Цель: раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств.
Задачи:
- формировать умение различать понятие друг, знакомый, приятель и товарищ;
- выделить факторы, которые способствуют дружбе;
- выделить факторы, которые могут помешать продолжению дружбы;
- потренировать навык знакомства
- воспитывать культуру чувств.
Продолжительность: 1 урок, 45 минут.
Класс: 6 класс.
Подготовка: учащиеся размещаются по группам за столы по 4-5 человек.
Необходимые материалы:
- карточки со словами: ДРУГ, ТОВАРИЩ, ЗНАКОМЫЙ, ПРИЯТЕЛЬ.
- распечатанные тексты ситуаций для каждой группы.
- игра «Падающая башня».
1. Притча: Стая волков и три охотника [1]
Ведущий предлагает начать сегодняшнее занятия с притчи. В конце рассказа притчи просит учащихся ее закончить. Выслушивает разные варианты и в завершении читает «оригинальный» текст.
«В волчьей стае Старый Вожак решил назначить себе преемника. Он подошел к самому смелому и сильному Волку и сказал:
- Я старею, поэтому назначаю тебя Новым Вожаком стаи. Но ты должен доказать, что достоин. Поэтому возьми лучших Волков, сходи на охоту и добудь еды на всю стаю.
- Хорошо, - сказал Новый Вожак и ушел с 6 волками на охоту. И день его не было. И вечер его не было. И когда наступила ночь, стая увидела 7 волков, гордо несущих добытую еду. Все были цели и невредимы.
- Расскажи мне, как все было, - попросил Старый Вожак.
- О, это было легко. Мы искали добычу, а потом увидели 10 охотников, идущих с охоты с добычей. Мы напали на них, разорвали в клочья, а добычу взяли себе.
- Молодец. Завтра пойдешь еще раз.
На следующий день 6 волков и Новый Вожак опять пошли на охоту. И день их не было. И вечер. И ночь. И утро. И вот лишь на днем на горизонте показался 1 истощенный волк. Это был Новый Вожак - весь в крови, с изодранной шерстью, хромой и еле живой.
- Что случилось? - спросил Старый Вожак.
- Мы зашли далеко в лес и долго искали добычу и увидели троих охотников, идущих с охоты с добычей. Мы напали на них, но они оказались сильнее нас. Они убили всех моих воинов, я кое-как смог спастись.
- Но как же так?! - удивился Старый Вожак, - Вчера вы с легкостью победили 10 охотников, а сегодня не смогли справиться с тремя?!?!
- Да, но вчера это была просто группа из 10 охотников, а сегодня это были 3 лучших друга.»
Ведущий: Итак, сегодня мы свами поговорим о Дружбе.
2. Друг, товарищ, приятель, знакомый - описание
Ведущий: «А у меня несколько тысяч друзей Вконтакте», - хвастается одноклассник. Так ли это? Можно ли всех людей из своего окружения назвать друзьями?
Дать возможность учащимся дать самим определение понятий. (лист бумаги и карточки: ДРУГ, ПРИЯТЕЛЬ, ЗНАКОМЫЙ, ТОВАРИЩ).
Информация для ведущего:
- Друг - человек, близкий по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться.
- Товарищ - человек, близкий по роду деятельности, занятий, по условиям жизни и т.п. и связанный общностью взглядов.
- Приятель - человек, с которым сложились хорошие, простые, но не очень близкие отношения.
- Знакомый - человек, с которым доводилось встречаться и сложились отношения чуть ближе, чем просто посторонний человек, с которым есть какие-то общие дела.
Друг - это всегда надежный человек, который не оставит вас на произвол судьбы в трудную минуту. Друзья проверяются временем и поступками, а еще разницей отношений к вам, и к иным другим.
Поэтому знаковым отличием знакомого от друга можно считать отсутствие безвозмездной взаимовыручки и психологической поддержки в трудные минуты жизни.
С другом все понятно. А вот приятель и знакомый? Чем они отличаются друг от друга? Приятель - это тот человек, с которым вы видитесь редко, общаетесь мило, делить и обсуждать почти нечего, но с ним приятно поболтать. А со знакомым порой просто достаточно поздороваться.
