижение уровня визуального контроля.

4.2. Программные требования – 4 класс (второе полугодие)

К концу 2 полугодия четвёртого года обучения учащиеся должны знать и уметь:

МОДУЛЬ
БЛОК

ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ

1.1.

ЗНАНИЯ

Кварто-квинтовый круг. Тональности с двумя ключевыми знаками.

1.2.

Понятия: верхнее/нижнее расположение секунд в четырёхзвучных аккордах.

1.1.

УМЕНИЯ

Читать ноты, расположенные в произвольном порядке на нотном стане в двух ключах с двумя ключевыми и встречными знаками; находить их на клавиатуре.

1.2.

Читать «Двойные бусы» с квинтами и септимами, записанными в басовом ключе. Читать четырёхзвучные аккорды «Снеговик» в басовом ключе на распознание секунд и терций.

1.1.

НАВЫКИ

Тренировка длительной концентрации внимания; быстрого реагирования.
Развитие нотного глазомера; координации движения рук.

1.2.

Формирование навыка графического восприятия нотной записи по горизонтали и вертикали.
Тренировка активного внимания.

 

ВТОРОЙ МОДУЛЬ

2

ЗНАНИЯ

Понятие: группировка длительностей нот.

УМЕНИЯ

Читать ритмические блоки с переменными ритмическими группировками, всевозможными паузами, без тактовых обозначений, со счётом вслух и одновременной равномерной метрической пульсацией.

НАВЫКИ

Тренировка слухового контроля, восприятия разнообразных ритмических группировок.
Воспитание чувства внутренней ритмической пульсации.

 

ТРЕТИЙ МОДУЛЬ

3

ЗНАНИЯ

Тональности с двумя ключевыми знаками: ре-мажор, си-минор; си-бемоль-мажор, соль-минор.

УМЕНИЯ

Играть в ансамбле с преподавателем. Пояснение: чтение с листа пьес с двумя ключевыми и встречными знаками, где партия ученика записана в двух ключах.

НАВЫКИ

Тренировка метода групповой читки с листа.
Воспитание чувства внутренней ритмической пульсации, восприятия ритмических формул. Активизация слуха.

 

ЧЕТВЁРТЫЙ МОДУЛЬ

4

ЗНАНИЯ

Понятия: зеркальная симметрия; параллельные/противоположные движения; двухголосное изложение.

УМЕНИЯ

Читать с листа пьесы/этюды на графическое восприятие параллельных/противоположных гаммаобразных движений двух голосов, записанных в разных ключах, одинаковыми длительностями нот.
Читать с листа пьесы с переменными ритмическими группировками.

НАВЫКИ

Развитие техники графического восприятия нотной записи на опережение движения рук.
Снижение уровня визуального контроля.

5.1. Программные требования – 5 класс (первое полугодие)

К концу первого полугодия пятого года обучения учащиеся должны знать и уметь:

МОДУЛЬ
БЛОК

ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ

1.1.

ЗНАНИЯ

Ноты третей октавы в скрипичном ключе. Ноты в контроктаве в басовом ключе.
Кварто-квинтовый круг. Тональности с тремя ключевыми знаками.

1.2.

Понятия: верхнее, нижнее расположение кварт в трезвучиях.

1.1.

УМЕНИЯ

Читать ноты, расположенные в произвольном порядке на нотном стане в двух ключах с тремя ключевыми знаками; находить их на клавиатуре.

1.2.

Читать «Двойные бусы» с квартами, записанными в двух ключах.
Читать «Тройные бусы» на распознание кварт в секстаккордах и квартсекстаккордах в двух ключах.

1.1.

НАВЫКИ

Тренировка длительной концентрации внимания; быстрого реагирования.
Развитие нотного глазомера; координации движения рук.

1.2.

Формирование навыка графического восприятия нотной записи по горизонтали и вертикали. Тренировка активного внимания.

 

ВТОРОЙ МОДУЛЬ

2

ЗНАНИЯ

Понятие: группировка длительностей нот.

УМЕНИЯ

Составлять ритмические схемы в размерах 2/4, 3/4, 4/4 из готовых ритмических формул в виде тактов. Работать с ритмическими карточками.
Читать ритмические схемы с одновременной равномерной метрической пульсацией.

НАВЫКИ

Тренировка слухового контроля, восприятия разнообразных ритмических группировок. Воспитание чувства внутренней ритмической пульсации.

 

ТРЕТИЙ МОДУЛЬ

3

ЗНАНИЯ

Тональности с тремя ключевыми знаками: ля-мажор, фа-диез-минор; ми-бемоль-мажор, до-минор.

