Авторская программа дополнительного образования "Личность и история России в IX–XIX веке"

Разделы: История и обществознание, Дополнительное образование, Видеоурок

Классы: 10, 11

Ключевые слова: Программа внеурочной деятельности, конференция, дистанционное обучение


29 октября 2020 года в МБОУ «Гимназия № 2», действующей в статусе опорной школы Республики Коми, прошел муниципальный семинар «Как разработать авторскую программу». Семинар был организован в двух форматах: очно для работников организаций дополнительного образования г.Инты (Станция юных натуралистов, Центр внешкольной работы) и дистанционно (на платформе ZOOM) для специалистов общеобразовательных организаций и Методического центра МКУ «ГУНО». Мероприятие было подготовлено и проведено Селезневой Ольгой Михайловной, заместителем директора, учителем истории и обществознания МБОУ «Гимназия № 2».

Идея проведения семинара возникла в связи с тем, что специалисты опорной школы весной 2020 г. представили программы дополнительного образования на рассмотрение Республиканского экспертного совета для присвоения статуса авторских. Приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 10.06.2020 № 264-п «Об утверждении решения республиканского экспертного совета по результатам рассмотрения программ организации отдыха детей и их оздоровления в 2020 году и программ, претендующих на статус авторских» программам дополнительного образования «Личность и история России в IX–XIX веках» (автор - Селезнева Ольга Михайловна) и «Избранные вопросы тригонометрии» (автор - Колобова Светлана Айратовна) был присвоен статус авторских сроком на 3 года.

Так возникла идея поделиться опытом и познакомить педагогическое сообщество Инты с технологией разработки авторской программы.

В ходе семинара слушатели познакомились с многогранностью понятия «авторская программа», ее содержательной особенностью, отличительными признаками. Были затронуты вопросы целей и задач разработки такого образовательного продукта как авторская программа, проработан алгоритм ее создания, требования к разработке и содержанию, определяемые Положением об авторской программе (утверждено приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 19.06.2017 № 204-п «Об утверждении положений»), а также проанализированы типичные ошибки.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание дополнительной общеобразовательной – дополнительной общеразвивающей программы «Личность и история России в IX–XIX веках» (далее – Программа) разработано с учетом следующих документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 29.11.2018 № 52831).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 20.08.2014 № 33660).
  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, включая разноуровневые программы).
  • Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
  • Устав МБОУ «Гимназия № 2».
  • Лицензия МБОУ «Гимназия № 2» на образовательную деятельность.

Программа адаптирована с учетом особенностей учащихся МБОУ «Гимназия № 2». Специфика данной программы заключается в том, что она составлена на основе курса, рассчитанного на учащихся 11 классов и включает занятия, ориентированные на реализацию практических умений и навыков работы с исторической информацией при выполнении заданий повышенного и высокого уровня сложности. При этом актуальным остается интеграция общего и дополнительного образования.

Цель Программы – создание условий для формирования и развития творческих, познавательных, исследовательских, коммуникативных умений и навыков учащихся.

Содержание Программы соответствует:

  • достижениям мировой культуры, российским традициям;
  • современным образовательным технологиям, отраженных в принципах обучения;
  • формам и методам обучения;
  • методам контроля и анализу результатов деятельности ребенка;
  • средствам обучения.

Программа направлена на:

  • создание условий для развития личности подростка;
  • развитие мотивации личности подростка к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия подростка;
  • приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой реализации самореализации личности подростка, его интеграции в системе мировой и отечественной истории и культуры.

Цель Программы реализуется в следующих задачах:

Задачи

Результат по задаче

Педагогический контроль по задаче

1.

Образовательная:
приобретение дополнительных знаний о выдающихся исторических деятелях России с древнейших времен до к. XIX в.

Предъявление полученных знаний на итоговой конференции в виде стендовых докладов, буклетов, рефератов.

1. Входящий контроль для определения уровня знаний о роли исторических персоналий, в изучаемые  в рамках программы периоды.
Форма контроля: тестирование, собеседование.
2. Итоговое тестирование.