3. Ситуация с мальчиком на перемене
Ведущий: Давайте попробуем проанализировать следующую ситуацию. «На перемене Кирилл обычно стоит около стенки в одиночестве. Ему кажется, что в школе одни задиры, только и ищущие возможности над ним поиздеваться, поэтому завести друзей не получится. «Мне и так хорошо, не нужны мне никакие друзья», - думает Кирилл. Он смотрит по сторонам и видит, что другие дети общаются, шутят, смеются. Кирилл убеждает себя, что его это не интересует, но на самом деле все совсем не так, трудно постоянно быть одному».
А как вы бы поступили на его месте? (учащиеся предлагают варианты)
4. Какие факторы помогают людям подружиться? [2]
Ведущий предлагает учащимся назвать факторы, которые помогают подружиться людям между собой. Записывает на доске с пояснением:
- Общие интересы (важно, чтобы было о чем поговорить).
- Свободное время на друзей (важно проводить с друзьями время).
- Понимание друга.
- Внешний вид.
- Общие взгляды или ценности (должны совпадать).
5. Приемы общения. Упражнение: Знакомство в разных ситуациях (сценки)
Ведущий: А как сделать первый шаг к знакомству? Предлагается подготовить сценки и проиграть с комментарием.
Ситуация 1. Познакомиться с группой ребят на улице, которые грают в футбол. (подказки: Можно мне с вами? Вам еще один игрок не нужен? Не возражаете. Если поиграю с вами? + меня зовут…
Ситуация 2. Рядом с тобой на перемене сидит школьник. Видишь, что он скучает. Как познакомиться. (подсказки: Привет. Я..., а как тебя зовут?... Рад знакомству)
Ведущий: О чем можно поговорить? Набросайте темы и первые фразы.
(подсказки: погода, занятие, события в школе, путешествия. дом. животные, планы. Видеоигры) Здорово. Что нет дождя сегодня. Как тебе математика, олимпиада? Смотрел…, Что делаешь по выходным?
Ситуация 3. В столовой. Ребята сидят болтают. Хочется тоже высказаться. Как это сделать? (подсказка: подожди паузу и скажи громко)
6. Упражнение «Башня». Доставить башню и предложить по одному вытаскивать дощечки
Ведущий: Иногда сложно сохранить дружеские отношения. Давайте посмотрим, что же влияет на дружбу и может ее «разрушить». Предлагаю по одному из каждой команды подойти к башне и вытащить дощечку с причиной.
Причины: обижать и унижать других, хвастаться, заставлять играть других по своим правилам, критиковать, обманывать, говорить только о себе, дразнить и высмеивать, говорить неприятные вещи за спиной, перебивать на полуслове, менять себя, чтобы вписаться в компанию, обвинять в неудаче друзей, бросать одного друга ради другого и др.
Почему же башня рухнула? Так и наша дружба: очень хрупкая и легко может сломаться. Выстраивать отношения очень долго, а разрушить можно за одно мгновение.
7. Это интересно [3]
Недавнее исследование Канзасского университета показало, что для перехода от знакомства к дружбе требуется около 50 часов общения, дополнительные 40 часов, чтобы стать хорошим другом, и в общей сложности 200 часов, чтобы стать другом близким.
8. Рефлексия
Что нового вы узнали? Что вам запомнилось? Что будете использовать в своей жизни? О чем хотели бы еще узнать?
Список литературы
- Три лучших друга. - Текст: электронный // https://pritchi.ru/: [сайт]. - URL: https://pritchi.ru/id_8705?cookie_control=1 (дата обращения: 05.09.2024).
- Красовский Сергей «Как легко и просто находить друзей?! «Онлайн - тренинг общения для подростков / Сергей Красовский. - Текст: электронный // https://dzen.ru/video: [сайт]. - URL: https://dzen.ru/video/watch/6469d1374781403558f6db2c (дата обращения: 05.09.2024).
- Баталова, Таисия. Сколько нужно часов, чтобы стать друзьями? / Таисия Баталова. - Текст: электронный // https://www.gq.ru/entertainment: [сайт]. - URL: https://www.gq.ru/entertainment/stat-druzyami (дата обращения: 05.09.2024).