УМЕНИЯ

Играть в ансамбле с преподавателем. Пояснение: чтение с листа пьес с тремя ключевыми знаками, где партия ученика записана в двух ключах.

НАВЫКИ

Развитие техники чтения, нотного глазомера. Воспитание чувства внутренней ритмической пульсации. Активизация внутреннего слуха.

 

ЧЕТВЁРТЫЙ МОДУЛЬ

4

ЗНАНИЯ

Понятие: кварто-квинтовый ход в конце разделов.
Музыка в старинном стиле. Джазовые этюды/пьесы на аккордовую технику.

УМЕНИЯ

Читать с листа старинные танцы/пьесы, написанные в старинном стиле.
Читать с листа этюды/пьесы классического/джазового направлений на восприятие аккордовой графики.

НАВЫКИ

Тренировка графического восприятия нотной записи на опережение движения рук.
Развитие способности к прогнозированию музыкально-слуховых представлений.

5.2. Программные требования – 5 класс (второе полугодие)

К концу второго полугодия пятого года обучения учащиеся должны знать и уметь:

МОДУЛЬ
БЛОК

ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ

1.1.

ЗНАНИЯ

Кварто-квинтовый круг. Тональности с тремя ключевыми знаками.

1.2.

Понятия: верхнее, нижнее расположение секунд в четырёхзвучных аккордах.

1.1.

УМЕНИЯ

Читать ноты, расположенные в произвольном порядке на нотном стане в двух ключах с тремя ключевыми и встречными знаками; находить их на клавиатуре.

1.2.

Читать «Двойные бусы» с октавами, записанными в двух ключах.
Читать четырёхзвучные классические/джазовые аккорды в двух ключах на распознание секунд.

1.1.

НАВЫКИ

Тренировка длительной концентрации внимания; быстрого реагирования.
Развитие нотного глазомера; координации движения рук.

1.2.

Формирование навыка графического восприятия нотной записи по горизонтали и вертикали. Тренировка активного внимания.

 

ВТОРОЙ МОДУЛЬ

2

ЗНАНИЯ

Понятие: группировка длительностей нот.

УМЕНИЯ

Составлять ритмические схемы в размерах 3/4, 3/8, 6/8 из предложенных ритмических вариантов в форме тактов. Работать с ритмическими карточками.
Читать ритмические схемы с одновременной равномерной метрической пульсацией.

НАВЫКИ

Тренировка слухового контроля, восприятия разнообразных ритмических группировок. Воспитание чувства внутренней ритмической пульсации.

 

ТРЕТИЙ МОДУЛЬ

3

ЗНАНИЯ

Тональности с тремя ключевыми знаками: ля-мажор, фа-диез-минор; ми-бемоль-мажор, до-минор.

УМЕНИЯ

Играть в ансамбле с преподавателем. Пояснение: чтение с листа пьес с тремя ключевыми и встречными знаками, где партия ученика записана в двух ключах.

НАВЫКИ

Развитие техники чтения, нотного глазомера. Воспитание чувства внутренней ритмической пульсации. Активизация внутреннего слуха.

 

ЧЕТВЁРТЫЙ МОДУЛЬ

4

ЗНАНИЯ

Понятия: параллельные октавы; секвенция, секвенционные построения.
Мелодическая линия баса в танце «Буги-Вуги».

УМЕНИЯ

Читать с листа пьесы/этюды, на графическое восприятие параллельных октав, классических/джазовых аккордов, секвенционных построений в классической/ джазовой музыке

НАВЫКИ

Тренировка быстрого целостного восприятия нотной записи, идущего на опережение движения рук. Развитие навыка тактильного восприятия клавиатуры.

6.1. Программные требования – 6 класс (первое полугодие)

К концу первого полугодия шестого года обучения учащиеся должны знать и уметь:

МОДУЛЬ
БЛОК

ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ

1.1.

ЗНАНИЯ

Кварто-квинтовый круг. Тональности с четырьмя ключевыми знаками.

1.2.

Понятия: тесное расположение, гибкое голосоведение, трёхголосие.

1.1.

УМЕНИЯ

Читать ноты, расположенные в произвольном порядке на нотном стане в двух ключах с четырьмя ключевыми знаками; находить их на клавиатуре.

1.2.

Читать «Двойные бусы» с секстами и квартами, записанными в двух ключах.
Читать «Тройные бусы», записанные в двух ключах, на восприятие линии движения голосов в трёхголосном аккордовом изложении со встречными знаками.