2.

Развивающая:
умение самостоятельно приобретать и применять знания по истории

1. Демонстрация умения самостоятельного анализа текстовых документов.
2. Формирование тетради-справочника по основным видам деятельности.
3. Создание проектных продуктов, посвященных отдельной исторической личности, изучаемой в рамках курса.

1. Проведение исторических коллоквиумов.
2. Анализ исторических документов с вынесением на коллективное обсуждение.
3. Предъявление тематических мини-проектов.
4. Анализ творческих работ учащихся (исторические сочинения).
5. Разбор точек зрения по исторической проблематике периода IX–XIX вв.

3.

Воспитательная:
воспитание патриотизма и гражданственности

Освоение национальных ценностей, традиций, культуры России через изучение исторических личностей. Данный результат находит отражение в творческих работах учащихся, предъявляемых на итоговой конференции

Выявления уровня развития гражданственности и патриотизма как социально-значимых ценностей, включая тестирование с привлечением педагога-психолога

Программа построена на основе принципа разноуровневости и предоставляет учащимся возможность освоения учебного содержания занятий с учетом их уровней общего развития, способностей и мотивации. Содержание и предлагаемые задания, предметный материал программы организован в соответствии со следующими уровнями сложности:

  • Базовый уровень (участие в постановке и решении таких заданий и задач, для которых необходимо использование специализированных предметных знаний).
  • Высокий (продвинутый) уровень (участие в постановке и решении таких заданий и задач, для которых необходимо использование сложных, специализированных предметных знаний).

Критериальные подходы к реализации разноуровневой программы:

  • разработка индивидуального маршрута для учащихся (Приложение 6);
  • использование сетевых форм взаимодействия;
  • внедрение гибких учебных форм (игры, групповая творческая работа, проектный и исследовательский методы);
  • работа с одаренными детьми (результаты работы размещаются и актуализируются на официальном сайте МБОУ «Гимназия № 2» в разделе «Работа с одаренными детьми»).
    http://frschool.ucoz.ru/index/nauchno_issledovatelskaja_dejatelnost/0-180

2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Возраст учащихся

17-18 лет

Общее количество часов в год

70  часов

Периодичность проведения занятий

2  раза в неделю

Продолжительность одного занятия

45 минут

Нормы наполнения группы

10 - 12 человек

Вид организации учебно-воспитательного процесса

групповая

Форма организации учебной деятельности

кружок

Вид группы

профильная

Особенности набора

по индивидуальному запросу

3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Развитие творческих, исследовательских, коммуникативных навыков учащихся, формирование информационной базы (накопительной папки) по спорным вопросам российской истории; демонстрация учащимися полученных навыков на ученических конференциях, при создании творческих мини-проектов, буклетов, исторических справочников, написание исторического сочинения, работа над текстами, работа с исторической картой.

Планируемые результаты освоения программы:

I. В личностном направлении:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

II. В метапредметном направлении:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с учащимися, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Регулятивные УДД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную.

Познавательные УДД: умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации, добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные УДД: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

III. В предметном направлении:

  • способность широко применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
  • умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
  • умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

4. ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Вид
контроля

Цель контроля

Содержание

Форма

1.

Входящий контроль

Определение уровня знаний по теме «Русские правители с древнейших времен до конца XIX века»

Решение тестовых и теоретических задач

Тестирование с элементами теоретического задания

2.

Тематический контроль

Определения уровня сформированности умений анализа материала

Работа с текстовыми историческими документами

Практическая работа (текст, карта)

3.

Текущий контроль

Определение уровня навыков исследовательской деятельности

Написание исторического сочинения по периодам истории России

Исторические сочинения

4.

Итоговый контроль

Определение уровня роста творческих, исследовательских, коммуникативных навыков

Выступление с докладами по заданной тематике

Защита проектов

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования, портфолио, фото, отзывы детей и родителей, свидетельство (сертификаты, дипломы,  грамоты).

