Тематические карты курса
4.1. Программные требования – 4 класс (первое полугодие)
К концу 1 полугодия четвёртого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
МОДУЛЬ БЛОК |
ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ |
|
1.1. |
ЗНАНИЯ |
Ноты 3 октавы в скрипичном ключе. Ноты большой октавы в басовом ключе. |
1.2. |
Интервалы: квинта, септима. Особенности их записи на нотном стане. |
|
1.1. |
УМЕНИЯ |
Читать ноты, расположенные в произвольном порядке на нотном стане в двух ключах с двумя ключевыми знаками; находить их на клавиатуре. |
1.2. |
Читать «Двойные бусы» с квинтами и септимами, записанными в скрипичном ключе.Читать четырёхзвучные аккорды «Снеговик» в скрипичном ключе на распознание секунд и терций. |
|
1.1. |
НАВЫКИ |
Тренировка длительной концентрации внимания; быстрого реагирования. |
1.2. |
Формирование навыка графического восприятия нотной записи по горизонтали и вертикали. Тренировка активного внимания. |
|
|
ВТОРОЙ МОДУЛЬ |
|
2 |
ЗНАНИЯ |
Понятия: междутактовые/внутритактовые лиги. |
УМЕНИЯ |
Читать ритмические блоки с ритмическими лигами, без тактовых обозначений, со счётом вслух и одновременной равномерной метрической пульсацией. |
|
НАВЫКИ |
Тренировка слухового контроля, восприятия ритмических формул с ритмическими лигами. Воспитание чувства внутренней ритмической пульсации. |
|
|
ТРЕТИЙ МОДУЛЬ |
|
3 |
ЗНАНИЯ |
Тональности с двумя ключевыми знаками: ре-мажор, си-минор; си-бемоль-мажор, соль-минор. |
УМЕНИЯ |
Играть в ансамбле с преподавателем. Пояснение: чтение с листа пьес с двумя ключевыми знаками, где партия ученика записана в двух ключах. |
|
НАВЫКИ |
Тренировка метода групповой читки с листа. Воспитание чувства внутренней ритмической пульсации, восприятия ритмических формул. Активизация слуха. |
|
|
ЧЕТВЁРТЫЙ МОДУЛЬ |
|
4 |
ЗНАНИЯ |
Понятия: гаммаобразные пассажи, мелкая техника; аппликатурные принципы исполнения пассажей. |
УМЕНИЯ |
Читать с листа пьесы/этюды на мелкую технику - графическое восприятие пассажей из пяти звуков, в пределах октавы/выходящих за пределы октавы, при этом, сопровождающий мелодию голос должен быть прозрачным – 1-2 ноты в такте. |
|
НАВЫКИ |
Развитие техники графического восприятия нотной записи на опережение движения рук. |
4.2. Программные требования – 4 класс (второе полугодие)
К концу 2 полугодия четвёртого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
МОДУЛЬ БЛОК |
ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ |
|
1.1. |
ЗНАНИЯ |
Кварто-квинтовый круг. Тональности с двумя ключевыми знаками. |
1.2. |
Понятия: верхнее/нижнее расположение секунд в четырёхзвучных аккордах. |
|
1.1. |
УМЕНИЯ |
Читать ноты, расположенные в произвольном порядке на нотном стане в двух ключах с двумя ключевыми и встречными знаками; находить их на клавиатуре. |
1.2. |
Читать «Двойные бусы» с квинтами и септимами, записанными в басовом ключе. Читать четырёхзвучные аккорды «Снеговик» в басовом ключе на распознание секунд и терций. |
|
1.1. |
НАВЫКИ |
Тренировка длительной концентрации внимания; быстрого реагирования. |
1.2. |
Формирование навыка графического восприятия нотной записи по горизонтали и вертикали. |
|
|
ВТОРОЙ МОДУЛЬ |
|
2 |
ЗНАНИЯ |
Понятие: группировка длительностей нот. |
УМЕНИЯ |
Читать ритмические блоки с переменными ритмическими группировками, всевозможными паузами, без тактовых обозначений, со счётом вслух и одновременной равномерной метрической пульсацией. |
|
НАВЫКИ |
Тренировка слухового контроля, восприятия разнообразных ритмических группировок. |
|
|
ТРЕТИЙ МОДУЛЬ |
|
3 |
ЗНАНИЯ |
Тональности с двумя ключевыми знаками: ре-мажор, си-минор; си-бемоль-мажор, соль-минор. |
УМЕНИЯ |
Играть в ансамбле с преподавателем. Пояснение: чтение с листа пьес с двумя ключевыми и встречными знаками, где партия ученика записана в двух ключах. |
|
НАВЫКИ |
Тренировка метода групповой читки с листа. |
|
|
ЧЕТВЁРТЫЙ МОДУЛЬ |
|
4 |
ЗНАНИЯ |
