Тематические карты курса
1.1. Программные требования – 1 класс (первое полугодие)
К концу первого полугодия первого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
МОДУЛЬ БЛОК |
ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ |
|
1.1. |
ЗНАНИЯ |
Понятия: нотный стан, скрипичный ключ, звукоряд на нотном стане и клавиатуре. |
Расположение нот на линейках и между линейками в пределах одного нотного стана в скрипичном ключе: |
||
1.2. |
Понятия: повторяющиеся и соседние звуки; скачок вверх, вниз; приём «репетиция». |
|
1.1. |
УМЕНИЯ |
Читать ноты, расположенные в произвольном порядке на нотном стане в пределах первой октавы/на пяти линейках в скрипичном ключе. |
1.2. |
Читать «Бусы», записанные на одном нотном стане в скрипичном ключе. Анализировать линию движения, проговаривать названия нот, сольфеджировать. |
|
1.1. |
НАВЫКИ |
Тренировка длительной концентрации внимания; быстрого реагирования. |
1.2. |
Формирование навыка графического восприятия нотной записи по горизонтали. |
|
|
ВТОРОЙ МОДУЛЬ |
|
2 |
ЗНАНИЯ |
Понятия: схема длительностей нот, метр, ритм, внутренняя ритмическая пульсация. Звуковые символы: ТА - четверть, ТИ-ТИ– восьмые. |
УМЕНИЯ |
Читать ритмические блоки, без тактовых обозначений, со счётом вслух и одновременной равномерной метрической пульсацией. |
|
НАВЫКИ |
Тренировка слухового контроля, восприятия ритмических формул с четвертными, восьмыми, половинными. Воспитание чувства внутренней ритмической пульсации. |
|
|
ТРЕТИЙ МОДУЛЬ |
|
3 |
ЗНАНИЯ |
Понятия: остинатный ритм; простейшие ритмические деления в размерах 2/4, 3/4, 4/4 классического направления. |
УМЕНИЯ |
Играть в ансамбле с преподавателем. Пояснение: партия ученика выполняет функцию ритмического аккомпанемента. |
|
НАВЫКИ |
Тренировка приёма игры «вслепую». Снижение зависимости рук от визуального контроля. |
|
|
ЧЕТВЁРТЫЙ МОДУЛЬ |
|
4 |
ЗНАНИЯ |
Расположение нот на пяти линейках и на нижней дополнительной, связующей «до» первой октавы в скрипичном ключе. |
УМЕНИЯ |
Читать с листа песенки-попевки, записанные на 2, 3, 5 линейках нотного стана, в скрипичном ключе, в одной аппликатурной позиции, отдельно правой рукой. |
|
НАВЫКИ |
Практика совместного разбора пьес с использованием метода групповой читки. |
1.2. Программные требования – 1 класс (второе полугодие)
К концу второго полугодия первого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
МОДУЛЬ БЛОК |
ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ |
|
1.1. |
ЗНАНИЯ |
Понятия: знаки альтерации – диез, бемоль, бекар; встречные знаки; |
1.2. |
Расположение нот в малой октаве и на верхней дополнительной, связующей «до» первой октавы в басовом ключе. |
|
1.1. |
УМЕНИЯ |
Читать ноты, расположенные в произвольном порядке на пяти линейках нотного стана в скрипичном ключе со знаками альтерации. |
Читать ноты, расположенные в произвольном порядке в малой октаве и на верхней дополнительной, связующей «до» первой октавы в басовом ключе. |
||
1.2. |
Читать «Бусы», записанные на двух нотных станах: в скрипичном - в пределах пяти линеек и басовом ключах (малая октава). |
|
1.1. |
НАВЫКИ |
Тренировка длительной концентрации внимания; быстрого реагирования. |
1.2. |
Формирование навыка графического восприятия нотной записи по горизонтали. |