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, открытое занятие, отчет итоговый, пополнение ученического портфолио, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю, фестивали конференции, конкурсы.

Формы аттестации: диагностика результатов работы по программе связана с демонстрацией достижений учащихся (создание банка данных исторических сочинений, навыки работы с картографическим материалом. Главный показатель – личностный рост учащихся, их творческих способностей. Подведение итогов реализации программы проводится в форме конференции в рамках группы.

Приложение 1. Диагностическая карта

5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН

Наименование разделов/тем

Количество часов

всего

теория

практика

1

Великие Рюриковичи

50

25

25

2

Великие Романовы

20

10

10

Итого

70

35

35

6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Обобщенные принципы включения материала в содержание программы:

  • принцип широкого доступа (материал предлагается в различных формах и типах источников: в печатном и электронном виде);
  • принцип «Шесть типов диагностики» (предусматривается диагностика индивидуальных особенностей учащихся, отражающих уровень психофизического развития, мотивированности, интеллектуального развития, эрудиции в отношении общих знаний и содержания программы, освоения компетенций, сформированности информационной и функциональной грамотности). Инструментарий для проведения диагностики отбирается педагогом-психологом.
  • принцип множественности методов;
  • принцип доступности проб (вне зависимости от того, на каком уровне находится учащийся изначально, он имеет возможность получить доступ к заданиям любого уровня и осуществить пробу его решения). Данный принцип  эффективен при разработке индивидуальных маршрутов учащихся, при организации групповой работы и формировании навыков наставничества у учащихся.

Название раздела, содержание

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Раздел 1. Великие Рюриковичи
Тема 1. Киевская Русь
Влияние личности на историю. Призвание варягов. Норманнская и антинорманнская теории. Время первых русских князей. Принятие христианства – основа для укрепления княжеской власти. Спорные вопросы периода становления государства ДРГ.
Тема 2. Эпоха феодальной раздробленности
Борис и Глеб – великие святые церкви. Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый. «Русская правда». Правление Владимира Мономаха. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Александр Невский. Борьба Тверского и Московского княжества. Иван Калита. Дмитрий Донской. Спорные вопросы периода раздробленности.
Тема 3. Русь неделимая, единая, долговечная
Создание Московского государства. Иван III, Иван IV. Смутное время. Спорные вопросы периода централизации.

50

25

25

2

Раздел 2. Великие Романовы
Тема 1. Путь к абсолютизму
Государь Михаил Федорович. Государь Алексей Михайлович. Царь Федор, царевна Софья. Поворот на Запад. Регентство Софьи. Петр Великий и его преобразования. Спорные вопросы периода формирования самодержавия в России.
Тема 2. Эпоха дворцовых переворотов
Сущность дворцовых переворотов. Правитель эпохи переворотов и особенности их царствования. Влияние эпохи дворцовых переворотов на российскую историю
Тема 3. Эпоха самодержавных преобразований
Россия в XIX веке. На пути к реформам и модернизации. Спорные вопросы истории России XIX века.

20

10

10

Итого:

70

35

35

Приложение 2. Календарно-тематический план

7. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел, тема

Форма проведения занятия

Дидактический материал, оснащение

Формы подведения итогов

1.

Раздел 1. Великие Рюриковичи
Тема 1. Киевская Русь
Влияние личности на историю. Призвание варягов. Норманнская и антинорманнская теории. Время первых русских князей. Принятие христианства – основа для укрепления княжеской власти
Тема 2. Эпоха феодальной раздробленности
Борис и Глеб – великие святые церкви. Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый. «Русская правда». Правление Владимира Мономаха. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Александр Невский. Борьба Тверского и Московского княжества. Иван Калита. Дмитрий Донской.
Тема 3. Русь неделимая, единая, долговечная
Создание Московского государства. Иван III, Иван IV. Смутное время.