Понятия: зеркальная симметрия; параллельные/противоположные движения; двухголосное изложение. |
УМЕНИЯ |
Читать с листа пьесы/этюды на графическое восприятие параллельных/противоположных гаммаобразных движений двух голосов, записанных в разных ключах, одинаковыми длительностями нот. |
|
НАВЫКИ |
Развитие техники графического восприятия нотной записи на опережение движения рук. |
5.1. Программные требования – 5 класс (первое полугодие)
К концу первого полугодия пятого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
МОДУЛЬ БЛОК |
ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ |
|
1.1. |
ЗНАНИЯ |
Ноты третей октавы в скрипичном ключе. Ноты в контроктаве в басовом ключе. |
1.2. |
Понятия: верхнее, нижнее расположение кварт в трезвучиях. |
|
1.1. |
УМЕНИЯ |
Читать ноты, расположенные в произвольном порядке на нотном стане в двух ключах с тремя ключевыми знаками; находить их на клавиатуре. |
1.2. |
Читать «Двойные бусы» с квартами, записанными в двух ключах. |
|
1.1. |
НАВЫКИ |
Тренировка длительной концентрации внимания; быстрого реагирования. |
1.2. |
Формирование навыка графического восприятия нотной записи по горизонтали и вертикали. Тренировка активного внимания. |
|
|
ВТОРОЙ МОДУЛЬ |
|
2 |
ЗНАНИЯ |
Понятие: группировка длительностей нот. |
УМЕНИЯ |
Составлять ритмические схемы в размерах 2/4, 3/4, 4/4 из готовых ритмических формул в виде тактов. Работать с ритмическими карточками. |
|
НАВЫКИ |
Тренировка слухового контроля, восприятия разнообразных ритмических группировок. Воспитание чувства внутренней ритмической пульсации. |
|
|
ТРЕТИЙ МОДУЛЬ |
|
3 |
ЗНАНИЯ |
Тональности с тремя ключевыми знаками: ля-мажор, фа-диез-минор; ми-бемоль-мажор, до-минор. |
УМЕНИЯ |
Играть в ансамбле с преподавателем. Пояснение: чтение с листа пьес с тремя ключевыми знаками, где партия ученика записана в двух ключах. |
|
НАВЫКИ |
Развитие техники чтения, нотного глазомера. Воспитание чувства внутренней ритмической пульсации. Активизация внутреннего слуха. |
|
|
ЧЕТВЁРТЫЙ МОДУЛЬ |
|
4 |
ЗНАНИЯ |
Понятие: кварто-квинтовый ход в конце разделов. |
УМЕНИЯ |
Читать с листа старинные танцы/пьесы, написанные в старинном стиле. |
|
НАВЫКИ |
Тренировка графического восприятия нотной записи на опережение движения рук. |
5.2. Программные требования – 5 класс (второе полугодие)
К концу второго полугодия пятого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
МОДУЛЬ БЛОК |
ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ |
|
1.1. |
ЗНАНИЯ |
Кварто-квинтовый круг. Тональности с тремя ключевыми знаками. |
1.2. |
Понятия: верхнее, нижнее расположение секунд в четырёхзвучных аккордах. |
|
1.1. |
УМЕНИЯ |
Читать ноты, расположенные в произвольном порядке на нотном стане в двух ключах с тремя ключевыми и встречными знаками; находить их на клавиатуре. |
1.2. |
Читать «Двойные бусы» с октавами, записанными в двух ключах. |
|
1.1. |
НАВЫКИ |
Тренировка длительной концентрации внимания; быстрого реагирования. |
1.2. |
Формирование навыка графического восприятия нотной записи по горизонтали и вертикали. Тренировка активного внимания. |
|
|
ВТОРОЙ МОДУЛЬ |
|
2 |
ЗНАНИЯ |
Понятие: группировка длительностей нот. |
УМЕНИЯ |
Составлять ритмические схемы в размерах 3/4, 3/8, 6/8 из предложенных ритмических вариантов в форме тактов. Работать с ритмическими карточками. |
|
НАВЫКИ |
Тренировка слухового контроля, восприятия разнообразных ритмических группировок. Воспитание чувства внутренней ритмической пульсации. |
|
|
ТРЕТИЙ МОДУЛЬ |
|
3 |
ЗНАНИЯ |
Тональности с тремя ключевыми знаками: ля-мажор, фа-диез-минор; ми-бемоль-мажор, до-минор. |
УМЕНИЯ |
Играть в ансамбле с преподавателем. Пояснение: чтение с листа пьес с тремя ключевыми и встречными знаками, где партия ученика записана в двух ключах. |
|
НАВЫКИ |
Развитие техники чтения, нотного глазомера. Воспитание чувства внутренней ритмической пульсации. Активизация внутреннего слуха. |
|
|
ЧЕТВЁРТЫЙ МОДУЛЬ |
|
4 |
ЗНАНИЯ |