|
|
ВТОРОЙ МОДУЛЬ |
|
2 |
ЗНАНИЯ |
Понятия: паузы – целая, половинная, четвертная, восьмая. |
УМЕНИЯ |
Читать ритмические блоки с паузами, группировкой - четверть с точкой + восьмая, без тактовых обозначений, с одновременной равномерной метрической пульсацией. |
|
НАВЫКИ |
Тренировка слухового контроля, восприятия ритмической формулы четверть с точкой + восьмая. Воспитание чувства внутренней ритмической пульсации. |
|
|
ТРЕТИЙ МОДУЛЬ |
|
3 |
ЗНАНИЯ |
Понятия: вольта; темповые обозначения, динамические оттенки. Простейшие ритмические деления в размерах 2/4, 3/4, 4/4 классического направления. |
УМЕНИЯ |
Играть в ансамбле с преподавателем. Пояснение: партия преподавателя выполняет метроритмическую функцию, партия ученика изложена на двух нотных станах. |
|
НАВЫКИ |
Тренировка метода групповой читки с листа, по 2-3-4 ноты, в зависимости от того, как они укладываются в мотивы, такты. |
|
|
ЧЕТВЁРТЫЙ МОДУЛЬ |
|
4 |
ЗНАНИЯ |
Понятия: затакт; ключевые/встречные знаки альтерации; интервалы – секунда, терция; восходящее/нисходящее движение по секундам, терциям. |
УМЕНИЯ |
Читать пьесы, записанные на двух нотных станах: в скрипичных, скрипичном и басовом ключах, направленных на передачу мелодической линии из рук в руки. |
|
НАВЫКИ |
Практика совместного разбора пьес с использованием метода групповой читки. |
2.1. Программные требования – 2 класс (первое полугодие)
К концу первого полугодия второго года обучения учащиеся должны знать и уметь:
МОДУЛЬ БЛОК |
ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ |
|
1.1. |
ЗНАНИЯ |
Понятия: встречные знаки альтерации - дубль-диез, дубль-бемоль; ключевые знаки. |
1.2. |
Понятия: «кляксы» - секунды, особенности записи на нотном стане; аппликатурные принципы. Ноты 2 октавы в скрипичном ключе. Ноты малой октавы в басовом ключе. |
|
1.1. |
УМЕНИЯ |
Читать ноты, расположенные в произвольном порядке в пределах нотного стана, включая добавочные линейки, в двух ключах. |
1.2. |
Читать «Бусы», записанные на двух нотных станах, в скрипичном и басовом ключах (ноты малой октавы), со знаками альтерации. |
|
1.1. |
НАВЫКИ |
Тренировка длительной концентрации внимания; быстрого реагирования. |
1.2. |
Формирование навыка графического восприятия нотной записи по горизонтали и вертикали. Тренировка активного внимания. |
|
|
ВТОРОЙ МОДУЛЬ |
|
2 |
ЗНАНИЯ |
Ритмические группировки с шестнадцатыми, характерными для танца «Полька». |
УМЕНИЯ |
Читать ритмические блоки с шестнадцатыми, без тактовых обозначений, со счётом вслух и одновременной равномерной метрической пульсацией. |
|
НАВЫКИ |
Тренировка слухового контроля, восприятие ритмических формул с шестнадцатыми. Воспитание чувства внутренней ритмической пульсации. |
|
|
ТРЕТИЙ МОДУЛЬ |
|
3 |
ЗНАНИЯ |
Понятия: унисон, фразировочные лиги; знак переноса нот на октаву выше. |
УМЕНИЯ |
Играть в ансамбле с преподавателем. Пояснение: партия ученика записана в унисон на двух нотных станах в скрипичном ключе: пр.р. – 2-3 октавы; лев.р. – 1 октава. |
|
НАВЫКИ |
Формирование навыка тактильного восприятия клавиатуры. Отработка приёма игры «вслепую». Практика графического восприятия нотной записи по вертикали. |
|
|
ЧЕТВЁРТЫЙ МОДУЛЬ |
|
4 |
ЗНАНИЯ |