1.1.

НАВЫКИ

Тренировка длительной концентрации внимания; быстрого реагирования.
Развитие нотного глазомера; координации движения рук.

1.2.

Формирование навыка графического восприятия нотной записи по горизонтали и вертикали.
Тренировка активного внимания.

 

ВТОРОЙ МОДУЛЬ

2

ЗНАНИЯ

Понятие: ритмическая партитура.

УМЕНИЯ

Читать ритмические партитуры первого уровня, без тактовых обозначений, с одновременной равномерной метрической пульсацией.

НАВЫКИ

Тренировка слухового контроля, восприятия разнообразных ритмических группировок в партиях правой и левой руки.
Воспитание чувства внутренней ритмической пульсации.

 

ТРЕТИЙ МОДУЛЬ

3

ЗНАНИЯ

Тональности с четырьмя ключевыми знаками: ми-мажор, до-диез-минор; ля-бемоль-мажор, фа-минор.

УМЕНИЯ

Играть в ансамбле с преподавателем. Пояснение: чтение с листа пьес с четырьмя ключевыми знаками, где партия ученика записана в двух ключах.

НАВЫКИ

Развитие техники чтения, нотного глазомера.
Воспитание чувства внутренней ритмической пульсации.
Активизация внутреннего слуха.

 

ЧЕТВЁРТЫЙ МОДУЛЬ

4

ЗНАНИЯ

Понятия: полифония, скрытое двухголосие; параллельные сексты/кварты.
И.С.Бах «Маленькие прелюдии», «Инвенции».

УМЕНИЯ

Читать с листа пьесы полифонического склада, с элементами скрытого двухголосия.
Читать с листа пьесы/этюды с параллельными секстами/квартами.

НАВЫКИ

Тренировка графического восприятия нотной записи на опережение движения рук.
Активизация внутреннего слуха.

6.2. Программные требования – 6 класс (второе полугодие)

К концу второго полугодия шестого года обучения учащиеся должны знать и уметь:

МОДУЛЬ
БЛОК

ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ

1.1.

ЗНАНИЯ

Кварто-квинтовый круг. Тональности с четырьмя ключевыми знаками.

1.2.

Понятия: широкое расположение, трёхголосие.

1.1.

УМЕНИЯ

Читать ноты, расположенные в произвольном порядке на нотном стане в двух ключах с четырьмя ключевыми и встречными знаками; находить их на клавиатуре.

1.2.

Читать «Двойные бусы» с секстами и квартами, со знаками альтерации в двух ключах.
Читать «Тройные бусы», записанные в двух ключах, на восприятие линии движения голосов в трёхголосном аккордовом изложении с ключевыми и встречными знаками альтерации.

1.1.

НАВЫКИ

Тренировка длительной концентрации внимания; быстрого реагирования.
Развитие нотного глазомера; координации движения рук.

1.2.

Формирование навыка графического восприятия нотной записи по горизонтали и вертикали.
Тренировка активного внимания.

 

ВТОРОЙ МОДУЛЬ

2

ЗНАНИЯ

Понятие: группировка длительностей нот.

УМЕНИЯ

Читать ритмические партитуры второго уровня, без тактовых обозначений, с одновременной равномерной метрической пульсацией.

НАВЫКИ

Тренировка слухового контроля, восприятия разнообразных ритмических группировок с паузами в партиях правой и левой руки.
Воспитание чувства внутренней ритмической пульсации.

 

ТРЕТИЙ МОДУЛЬ

3

ЗНАНИЯ

Тональности с четырьмя ключевыми знаками: ми-мажор, до-диез-минор; ля-бемоль-мажор, фа-минор.

УМЕНИЯ

Играть в ансамбле с преподавателем. Пояснение: чтение с листа пьес с четырьмя ключевыми и встречными знаками, где партия ученика записана в двух ключах.

НАВЫКИ

Тренировка техники чтения нот с листа.
Воспитание чувства внутренней ритмической пульсации, восприятия ритмических формул. Активизация слуха.

 

ЧЕТВЁРТЫЙ МОДУЛЬ

4

ЗНАНИЯ

Понятие: альбертиевые басы или скрытое трёхголосие.

УМЕНИЯ

Читать с листа пьесы/этюды, музыкальные фрагменты из крупной формы на графическое восприятие альбертиевых басов.

НАВЫКИ

Тренировка графического восприятия нотной записи на опережение движения рук.
Тренировка длительной концентрации внимания и непрерывного мышления.