Тематические карты с 1–3 класс программы курса обучения чтению нот с листа "Путь к музицированию с 1–8 класс"

Разделы: Музыка, Дополнительное образование

Классы: 1, 2, 3

Ключевые слова: чтение нот с листа


Тематические карты курса

1.1. Программные требования – 1 класс (первое полугодие)

К концу первого полугодия первого года обучения учащиеся должны знать и уметь:

МОДУЛЬ
БЛОК

ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ

1.1.

ЗНАНИЯ

Понятия: нотный стан, скрипичный ключ, звукоряд на нотном стане и клавиатуре.

Расположение нот на линейках и между линейками в пределах одного нотного стана в скрипичном ключе:
1-й ряд ми-соль-си-ре-фа
2-й ряд ре-фа-ля-до-ми

1.2.

Понятия: повторяющиеся и соседние звуки; скачок вверх, вниз; приём «репетиция».
Варианты движений: восходящее, нисходящее, напоминающие «впадину» или «холмик».

1.1.

УМЕНИЯ

Читать ноты, расположенные в произвольном порядке на нотном стане в пределах первой октавы/на пяти линейках в скрипичном ключе.

1.2.

Читать «Бусы», записанные на одном нотном стане в скрипичном ключе. Анализировать линию движения, проговаривать названия нот, сольфеджировать.

1.1.

НАВЫКИ

Тренировка длительной концентрации внимания; быстрого реагирования.
Развитие нотного глазомера; координации движения рук.

1.2.

Формирование навыка графического восприятия нотной записи по горизонтали.
Тренировка активного внимания.

 

ВТОРОЙ МОДУЛЬ

2

ЗНАНИЯ

Понятия: схема длительностей нот, метр, ритм, внутренняя ритмическая пульсация. Звуковые символы: ТА - четверть, ТИ-ТИ– восьмые.

УМЕНИЯ

Читать ритмические блоки, без тактовых обозначений, со счётом вслух и одновременной равномерной метрической пульсацией.

НАВЫКИ

Тренировка слухового контроля, восприятия ритмических формул с четвертными, восьмыми, половинными. Воспитание чувства внутренней ритмической пульсации.

 

ТРЕТИЙ МОДУЛЬ

3

ЗНАНИЯ

Понятия: остинатный ритм; простейшие ритмические деления в размерах 2/4, 3/4, 4/4 классического направления.

УМЕНИЯ

Играть в ансамбле с преподавателем. Пояснение: партия ученика выполняет функцию ритмического аккомпанемента.

НАВЫКИ

Тренировка приёма игры «вслепую». Снижение зависимости рук от визуального контроля.

 

ЧЕТВЁРТЫЙ МОДУЛЬ

4

ЗНАНИЯ

Расположение нот на пяти линейках и на нижней дополнительной, связующей «до» первой октавы в скрипичном ключе.

УМЕНИЯ

Читать с листа песенки-попевки, записанные на 2, 3, 5 линейках нотного стана, в скрипичном ключе, в одной аппликатурной позиции, отдельно правой рукой.

НАВЫКИ

Практика совместного разбора пьес с использованием метода групповой читки.
Тренировка длительной концентрации внимания и непрерывного мышления.

1.2. Программные требования – 1 класс (второе полугодие)

К концу второго полугодия первого года обучения учащиеся должны знать и уметь:

МОДУЛЬ
БЛОК

ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ

1.1.

ЗНАНИЯ

Понятия: знаки альтерации – диез, бемоль, бекар; встречные знаки;
тон, полутон; энгармонизм, энгармонически равные звуки; басовый ключ.

1.2.

Расположение нот в малой октаве и на верхней дополнительной, связующей «до» первой октавы в басовом ключе.

1.1.

УМЕНИЯ

Читать ноты, расположенные в произвольном порядке на пяти линейках нотного стана в скрипичном ключе со знаками альтерации.

Читать ноты, расположенные в произвольном порядке в малой октаве и на верхней дополнительной, связующей «до» первой октавы в басовом ключе.

1.2.

Читать «Бусы», записанные на двух нотных станах: в скрипичном - в пределах пяти линеек и басовом ключах (малая октава).

1.1.

НАВЫКИ

Тренировка длительной концентрации внимания; быстрого реагирования.
Развитие нотного глазомера; координации движения рук.

1.2.