Понятия: ритмические и фразировочные лиги. |
УМЕНИЯ |
Читать пьесы, записанные на двух нотных станах, в скрипичном и басовом ключах, где партия левой руки построена на одноимённых квинтах, связанных между собой ритмическими лигами. |
|
НАВЫКИ |
Практика совместного разбора пьес с использованием метода групповой читки. |
2.2. Программные требования – 2 класс (второе полугодие)
К концу второго полугодия второго года обучения учащиеся должны знать и уметь:
МОДУЛЬ БЛОК |
ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ |
|
1.1. |
ЗНАНИЯ |
Понятия: ключевые/встречные знаки альтерации; кварто-квинтовый круг. |
1.2. |
Основные правила записи ритмических группировок. |
|
1.1. |
УМЕНИЯ |
Читать ноты, расположенные в произвольном порядке в пределах нотного стана, включая добавочные линейки в двух ключах, со знаками альтерации. |
1.2. |
Читать «Бусы», записанные на двух нотных станах, в скрипичном и басовом ключах, с ритмической записью, но без тактовых обозначений. |
|
1.1. |
НАВЫКИ |
Тренировка длительной концентрации внимания; быстрого реагирования. |
1.2. |
Формирование навыка графического восприятия нотной записи по горизонтали и вертикали. Тренировка активного внимания. |
|
|
ВТОРОЙ МОДУЛЬ |
|
2 |
ЗНАНИЯ |
Ритмические группировки с пунктирным ритмом. Музыкальный жанр «Марш». |
УМЕНИЯ |
Читать ритмические блоки с пунктирным ритмом, без тактовых обозначений, со счётом вслух и одновременной равномерной метрической пульсацией. |
|
НАВЫКИ |
Тренировка слухового контроля, восприятия ритмических формул с пунктирным ритмом. Воспитание чувства внутренней ритмической пульсации. |
|
|
ТРЕТИЙ МОДУЛЬ |
|
3 |
ЗНАНИЯ |
Тональности с одним ключевым знаком: |
УМЕНИЯ |
Играть в ансамбле с преподавателем. Пояснение: чтение пьес, где партия ученика записана в двух ключах, в одноголосном изложении, со встречными знаками. |
|
НАВЫКИ |
Тренировка длительной концентрации внимания и непрерывного мышления. |
|
|
ЧЕТВЁРТЫЙ МОДУЛЬ |
|
4 |
ЗНАНИЯ |
Понятия: форшлаг, «кляксы» - секунды, аппликатурные принципы. |
УМЕНИЯ |
Читать пьесы с «ловушками»: «кляксами» - секундами, форшлагами, встречными знаками, паузами в двух ключах. |
|
НАВЫКИ |
Практика совместного разбора пьес с использованием метода групповой читки. |
3.1. Программные требования – 3 класс (первое полугодие)
К концу первого полугодия третьего года обучения учащиеся должны знать и уметь:
МОДУЛЬ БЛОК |
ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ |
|
1.1. |
ЗНАНИЯ |
Понятия: кварто-квинтовый круг. Тональности с одним ключевым знаком. |
1.2. |
Понятия: аккорды, состоящие из 2-3 терций; верхнее/нижнее положение секунд. |
|
1.1. |
УМЕНИЯ |
Читать ноты, расположенные в произвольном порядке в пределах нотного стана, включая добавочные линейки, с одним ключевым знаком в двух ключах. |
1.2. |
Читать «Двойные бусы» с терциями, записанными в скрипичном ключе. |
|
1.1. |
НАВЫКИ |
Тренировка длительной концентрации внимания; быстрого реагирования. |
1.2. |
Формирование навыка графического восприятия нотной записи по горизонтали и вертикали. Тренировка активного внимания. |
|
|
ВТОРОЙ МОДУЛЬ |
|
2 |
ЗНАНИЯ |
Понятия: акцент, триоль/дуоль. Ритмические группировки с триольным ритмом. |
УМЕНИЯ |
