В современном мире все больше растет важность информации, и одним из ее передатчиков является сайт. Сегодня сайт - это визитная карточка любой организации, не исключение и образовательные организации. Сейчас у каждой школы есть свой сайт, у многих учителей есть свой персональный сайт. В связи со сложившейся сейчас эпидемиологической ситуацией, роль сайтов особенно возросла. Очень многое теперь переносят в online формат.
От Творческого союза учителей Красноярского края поступил заказ по разработке сайта с целью поддержания краевой дистанционной интеллектуальной игры «Интеллектуальный кРОсс».
В статье Н.В.Бужинской сайт определен как совокупность связанных гиперссылками страниц, объединенную одной общей темой, дизайном, системой навигации, расположенную в Интернете под определённым адресом [2]. А.Г.Бабаев дает следующее определение сайта – это «структурированная информационная единица всемирной паутины, которая может содержать как одну, так и огромное число страниц» [1].
В ходе работы над заказом Творческого союза учителей, нами была выделена проблема недостаточности инфоромации об основных правилах и принципах создания сайта для интеллектуальных игр. Для решения возникшей проблемы было решено провести исследование. В ходе исследования проанализированы некоторые сайты, а именно: Почемучка, «Чудо-юдо», Pedsovet.su, Logiclike, все эти сайты содержат учебные (интеллектуальные) игры для младших школьников, на основе анализа этих сайтов были выделены: структура, основные характеристики сайтов и принципы создания, с целью разработки собственного сайта для реализации заказа Творческого союза учителей.
Нужно помнить, что каждый сайт создается с какой-то определенной целью. Создание сайта является необходимым условием для эффективного взаимодействия пользователей. Но, прежде всего, сайты нужны для передачи определенной информации пользователю сети. В первую очередь каждый сайт имеет свою структуру, основной принцип ее создания – это удобство, меню должно быть доступным и простым, так что бы зашедший на сайт школьник, мог легко ориентироваться по сайту. Так же каждая страница должна быть структурирована, учащийся должен легко понимать что, где и для чего находиться. В структуре любого сайта должна быть обратная связь, чтобы поделиться мнениями или иметь возможность сообщить о возникшей проблеме с работой сайта. Кроме структуры, сайт имеет свои характеристики. В ходе исследования нами были выделены основные характеристики сайта: содержание, дизайн и функционал. Содержание сайта должно быть доступным для его посетителей, если сайт для младших школьников, то и информация должна быть рассчитана именно на эту возрастную категорию. А так же должна быть достоверной и полезной, любая информация, размещенная на сайте должна соответствовать его назначению. Именно поэтому еще одна характеристика это функционал сайта. Если сайт создан для поддержки интеллектуальной игры, то его функции должны носить лишь информационный и интерактивный характер, касающийся именно этой игры. Еще одной характеристикой является дизайн сайта. Важно помнить, что сайт должен быть выдержан в одном стиле, слишком большие различия в страницах сайта, могу привести к раздражению зрительных рецепторов и потере концентрации внимания на основном содержании сайта.
Кроме основных правил создания сайта, нужно учитывать и некоторые педагогические принципы. Под ;принципом мыпонимаем первоначально руководящие идеи, основные правила поведения; логическое начало какой-либо системы деятельности; основные требования, предъявляемые к чему-либо. Понятие педагогический принцип мы понимаем, как основные идеи, следование которым помогает лучшим образом достичь поставленных педагогических целей.
В ходе исследования нами были выделены некоторые принципы, необходимые для создания сайта в поддержку интеллектуальной игры.
Первый принцип: принцип наглядности. На каждом сайте должен быть наглядный материал, это может быть как целая страница или раздел (фотогалерея, презентации, галерея, мультики и т.п.), так и фото или иллюстрации к текстовым публикациям.
Второй принцип: принцип интерактивности. Сайт должен иметь формат, который предоставляет возможность в режиме реального времени поучаствовать во взаимодействии как с интернет формами (прохождение игр и викторин с виртуальным разумом), так и с другими посетителями через формы обратной связи.
Третий принцип: принцип связи теоретического обучения с практической деятельностью. На сайте, предназначенном для поддержания интеллектуальной игры, должен быть как теоретический материал (литература, аудио книги) для ознакомления с этапами и правилами игры или для подготовки к ней, так и практический (конкурсы, игры) для подготовки к данной игре.
Четвертый принцип: принцип доступности. Сайт должен быть рассчитан на возрастную категорию, если сайт создается для младшего школьного возраста, то страницы должны иметь названия понятные ученику, материал, расположенный на страницах должен быть написан понятным для него языком. К каждому материалу должна быть инструкция (для чего и как это делать).
Изучив все необходимые нам материалы, мы нашли ответы на свои вопросы, и перешли к созданию собственного макета сайта для поддержки интеллектуальной игры. В модель сайта мы вложили все вышеописанные принципы. Первый принцип, представлен на главной странице и странице под названием «Выставка моделей» (рис. 1. и рис. 2.). Второй принцип на сайте можно увидеть в представленной форме обратной связи (рис. 3.). Третий и четвертый принцип можно увидеть в содержании каждой страницы сайта.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Так как сайт разрабатывался не только как информативный, но и как интерактивный, на страницах сайта представлена не только информация об игре, но и приемы подготовки к ее этапам. Разработанная игра «Интеллектуальный кРОсс» состоит из нескольких этапов, и для каждого из них была выделена страница с материалами для подготовки. Здесь мы представим лишь несколько из них.
Этап предварительно названный «Блиц-опрос». Для данного этапа была разработана страница (рис. 4). На данной странице был размещен материал для подготовки, а именно: представлены вопросы, на которые нужно дать короткий ответ в одно слово, затем нажав на кнопку «Проверить» можно проверить ответ на вопрос.
Рис. 4
Еще один этап «Где логика?». Для этого этапа также была выделена отдельная страница (рис. 5). На данной странице представлены правила этапа, а так же пробный вариант для подготовки к нему, а именно: иллюстративный материал и кнопки нажав на которые можно увидеть ответ.
Рис. 5
Так как мы приступили к разработке макета сайта, то материалы, представленные в нем и их вид, являются пробными. Созданный макет сайта был представлен на общей встрече с представителями Творческого союза учителей, которые в свою очередь оценили его и дали свои рекомендации по поводу его доработки.
Описные выше правила и принципы, помогут вам при создании сайта для поддержки интеллектуальной игры, а также их можно использовать и при создании любого другого сайта. Например, сайт мероприятия или, возможно, какого-то проекта. Мы же в свою очередь продолжим работу над разработкой и наполнением сайта, к предстоящей дистанционной интеллектуальной игре «Интеллектуальный кРОсс».
Важно учитывать возрастные особенности игроков, нормы СанПиН и основные правила, и принципы образования. Тогда сайт будет помощником и путеводителем для школьников.
Список литературы
- Бабаев А.Г. Создание сайтов [Текст] /А.Г.Бабаев. СПб.: Питер, 2013.
- Бужинская Н.В., Васильев Р.Ю. Основные этапы проектирования сайтов туристических компаний// Современные технологии в мировом научном пространстве. Сборник статей Международной научно-практической конференции 25 января 2016 г., Томск, 2016. С. 18-20.