Программа внеурочной деятельности по английскому языку «В гостях у сказки». 4-е классы

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа, Дополнительное образование

Класс: 4

Ключевые слова: английский язык


Пояснительная записка

Одним из приоритетных направлений Концепции развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года является создание условий для повышения эффективности системы воспитания и социализации обучающихся. Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки» обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Стандарт нового поколения ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся, следовательно, каждое государственное образовательное учреждение должно обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников, выявлять и развивать способности обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека возрастает удельный вес внеурочной деятельности, так как ученик выбирает, чем будет заниматься исходя из своих интересов, мотивов.

Для этого ФГОС ООО предлагает разнообразные формы организации внеурочной деятельности, учитывая особенности каждой ступени образования. На начальной ступени обучения иностранному языку происходит интенсивное накопление языковых средств для решения широкого круга коммуникативных задач. Психологи характеризуют младший школьный возраст как сензитивный и считают благоприятным для формирования познавательного интереса.

Проект программы внеурочной деятельности «В гостях у сказки» разработан в формате литературно-драматического театра. Актуальность данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одной из главных задач новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Данная программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал, она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, утвержденный 29.12.2012
  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»
  • Приказы Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 и от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденного приказом Министерства от 6 октября 2009 года № 373».
  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 “Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса” (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9;
  • Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”.
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 “О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования” в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
  • О недопустимости перегрузок учащихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999).
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.)
  • Концепция развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2020 года.
  • Концепция развития дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года.
  • Основная образовательная программа МБОУ МО г.Нягань «НОШ №9» на 2015-2019 гг.

Актуальность данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

Данная программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал, она позволяет устранить  противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Программа учитывает особенности ступени образования, для которой он разработан: курс предназначен для учащихся 4-х классов и рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.

Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.

Данная программа позволяет объединить учащихся в процессе коллективной творческой деятельности, направленной на достижение единой цели, воспитывать у ребят ответственность за порученный участок работы, и, что очень важно, дает возможность обучения на конкретных делах, дает зримой, общественно значимый результат. Кроме пополнения словарного запаса по предмету, развития коммуникативных компетенций дети получают навык коллективного труда, решения как организационных, технических, так и творческих, художественных задач, что пригодится в дальнейшем в любой сфере деятельности.

Содержательная часть кружка «В гостях у сказки» учитывает требования основной образовательной программы НОО и строится на книгах по чтению «Златовласка и три медведя» и «Оловянный солдатик», которые являются составной частью учебно-методического комплекта серии «Английский в фокусе» для 3-4 классов.

Так как, по мнению психологов, мотивация к изучению иностранного языка высока первые два года изучения, а далее её нужно поддерживать разнообразными методами и способами.

Основная цель внеурочной деятельности «В гостях у сказки» - поддержание познавательного интереса, повышение мотивации учащихся к изучению английского языка и всестороннее развитие личности каждого ученика.

Задачи:

образовательные:

  • расширять словарный запас учащихся по английскому языку;
  • учить использовать новые слова в речи, узнавать в тексте;
  • закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи;
  • познакомить с новыми и закрепить изученные грамматические структуры; научиться применять их в речи;
  • совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
  • учить подбирать простейшие рифмы на английском языке;
  • способствовать повышению читательской грамотности.

развивающие:

  • совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами;
  • активизировать ассоциативное и образное мышление;
  • создавать условия для всестороннего развития личности ученика;
  • развивать творческие способности и эстетический вкус, самостоятельность.

воспитательные:

  • воспитывать культуру поведения в библиотеке, театре;
  • воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками;
  • воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к книгам, декорациям, реквизиту, костюмам;
  • воспитывать уважение и любовь к своему отечеству и к культуре и жителям стран изучаемого языка.

Основные принципы программы

  • Включение учащихся в активную интеллектуальную и творческую деятельность.
  • Доступность и наглядность.
  • Связь теории с практикой.
  • Учёт возрастных особенностей.
  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
  • Привлечение социальных партнёров: библиотека, театр, другие школы города.

Для решения поставленных задач и реализации программы необходимо:

  • Подготовить учебно-методическую и материально-техническую базу для проведения занятий.
  • Составить перспективный план занятий на учебный год.
  • Провести подготовительную работу с учащимися: задание для самостоятельной работы на лето - прочесть английские народные сказки на русском языке. Завести дневник чтения, в который записывать понравившиеся высказывания, словосочетания.
  • Договориться с городской детской библиотекой об организации и проведении занятия по английскому фольклору.
  • Познакомиться с репертуарным планом Няганского театра на 2018-2019 годы, договориться о коллективном посещении подходящего по возрасту спектакля. Рассмотреть возможность аренды костюмов на представления.
  • Выступить в школах г. Нягани с показательным представлением перед учащимися 2-5 классов.

