Творческий проект "Экосумка"

Разделы: Технология

Класс: 8


Проект выполнила
учащаяся 8 класса
МАОУ «Средняя школа №5»
Низамутдинова София

Руководитель проекта
Учитель технологии МАОУ «Средняя школа №5»
Жилякова Ф.М

Введение

Экологический вопрос во вселенском масштабе уже не одно поколение волнует. Что же останется после нас?! Можно много говорить с высоких трибун, критиковать о том, что мало делается по вопросу утилизации предметов цивилизации. А все намного проще, надо начать с себя! Надо отказаться от использования пластиковых пакетов.

На выбор темы проекта меня натолкнуло большое скопление одноразовых пакетов, которые скопились в нашем шкафу. А что, если сшить сумку из ткани и ходить с ней за покупками? Это экономия семейного бюджета и защита окружающей среды. С точки зрения экономии бюджетных средств, то посчитать не сложно: если в неделю покупать продукты, например, 3 пакета х 15.00 = 45.00 рублей, в году 52 недели х 45.00 рублей = 2340 рублей. К этой сумме можно прибавить мусорные пакеты. Это приличная сумма, которую мы выбрасываем просто в мусор. А с экологической стороны – пакеты разлагаются в земле 100-200 лет. Так что мое решение – сшить тканевую многоразовую сумку!

Актуальность проблемы мировая. Хотя наш город считается чистым, но проблема существует. Особенно в лесных зонах. Жители города часто свой мусор оставляют в лесу. В зоне контейнеров сбора бытового мусора можно установить баки для сбора пакетов, затем их отправить на переработку. Ведь есть опыт других стран, которые решают эту проблему. Или же вообще отказаться от распространения пластиковых пакетов в торговых точках. Так поступили более 40 стран мира. Оказывается, все мы, вместе взятые жители планеты Земля, используем в год 4 триллиона пакетов. Целые острова из мусора дрейфуют в океане, в больших городах проблемы со свалками, где поджигают мусор и ветер несет продукты горения в жилые кварталы. Стоит задуматься!!!

Цель: разработать модель и сшить тканевую сумку.

Задачи:

  • подобрать необходимые материалы, инструменты;
  • подобрать отделку;
  • сшить сумку;
  • изучить историю появления сумок;
  • провести социологический опрос среди учащихся.

I. Поисково-подготовительный этап

1.1. Опорная схема размышлений.

1.2. Разработка идей проекта и выбор оптимального варианта.

1 идея – сумка – майка, выполненная из синтетической ткани полиэстера;

2 идея – сумка, выполненная из х/б ткани с аппликацией;

3идея – сумка, выполненная из х/б ткани в технике «Лоскутное шитье». Идей много, но оптимальным будет сумка №1, выполненная из полиэстера, так как хорошо стирающаяся и быстро сохнущая. Она уместиться в любой дамской сумочке.

1.3. История сумок.

Как предмет для ношения необходимых вещей, история возникновения сумки уходит в древние времена. Изначально в хорошо выделанную большую шкуру складывали свой нехитрый скарб еще первобытные люди, и, завязав сверток, цепляли его на палку, чтоб легче было нести. Когда научились ткачеству, то вместо шкуры стали использовать холст, и это стало рождением первых котомок. (Приложение 1)

В древнегреческих мифах мы встречаем рассказ о Персее, который после поединка с Медузой Горгоной положил ее голову именно в сумку.

В 1992 году в австрийских Альпах археологи обнаружили мумию человека с кожаным «рюкзаком» за плечами. Исследования показали, что доисторическому путешественнику 5000 лет.

Изначально сумка была больше похожа на мешок, служила для перемещения тяжелых вещей и изготавливалась из кожи или холста.

Чтобы носить с собой деньги или всякую мелочь в Древней Греции использовали небольшие мешочки, которые прятали в складках тоги или привязывали к поясу. А в Африке в подобных сумочках хранили обереги, и сам мешочек считался магическим.

В Европе с ХІ века мужчины и женщины на поясах носили сумочки – laumonier (омоньер), своеобразные монетники для милостыни. А табак мужчины хранили в кисетах, которые уже стали элементами костюма. [1] (Приложение 2)

II. Технологический этап

2.1. Выбор материалов инструментов и приспособлений.

Мой выбор – это синтетическая ткань (полиэстер). По тактильным ощущениям полиэстер напоминает хлопок. Это синтетическое волокно способно при нагревании до 40 градусов сохранять свои свойства, поэтому стирать его рекомендуется в воде не выше этой температуры. Ткань характеризуется «охлаждающим» эффектом, устойчивостью к воздействию прямых солнечных лучей, что делает его незаменимым при солнечной погоде.