Читать ритмические блоки с триольным ритмом, без тактовых обозначений, со счётом вслух и одновременной равномерной метрической пульсацией. |
|
НАВЫКИ |
Тренировка слухового контроля, восприятия ритмических формул с триолями, дуолями. Воспитание чувства внутренней ритмической пульсации. |
|
|
ТРЕТИЙ МОДУЛЬ |
|
3 |
ЗНАНИЯ |
Понятия: кварто-квинтовый круг. |
УМЕНИЯ |
Играть в ансамбле с преподавателем. Пояснение: чтение пьес с одним ключевым знаком, где партия ученика записана в двух ключах. |
|
НАВЫКИ |
Развитие техники чтения на основе графического восприятия нотного текста. |
|
|
ЧЕТВЁРТЫЙ МОДУЛЬ |
|
4 |
ЗНАНИЯ |
Понятия: «шахматный» принцип записи параллельных терций в мелодическом, гармоническом изложениях. Направление штилей в двухголосной записи параллельных терций. |
УМЕНИЯ |
Читать с листа пьесы/этюды на графическое восприятие параллельных терций в гармоническом/мелодическом изложениях. |
|
НАВЫКИ |
Практика совместного «эскизного» анализа музыкальных текстов. Развитие нотного глазомера. Тренировка тактильного восприятия клавиатуры. |
3.2. Программные требования – 3 класс (второе полугодие)
К концу второго полугодия третьего года обучения учащиеся должны знать и уметь:
МОДУЛЬ БЛОК |
ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ |
|
1.1. |
ЗНАНИЯ |
Расположение нот на линейках и между линейками в пределах первой-малой-большой октав в басовом ключе, движение сверху вниз |
1.2. |
Понятия: аккорды, состоящие из четырёх терций; арпеджио с поочерёдным переносом рук; септаккорд; мажорный/минорный нонаккорд. |
|
1.1. |
УМЕНИЯ |
Читать ноты, расположенные в произвольном порядке в пределах нотного стана, включая добавочные линейки, с одним ключ. и встречными знаками в двух ключах. |
1.2. |
Читать «Двойные бусы» с терциями, записанными в басовом ключе. |
|
1.1. |
НАВЫКИ |
Тренировка длительной концентрации внимания; быстрого реагирования. |
1.2. |
Формирование навыка графического восприятия нотной записи по горизонтали и вертикали. Тренировка активного внимания. |
|
|
ВТОРОЙ МОДУЛЬ |
|
2 |
ЗНАНИЯ |
Ритмические группировки с синкопированным ритмом. |
УМЕНИЯ |
Читать ритмические блоки с синкопированным ритмом, без тактовых обозначений, со счётом вслух и одновременной равномерной метрической пульсацией. |
|
НАВЫКИ |
Тренировка слухового контроля, восприятия ритмических формул с синкопирован. ритмом. Воспитание чувства внутренней ритмической пульсации. |
|
|
ТРЕТИЙ МОДУЛЬ |
|
3 |
ЗНАНИЯ |
Тональности с одним ключевым знаком: соль-мажор, ми-минор; фа-мажор, ре-минор. |
УМЕНИЯ |
Играть в ансамбле с преподавателем. Пояснение: чтение с листа пьес с одним ключевым и встречными знаками, где партия ученика записана в двух ключах. |
|
НАВЫКИ |
Тренировка метода групповой читки с листа. Воспитание чувства внутренней ритмической пульсации, восприятия ритмических формул. Активизация слуха. |
|
|
ЧЕТВЁРТЫЙ МОДУЛЬ |
|
4 |
ЗНАНИЯ |
Понятия: внутритактовая/междутактовая синкопа. Ритмические особенности танца «Краковяк». |
УМЕНИЯ |
Читать с листа пьесы/этюды с синкопированным ритмом; на графическое восприятие трезвучий, расположенных по терциям; |
|
НАВЫКИ |
Практика совместного разбора пьес с использованием метода групповой читки. Тренировка длительной концентрации внимания и непрерывного мышления. |