Формирование навыка графического восприятия нотной записи по горизонтали.
Тренировка активного внимания.

 

ВТОРОЙ МОДУЛЬ

2

ЗНАНИЯ

Понятия: паузы – целая, половинная, четвертная, восьмая.
Сложные ритмические деления: четверть с точкой + восьмая.

УМЕНИЯ

Читать ритмические блоки с паузами, группировкой - четверть с точкой + восьмая, без тактовых обозначений, с одновременной равномерной метрической пульсацией.

НАВЫКИ

Тренировка слухового контроля, восприятия ритмической формулы четверть с точкой + восьмая. Воспитание чувства внутренней ритмической пульсации.

 

ТРЕТИЙ МОДУЛЬ

3

ЗНАНИЯ

Понятия: вольта; темповые обозначения, динамические оттенки. Простейшие ритмические деления в размерах 2/4, 3/4, 4/4 классического направления.

УМЕНИЯ

Играть в ансамбле с преподавателем. Пояснение: партия преподавателя выполняет метроритмическую функцию, партия ученика изложена на двух нотных станах.

НАВЫКИ

Тренировка метода групповой читки с листа, по 2-3-4 ноты, в зависимости от того, как они укладываются в мотивы, такты.

 

ЧЕТВЁРТЫЙ МОДУЛЬ

4

ЗНАНИЯ

Понятия: затакт; ключевые/встречные знаки альтерации; интервалы – секунда, терция; восходящее/нисходящее движение по секундам, терциям.

УМЕНИЯ

Читать пьесы, записанные на двух нотных станах: в скрипичных, скрипичном и басовом ключах, направленных на передачу мелодической линии из рук в руки.
Читать пьесы с ритмической группировкой – четверть с точкой +восьмая.

НАВЫКИ

Практика совместного разбора пьес с использованием метода групповой читки.
Тренировка длительной концентрации внимания и непрерывного мышления.

2.1. Программные требования – 2 класс (первое полугодие)

К концу первого полугодия второго года обучения учащиеся должны знать и уметь:

МОДУЛЬ
БЛОК

ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ

1.1.

ЗНАНИЯ

Понятия: встречные знаки альтерации - дубль-диез, дубль-бемоль; ключевые знаки.

1.2.

Понятия: «кляксы» - секунды, особенности записи на нотном стане; аппликатурные принципы. Ноты 2 октавы в скрипичном ключе. Ноты малой октавы в басовом ключе.

1.1.

УМЕНИЯ

Читать ноты, расположенные в произвольном порядке в пределах нотного стана, включая добавочные линейки, в двух ключах.

1.2.

Читать «Бусы», записанные на двух нотных станах, в скрипичном и басовом ключах (ноты малой октавы), со знаками альтерации.
Читать «Двойные бусы» с секундами, записанными в скрипичном ключе.

1.1.

НАВЫКИ

Тренировка длительной концентрации внимания; быстрого реагирования.
Развитие нотного глазомера; координации движения рук.

1.2.

Формирование навыка графического восприятия нотной записи по горизонтали и вертикали. Тренировка активного внимания.

 

ВТОРОЙ МОДУЛЬ

2

ЗНАНИЯ

Ритмические группировки с шестнадцатыми, характерными для танца «Полька».
Ритмослоги к шестнадцатым длительностям: ти-ри-ти-ри.

УМЕНИЯ

Читать ритмические блоки с шестнадцатыми, без тактовых обозначений, со счётом вслух и одновременной равномерной метрической пульсацией.

НАВЫКИ

Тренировка слухового контроля, восприятие ритмических формул с шестнадцатыми. Воспитание чувства внутренней ритмической пульсации.

 

ТРЕТИЙ МОДУЛЬ

3

ЗНАНИЯ

Понятия: унисон, фразировочные лиги; знак переноса нот на октаву выше.

УМЕНИЯ

Играть в ансамбле с преподавателем. Пояснение: партия ученика записана в унисон на двух нотных станах в скрипичном ключе: пр.р. – 2-3 октавы; лев.р. – 1 октава.

НАВЫКИ

Формирование навыка тактильного восприятия клавиатуры. Отработка приёма игры «вслепую». Практика графического восприятия нотной записи по вертикали.

 

ЧЕТВЁРТЫЙ МОДУЛЬ

4

ЗНАНИЯ

Понятия: ритмические и фразировочные лиги.