Семинары, анализ документов, групповая проектная работа, лекция

Карты по истории Древней Руси, периоду феодальной раздробленности, Московского государства.
Карточки с заданиями. Проектные задания. Клише для написания исторического сочинения

Опорная лекция, проблемное задание, презентация, историческое сочинение, проект, письменный анализ документов

2.

Раздел 2. Великие Романовы
Тема 1. Путь к абсолютизму
Государь Михаил Федорович. Государь Алексей Михайлович. Царь Федор, царевна Софья. Поворот на Запад. Регентство Софьи. Петр Великий и его преобразования
Тема 2. Эпоха дворцовых переворотов
Сущность дворцовых переворотов. Правитель эпохи переворотов и особенности их царствования.
Тема 3. Эпоха самодержавных преобразований
Россия в XIX веке. На пути к реформам и модернизации.

Анализ документов, групповая проектная работа, лекция

Карты по истории России XVII–XIX вв.
Карточки с заданиями. Проектные задания

Опорная лекция, проблемное задание, презентация, историческое сочинение, проект, письменный анализ документов

Пример методической и дидактической обеспеченности программы приведен в Приложение 3 (закрепления материала по занятиям 48–51). Аналогичные блоки заданий разработаны по всем историческим периодам, связанных с правителями IX–XIX вв. При проведении занятий широко используются интернет-ресурсы, список которых приведен в разделе 10 настоящей программы.

Приложение 5

8. ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В МБОУ «Гимназия № 2» созданы достаточные условия для реализации Программы. Занятия проводятся в учебном кабинете истории, в котором обеспечена комфортность условия для реализации программы. Кабинет оборудован ученической мебелью, соблюдается температурный режим (Приложение 4).

1. Карты по истории России IX–XIX вв. (в электронном формате);

2. Атласы, контурные карты по истории России IX–XIX вв.;

3. Портреты исторических деятелей России IX–XIX вв.;

3. Компьютер (ноутбук);

4. Проектор;

5. Видеоматериалы портала ИСТОРИЯ.РФ

Перечень периодов для написания исторического сочинения (практические занятия):

1. 862 – 912 гг.

11. 1359 – 1389 гг.

21. 1682 - 1689 гг.

2. 912 – 945 гг.

12. 1389 – 1425 гг.

22. 1689 - 1725 гг.

3. 945 – 972 гг.

13. 1425 – 1462 гг.

23. 1725 – 1762 гг.

4. 980 – 1015 гг.

14. 1462 – 1505 гг.

24. 1762 – 1796 гг.

5. 1019 – 1054 гг.

15. 1505 – 1533 гг.

25. 1796 – 1801 гг.

6. 1054 - 1113 гг.

16. 1533 – 1584 гг.

26. 1801 – 1812 гг.

7. 1113 - 1132 гг.

17. 1547 – 1565 гг.

27. 1812 – 1825 гг.

8. 1132 – 1236 гг.

18. 1598 – 1613 гг.

28. 1825 – 1855 гг.

9. 1237 – 1243 гг.

19.  1613 - 1645 гг.

29. 1855 – 1881 гг.

10. 1325 – 1340 гг.

20. 1645 - 1682 гг.

30. 1881 – 1894 гг.

9. МЕТОДИЧЕСКОЕ И НОРМАТИВНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Концепция развития дополнительного образования, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