Ожидаемые результаты освоения программы

Личностные результаты обучения

  • поддерживать мотивацию к изучению английского языка и стремиться к самосовершенствованию в данной области, осознать возможности самореализации средствами иностранного языка и стремиться к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
  • уметь самостоятельно мотивировать внеклассную деятельность;
  • уметь работать индивидуально, в группе;
  • реализовывать себя как субъект, способный к творческому изменению, самосозиданию.

Метапредметные результаты:

  • работать с различными видами информации;
  • владеть приемами публичного выступления, уметь презентовать свою деятельность и свои результаты,
  • активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • совершенствовать исследовательские умения, включая навыки работы с информацией (поиск и выделение нужной информации, ее обобщение и фиксация);
  • освоить способы работы с литературными текстами;
  • приобрести умения смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
  • уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
  • быть способным к индивидуальной учебной работе, а также при сотрудничестве в парах или группах моделировать и регулировать процессы взаимодействия;
  • владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения программы по иностранному языку отражают достижение уровня владения иностранным языком, позволяющего учащимся изъясняться в устной и письменной формах; использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях, владение иностранным языком как одним из средств формирования учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных областях.

Реализация данной программы предусматривает развитие образовательной среды школы: использование, пополнение фонда учебной литературы школьной библиотеки, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, ресурсы сети Интернет, электронные презентации.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • рабочая программа по внеурочной деятельности, составленная с учетом требований ФГОС ООО, для 4 класса
  • книги для чтения «Златовласка и три медведя» и «Оловянный солдатик»
  • англо-русские и русско-английские словари
  • ресурсы Интернета
  • видео и аудио ресурсы
  • компьютер или ноутбук
  • колонки
  • интерактивная доска
  • классная доска и мел.

Программа предусматривает использование современных учебных материалов: работа с интерактивной доской, применение цифровых образовательных ресурсов.

Методы и технологии обучения

Программа внеурочной деятельности предусматривает использование современных образовательных технологий.

В основе занятий лежит коммуникативный и системно-деятельностный подходы к обучению, используются следующие методы и технологии:

  • коммуникативный метод
  • словесно-наглядные методы
  • метод активного диалога
  • метод обучения в сотрудничестве
  • методы контроля и самоконтроля
  • метод моделирования высказываний
  • проблемная методика

и приёмы:

  • приём визуализации
  • языковая догадка
  • мозговой штурм
  • приём актуализации знаний

Личностно-ориентированные технологии

Игровые технологии

Технология развития критического мышления

ИКТ технологии

Здоровьесберегающие технологии - смена видов речевой деятельности, чередование видов активности (интеллектуальной, эмоциональной, двигательной)

Формы проведения занятий по программе

  • Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве).
  • Самостоятельная работа.
  • Работа в парах.
  • Коллективные обсуждения и дискуссии.
  • Групповая работа над проектами.

Проведение занятий предполагается в виде комбинированной формы традиционного урока (развитие навыков чтения, аудирования, лексико-грамматических навыков) и нетрадиционного урока – ролевой игры, викторины, исследовательской деятельности, проекта, инсценирования.

Использование оценочных средств для диагностики освоения планируемых результатов программы

Контроль усвоения материала курса осуществляется в форме викторины, презентации проекта после изучения темы и раз в полугодие по закреплению лексико-грамматических навыков. Формы контроля разнообразны: инсценирование диалогов, лексические и грамматические игры, разгадывание кроссвордов, заполнение различных бланков, аудирование текстов и выполнение заданий к ним, тесты, участие в дистанционных викторинах и мини-проектах (составление макета брошюры).

В ходе реализации программы привлекаются социальные партнёры: Городская детская библиотека № 2, городской Театр юного зрителя, школы города.