УМЕНИЯ

Читать пьесы, записанные на двух нотных станах, в скрипичном и басовом ключах, где партия левой руки построена на одноимённых квинтах, связанных между собой ритмическими лигами.
Читать пьесы с ритмическими группировками, характерными для танца «Полька».

НАВЫКИ

Практика совместного разбора пьес с использованием метода групповой читки.
Тренировка длительной концентрации внимания и непрерывного мышления.

2.2. Программные требования – 2 класс (второе полугодие)

К концу второго полугодия второго года обучения учащиеся должны знать и уметь:

МОДУЛЬ
БЛОК

ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ

1.1.

ЗНАНИЯ

Понятия: ключевые/встречные знаки альтерации; кварто-квинтовый круг.
Ноты второй октавы в скрипичном ключе. Ноты большой октавы в басовом ключе.

1.2.

Основные правила записи ритмических группировок.

1.1.

УМЕНИЯ

Читать ноты, расположенные в произвольном порядке в пределах нотного стана, включая добавочные линейки в двух ключах, со знаками альтерации.

1.2.

Читать «Бусы», записанные на двух нотных станах, в скрипичном и басовом ключах, с ритмической записью, но без тактовых обозначений.
Читать «Двойные бусы» с «кляксами» - секундами, записанными в басовом ключе.

1.1.

НАВЫКИ

Тренировка длительной концентрации внимания; быстрого реагирования.
Развитие нотного глазомера; координации движения рук.

1.2.

Формирование навыка графического восприятия нотной записи по горизонтали и вертикали. Тренировка активного внимания.

 

ВТОРОЙ МОДУЛЬ

2

ЗНАНИЯ

Ритмические группировки с пунктирным ритмом. Музыкальный жанр «Марш».

УМЕНИЯ

Читать ритмические блоки с пунктирным ритмом, без тактовых обозначений, со счётом вслух и одновременной равномерной метрической пульсацией.

НАВЫКИ

Тренировка слухового контроля, восприятия ритмических формул с пунктирным ритмом. Воспитание чувства внутренней ритмической пульсации.

 

ТРЕТИЙ МОДУЛЬ

3

ЗНАНИЯ

Тональности с одним ключевым знаком:
соль-мажор, ми-минор; фа-мажор, ре-минор.

УМЕНИЯ

Играть в ансамбле с преподавателем. Пояснение: чтение пьес, где партия ученика записана в двух ключах, в одноголосном изложении, со встречными знаками.

НАВЫКИ

Тренировка длительной концентрации внимания и непрерывного мышления.
Воспитание чувства внутренней ритмической пульсации.

 

ЧЕТВЁРТЫЙ МОДУЛЬ

4

ЗНАНИЯ

Понятия: форшлаг, «кляксы» - секунды, аппликатурные принципы.

УМЕНИЯ

Читать пьесы с «ловушками»: «кляксами» - секундами, форшлагами, встречными знаками, паузами в двух ключах.
Читать пьесы/этюды с пунктирным ритмом.

НАВЫКИ

Практика совместного разбора пьес с использованием метода групповой читки.
Тренировка графического восприятия нотной записи по вертикали.

3.1. Программные требования – 3 класс (первое полугодие)

К концу первого полугодия третьего года обучения учащиеся должны знать и уметь:

МОДУЛЬ
БЛОК

ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ

1.1.

ЗНАНИЯ

Понятия: кварто-квинтовый круг. Тональности с одним ключевым знаком.

1.2.

Понятия: аккорды, состоящие из 2-3 терций; верхнее/нижнее положение секунд.

1.1.

УМЕНИЯ

Читать ноты, расположенные в произвольном порядке в пределах нотного стана, включая добавочные линейки, с одним ключевым знаком в двух ключах.

1.2.

Читать «Двойные бусы» с терциями, записанными в скрипичном ключе.
Читать «Тройные бусы» на распознание секунд и терций в трезвучиях, записанных в скрипичном ключе.

1.1.

НАВЫКИ

Тренировка длительной концентрации внимания; быстрого реагирования.
Развитие нотного глазомера; координации движения рук.

1.2.

Формирование навыка графического восприятия нотной записи по горизонтали и вертикали. Тренировка активного внимания.

 

ВТОРОЙ МОДУЛЬ

2

ЗНАНИЯ

Понятия: акцент, триоль/дуоль. Ритмические группировки с триольным ритмом.