  1. Анисимов Е.В. Время Петровских реформ.  – Л., 2003.
  2. Анисимов Е.В. Женщины на российском престоле. – СПб., 2000.
  3. Борисов Н.С. Что я знаю об истории своей Родины. — М., 2006.
  4. Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. – М., 1991.
  5. Воскобойников В.М. Завет Кирилла и Мефодия. — М., 2010.
  6. Вронский Ю.П. Рассказы о Древнем Новгороде. — М., 2008.
  7. Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории. Русские земли в XIII-XV вв. — М., 1988.
  8. Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. – М., 1992.
  9. Иванов В.Д. Повести древних лет. — М., 2013.
  10. Карпов А.Ю. Православные святые и чудотворцы: Древняя Русь. Московская Русь. Российская империя. — М., 2005.
  11. Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси. – Л., 2000.
  12. История государства Российского. Хрестоматия: Свидетельства. Источники. Мнения. – М., 2006.
  13. История внешней политики России: Вторая половина XIX века – М., 1997.
  14. Каргалов В.В. Конец ордынского ига. – М., 1995.
  15. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства. XVIII–XIX вв. – СПб., 2001.
  16. Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты. – М., 1997.
  17. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси: IX – первая половина X вв. – М., 2008.
  18. Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII века. – Новосибирск, 1997.
  19. Федоров В.А. Декабристы и их время. – М., 2002.
  20. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. (X–XVII вв.). – М., 1990.
  21. Шмидт С.О. У истоков российского абсолютизма: Исследования социально-политической истории времени Ивана Грозного. – М., 1996.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. http://www.wco.ru/icons/ — виртуальный каталог икон [Дата обращения 01.09.2019].
  2. http://www.booksite.ru/enciklopedia/ — древнерусская жизнь в картинках [Дата обращения 01.09.2019].
  3. http://rublev.voskres.ru/ — иконы Андрея Рублёва [Дата обращения 01.09.2019].
  4. http://statehistory.ru — история России [Дата обращения 01.09.2019].
  5. http://www.temples.ru/ — проект «Храмы России» [Дата обращения 01.09.2019].
  6. http://radzivil.chat.ru/ — Радзивилловская летопись с иллюстрациями [Дата обращения 01.09.2019].
  7. http://history.sgu.ru/ — российская история в зеркале изобразительного искусства [Дата обращения 01.09.2019].
  8. http://www.avorhist.ru/ — Русь Древняя и Удельная [Дата обращения 01.09.2019].
  9. http://www.hist.msu.ru — сайт исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова [Дата обращения 01.09.2019].
  10. http://www.eliseev.ru/istor/h020.htm — книги по истории России [Дата обращения 01.09.2019].
  11. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html — исторические источники в Интернете [Дата обращения 01.09.2019].
  12. http://www.world-history.ru/thisday.phtml — статьи по истории России и всемирной истории [Дата обращения 01.09.2019].
  13. http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm — сайт материалов по отечественной истории [Дата обращения 01.09.2019].
  14. http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/index.html — Геосинхрония: атлас всемирной истории [Дата обращения 01.09.2019].
  15. http://history.tom.ru — история России от князей до наших дней [Дата обращения 01.09.2019].
  16. http://kontur-map.ru — контурные карты по географии и истории. 5—10 классы [Дата обращения 01.09.2019].
  17. http://www.lectures.edu.ru — лекции по истории для любознательных [Дата обращения 01.09.2019].
  18. http://www.krugosvet.ru — онлайн-энциклопедия «Кругосвет» [Дата обращения 01.09.2019].
  19. http://www.shpl.ru — сайт Государственной публичной исторической библиотеки [Дата обращения 01.09.2019].
  20. http://www.hronos.km.ru — исторический сайт «Хронос» [Дата обращения 01.09.2019].
  21. http://www.world-history.ru/thisday.html — статьи по истории России и всемирной истории [Дата обращения 01.09.2019].
  22. http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm— сайт материалов по отечественной истории [Дата обращения 01.09.2019].
  23. http://www.knsuvorov.narod.ru — сайт, посвящённый А.В.Суворову [Дата обращения 01.09.2019].
  24. http://www.emelyan.ru— сайт, посвящённый Е.Пугачёву [Дата обращения 01.09.2019].
  25. http://www.syw-cwg.narod.ru — сайт, посвящённый истории Семилетней войны 1756—1762 гг. [Дата обращения 01.09.2019].
  26. http://rulex.ru — русский биографический словарь [Дата обращения 01.09.2019].
  27. http://www.history.pu.ru/elbib — онлайн библиотека исторического факультета СПбГУ [Дата обращения 01.09.2019]