Понятия: параллельные октавы; секвенция, секвенционные построения. |
УМЕНИЯ |
Читать с листа пьесы/этюды, на графическое восприятие параллельных октав, классических/джазовых аккордов, секвенционных построений в классической/ джазовой музыке |
|
НАВЫКИ |
Тренировка быстрого целостного восприятия нотной записи, идущего на опережение движения рук. Развитие навыка тактильного восприятия клавиатуры. |
6.1. Программные требования – 6 класс (первое полугодие)
К концу первого полугодия шестого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
МОДУЛЬ БЛОК |
ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ |
|
1.1. |
ЗНАНИЯ |
Кварто-квинтовый круг. Тональности с четырьмя ключевыми знаками. |
1.2. |
Понятия: тесное расположение, гибкое голосоведение, трёхголосие. |
|
1.1. |
УМЕНИЯ |
Читать ноты, расположенные в произвольном порядке на нотном стане в двух ключах с четырьмя ключевыми знаками; находить их на клавиатуре. |
1.2. |
Читать «Двойные бусы» с секстами и квартами, записанными в двух ключах. |
|
1.1. |
НАВЫКИ |
Тренировка длительной концентрации внимания; быстрого реагирования. |
1.2. |
Формирование навыка графического восприятия нотной записи по горизонтали и вертикали. |
|
|
ВТОРОЙ МОДУЛЬ |
|
2 |
ЗНАНИЯ |
Понятие: ритмическая партитура. |
УМЕНИЯ |
Читать ритмические партитуры первого уровня, без тактовых обозначений, с одновременной равномерной метрической пульсацией. |
|
НАВЫКИ |
Тренировка слухового контроля, восприятия разнообразных ритмических группировок в партиях правой и левой руки. |
|
|
ТРЕТИЙ МОДУЛЬ |
|
3 |
ЗНАНИЯ |
Тональности с четырьмя ключевыми знаками: ми-мажор, до-диез-минор; ля-бемоль-мажор, фа-минор. |
УМЕНИЯ |
Играть в ансамбле с преподавателем. Пояснение: чтение с листа пьес с четырьмя ключевыми знаками, где партия ученика записана в двух ключах. |
|
НАВЫКИ |
Развитие техники чтения, нотного глазомера. |
|
|
ЧЕТВЁРТЫЙ МОДУЛЬ |
|
4 |
ЗНАНИЯ |
Понятия: полифония, скрытое двухголосие; параллельные сексты/кварты. |
УМЕНИЯ |
Читать с листа пьесы полифонического склада, с элементами скрытого двухголосия. |
|
НАВЫКИ |
Тренировка графического восприятия нотной записи на опережение движения рук. |
6.2. Программные требования – 6 класс (второе полугодие)
К концу второго полугодия шестого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
МОДУЛЬ БЛОК |
ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ |
|
1.1. |
ЗНАНИЯ |
Кварто-квинтовый круг. Тональности с четырьмя ключевыми знаками. |
1.2. |
Понятия: широкое расположение, трёхголосие. |
|
1.1. |
УМЕНИЯ |
Читать ноты, расположенные в произвольном порядке на нотном стане в двух ключах с четырьмя ключевыми и встречными знаками; находить их на клавиатуре. |
1.2. |
Читать «Двойные бусы» с секстами и квартами, со знаками альтерации в двух ключах. |
|
1.1. |
НАВЫКИ |
Тренировка длительной концентрации внимания; быстрого реагирования. |
1.2. |
Формирование навыка графического восприятия нотной записи по горизонтали и вертикали. |
|
|
ВТОРОЙ МОДУЛЬ |
|
2 |
ЗНАНИЯ |
Понятие: группировка длительностей нот. |
УМЕНИЯ |
Читать ритмические партитуры второго уровня, без тактовых обозначений, с одновременной равномерной метрической пульсацией. |
|
НАВЫКИ |
Тренировка слухового контроля, восприятия разнообразных ритмических группировок с паузами в партиях правой и левой руки. |
|
|
ТРЕТИЙ МОДУЛЬ |
|
3 |
ЗНАНИЯ |
Тональности с четырьмя ключевыми знаками: ми-мажор, до-диез-минор; ля-бемоль-мажор, фа-минор. |
УМЕНИЯ |
Играть в ансамбле с преподавателем. Пояснение: чтение с листа пьес с четырьмя ключевыми и встречными знаками, где партия ученика записана в двух ключах. |
|
НАВЫКИ |
Тренировка техники чтения нот с листа. |
|
|
ЧЕТВЁРТЫЙ МОДУЛЬ |
|
4 |
ЗНАНИЯ |
Понятие: альбертиевые басы или скрытое трёхголосие. |
УМЕНИЯ |
Читать с листа пьесы/этюды, музыкальные фрагменты из крупной формы на графическое восприятие альбертиевых басов. |
|
НАВЫКИ |
Тренировка графического восприятия нотной записи на опережение движения рук. |