УМЕНИЯ

Читать ритмические блоки с триольным ритмом, без тактовых обозначений, со счётом вслух и одновременной равномерной метрической пульсацией.

НАВЫКИ

Тренировка слухового контроля, восприятия ритмических формул с триолями, дуолями. Воспитание чувства внутренней ритмической пульсации.

 

ТРЕТИЙ МОДУЛЬ

3

ЗНАНИЯ

Понятия: кварто-квинтовый круг.
Тональности с одним ключевым знаком: соль-мажор, ми-минор; фа-мажор, ре-минор.

УМЕНИЯ

Играть в ансамбле с преподавателем. Пояснение: чтение пьес с одним ключевым знаком, где партия ученика записана в двух ключах.

НАВЫКИ

Развитие техники чтения на основе графического восприятия нотного текста.
Воспитание чувства внутренней ритмической пульсации.

 

ЧЕТВЁРТЫЙ МОДУЛЬ

4

ЗНАНИЯ

Понятия: «шахматный» принцип записи параллельных терций в мелодическом, гармоническом изложениях. Направление штилей в двухголосной записи параллельных терций.

УМЕНИЯ

Читать с листа пьесы/этюды на графическое восприятие параллельных терций в гармоническом/мелодическом изложениях.
Читать пьесы/этюды с триольным ритмом.

НАВЫКИ

Практика совместного «эскизного» анализа музыкальных текстов. Развитие нотного глазомера. Тренировка тактильного восприятия клавиатуры.

3.2. Программные требования – 3 класс (второе полугодие)

К концу второго полугодия третьего года обучения учащиеся должны знать и уметь:

МОДУЛЬ
БЛОК

ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ

1.1.

ЗНАНИЯ

Расположение нот на линейках и между линейками в пределах первой-малой-большой октав в басовом ключе, движение сверху вниз
1-й ряд до-ля-фа-ре-си-соль-ми-до
2-й ряд си-соль-ми-до-ля-фа-ре-си

1.2.

Понятия: аккорды, состоящие из четырёх терций; арпеджио с поочерёдным переносом рук; септаккорд; мажорный/минорный нонаккорд.

1.1.

УМЕНИЯ

Читать ноты, расположенные в произвольном порядке в пределах нотного стана, включая добавочные линейки, с одним ключ. и встречными знаками в двух ключах.

1.2.

Читать «Двойные бусы» с терциями, записанными в басовом ключе.
Читать «Тройные бусы» на распознание секунд и терций в трезвучиях, записанных в басовом ключе.

1.1.

НАВЫКИ

Тренировка длительной концентрации внимания; быстрого реагирования.
Развитие нотного глазомера; координации движения рук.

1.2.

Формирование навыка графического восприятия нотной записи по горизонтали и вертикали. Тренировка активного внимания.

 

ВТОРОЙ МОДУЛЬ

2

ЗНАНИЯ

Ритмические группировки с синкопированным ритмом.

УМЕНИЯ

Читать ритмические блоки с синкопированным ритмом, без тактовых обозначений, со счётом вслух и одновременной равномерной метрической пульсацией.

НАВЫКИ

Тренировка слухового контроля, восприятия ритмических формул с синкопирован. ритмом. Воспитание чувства внутренней ритмической пульсации.

 

ТРЕТИЙ МОДУЛЬ

3

ЗНАНИЯ

Тональности с одним ключевым знаком: соль-мажор, ми-минор; фа-мажор, ре-минор.

УМЕНИЯ

Играть в ансамбле с преподавателем. Пояснение: чтение с листа пьес с одним ключевым и встречными знаками, где партия ученика записана в двух ключах.

НАВЫКИ

Тренировка метода групповой читки с листа. Воспитание чувства внутренней ритмической пульсации, восприятия ритмических формул. Активизация слуха.

 

ЧЕТВЁРТЫЙ МОДУЛЬ

4

ЗНАНИЯ

Понятия: внутритактовая/междутактовая синкопа. Ритмические особенности танца «Краковяк».

УМЕНИЯ

Читать с листа пьесы/этюды с синкопированным ритмом; на графическое восприятие трезвучий, расположенных по терциям;
трезвучий с секундами в нижнем/верхнем положении в двух ключах

НАВЫКИ

Практика совместного разбора пьес с использованием метода групповой читки. Тренировка длительной концентрации внимания и непрерывного мышления.