Перспективный план занятий на учебный год

№ п/п

Тема занятия

Формы работы

Примечание

1

Введение в курс.
Обсуждение летнего домашнего задания

Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве)

Презентация

2

Английский фольклор

Знакомство с историей и формированием английского фольклора.
Работа в парах.
Коллективные обсуждения и дискуссии

Ответить дистанционно на вопросы викторины по теме

3

Легенды и мифы

Знакомство с известными легендами и мифами английского фольклора.
Групповая работа над проектом

Презентация

4

Легенда о короле Артуре, Тристан и Изольда

Презентация мини-проектов учащихся

Презентация

5

Путешествие в увлекательный мир английского фольклора

Самостоятельная работа.
Коллективные обсуждения и дискуссии

Посещение библиотеки

6

Сказки на английском языке зарубежных авторов

Викторина, дискуссия

Презентация

7

Чтение сказки «Оловянный солдатик»

Обсуждение прочитанного, ответы на вопросы.
Самостоятельная работа.
Работа в парах

Провести конкурс рисунков понравившегося персонажа

8

Чтение сказки «Оловянный солдатик»

9

Мультфильм «Оловянный солдатик»

просмотр мультфильма на англ. языке, выполнение заданий по просмотренному

Презентация

10

Изучаем сценарий пьесы, распределяем роли

чтение сценария пьесы, перевод текста, распределение ролей

Презентация

11

Лексические игры по произведению

закрепляем лексику через игры, упражнения

Лексические игры.

12

Основы театральной культуры

посещение театра

Презентация

13

Готовим костюмы и декорации. Репетиция

работа над интонацией, ритмом, произношением
Групповые занятия под руководством учителя
Групповая работа над проектами

Презентация

14

Готовим костюмы и декорации. Репетиция

Презентация

15

Генеральная репетиция

Групповые занятия под руководством учителя

Презентация

16

Инсценировка пьесы «Оловянный солдатик» перед учащимися нашей школы и родителями

Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве)

Презентация

17

Чтение сказки «Златовласка и три медведя»

Обсуждение прочитанного, ответы на вопросы.
Коллективные обсуждения и дискуссии.
Групповая работа над проектами

Провести конкурс рисунков понравившегося персонажа из книги

18

Чтение сказки «Златовласка и три медведя»

19

Мультфильм «Златовласка и три медведя»

просмотр мультфильма на англ. языке, выполнение заданий по просмотренному
Групповая работа над проектами

Мультфильм

20

Изучаем сценарий пьесы, распределяем роли

чтение сценария пьесы, перевод текста, распределение ролей
Групповые занятия под руководством учителя

Презентация

21

Лексические игры по произведению

закрепляем лексику через игры, упражнения
Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве).
Самостоятельная работа.
Работа в парах

Лексические игры.

22

Грамматический десант в гостях у сказки

закрепление грамматических структур и времен, используемых в произведении
Самостоятельная работа.
Групповая работа над проектами.

Презентация

24

Готовим костюмы и декорации. Репетиция

работа над интонацией, ритмом, произношением
Групповые занятия под руководством учителя
Групповая работа над проектами

Презентация

25

Готовим костюмы и декорации. Репетиция

Презентация

26

Репетиция

работа над пластикой, движениями, умением двигаться под музыку
Групповые занятия под руководством учителя
Групповая работа над проектами

 

27

Репетиция

 

28

Репетиция

Групповые занятия под руководством учителя

 

29

Генеральная репетиция

Групповые занятия под руководством учителя

 

30

Инсценировка пьесы «Златовласка и три медведя» перед учащимся школы

Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве).
Самостоятельная работа

 

31

Инсценировка пьесы «Златовласка и три медведя» перед родителями

Групповые занятия под руководством учителя

 

32

Инсценировка пьесы «Златовласка и три медведя» в НОШ №11

Групповые занятия под руководством учителя

 

33

Инсценировка пьесы в СОШ №6

Групповые занятия под руководством учителя

 

34

Итоговое занятие

Дискуссия, обмен впечатлениями, анкетирование

 

Заключительным этапом работы кружка планируется:

  • провести анкетирование среди учащихся и родителей с целью выявления результативности работы кружка;
  • провести опрос учащихся с целью самооценки их деятельности;
  • устроить фото отчёт для школьного сайта (подготовка к выступлению, эпизоды самого спектакля).

Используемая литература и другие источники

1. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования: Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 // Управление начальной школой.- 2011. - №8. - С.60-69

2. Степанов, Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов /Е.Н.Степанов // Завуч начальной школы. - 2011.-№6.-С.36-48

3. http://www.vgf.ru/tabid/190/Default.aspx

4. Проектная методика обучения английскому языку/ И.А.Зимняя, Т.Е.Сахарова. // Иностр. яз. в шк. – 1991,– № 3. – С. 9-15.

5. Минаева, И.Б. Мотивация – успеха - необходимое условие овладения иностранным языком./ И.Б.Минаева// Иностр. яз. шк.-2009,-№2.-С.42-45.

6. http://worldofteacher.com/3376-399.html

7. http://www.myshared.ru/slide/259670/

8. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с.