Полиэстер получают из полиамида – пластмассы, изготовленной на основе высокомолекулярных синтетических соединений, получаемых после переработки нефтепродуктов. В результате определенных химических процессов полиамид перерабатывают в полиэстеровые волокна, которые растягиваются до нужной прочности и плотности. Первый синтетический материал был создан еще в конце 19 века, а выпускать массово полиэстер стали только в 50-х годах прошлого века. Благодаря своему уникальному составу, он сейчас очень востребован у потребителей. Синтетическая ткань полиэстер – это оптимальное соотношение цены и качества. [2] (Приложение 3)

2.2. Инструкционная карта.

Технологическая последовательность изготовления сумки

2.3. Правила безопасности.

Техника безопасности при работе на швейной машине

  1. Перед работой удалите из изделия иглы и булавки;
  2. Проверьте прочность креплений иглы и лапки;
  3. Во время работы расстояние до машинки должно быть 10-15 см;
  4. Рядом с машинкой во время работы не должно находиться посторонних предметов;
  5. Руки при шитье должны быть на безопасном расстоянии от движущихся деталей машинки.

Техника безопасности при работе с ножницами

  1. Храните ножницы в футляре и в недоступном месте для детей;
  2. Во время работы не оставляйте лезвия ножниц открытыми;
  3. Не держите ножницы острыми частями вверх, а также не используйте их при ослабленном центральном креплении;
  4. При работе внимательно следите за направлением резки. Не режьте на ходу;
  5. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия

Техника безопасности при работе с иглами, булавками

  1. Храните иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т.д.), не оставляйте их на рабочем месте, ни в коем случае не берите иголку, булавки в рот и не вкалывайте их в одежду. Не оставляйте иголку и булавки в изделии;
  2. Используйте при шитье наперсток;
  3. Не используйте в работе ржавые иглы и булавки;
  4. Выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя;
  5. Куски сломанных иголок или булавок собирайте и выбрасывайте, завернув в бумагу;
  6. Посчитайте количество взятых булавок перед началом работы и количество булавок по окончанию работы, оно  должно совпадать.[3]

III. Исследовательский этап

3.1. Экологическое обоснование.

Я считаю, что мой проект должен иметь продолжение, надо вести разъяснительную беседу с учащимися. Провести акцию в школе с призывом отказаться от одноразовых пакетов для сменной обуви и заменить их специальными мешками или сумками из ткани. Для этого оформить в фойе школы плакаты с рисунками и фотографиями с разных уголков земли, что будет после нас, если не откажемся от пакетов! Весной с волонтерами нашей школы провести субботник по сбору мусора и пакетов. На кружках по технологии организовать изготовление тканевых сумок и провести ярмарку.

3.2. Социологический опрос.

В соцопросе участвовали 50 учащихся 7-х классов и вот что они ответили:на вопрос «Ваше отношение к полиэтиленовым пакетам?» (Приложение 4)

  • 95% опрошенных учащихся относятся положительно, ведь пакеты очень удобные и не могут обойтись без них в современном мире;
  • 5% относятся к ним отрицательно, так как пакеты засоряют окружающую среду.

На вопрос «Что выбрали бы вы, если бы предложили выбрать…?»

  • Пакет – 51%;
  • Бумажный пакет – 38%;
  • Сумка многоразовая – 11%.

На вопрос «Как вы поступаете с полиэтиленовыми пакетами?» ответили:

  • Выбрасывают – 75%;
  • Используют под мусор – 15%;
  • Используют многократно.

На вопрос «Как бороться с засильем полиэтилена?» ответили

  • как можно реже использовать пакеты – 81 %;
  • организовать сборы полиэтиленовых отходов – 12%;
  • открыть завод по переработке – 7 %.

На вопрос «Готовы ли вы отказаться от полиэтиленовых пакетов, зная какой вред она приносит?»

  • готов(а) отказаться – 67 %;
  • не готов(а) отказываться – 33%.

Вывод: надо доносить в массы о вреде полиэтиленовых пакетов, упаковок, бутылок, которые  наносят окружающей среде, может быть тогда, люди задумаются о серьезности данной темы.

IV. Заключение

4.1. Экономическое обоснование.

Я потратила всего 295 рублей на изготовление сумки, это во много раз меньше чем мы тратим на одноразовые пакеты, делая покупки в магазине. Так что надо задуматься всем об экономии!

№ п/п

Наименование

Количество

Цена

Сумма

1

Полиэстер

70 см

350-00

245-00

2

Нитки

1 шт

50-00

50-00

 

Итого

295-00

4.2. Самооценка проекта.

Я считаю, что мне удалось справиться с поставленной целью. В процессе изготовления сумки, у меня не возникло трудностей.

А еще я поняла, экосумка, выполненная своими руками — это практично и выгодно, и главное — она не наносит вреда окружающей среде! Отказавшись от использования вредных полиэтиленовых пакетов, я стану участником общего дела. Улучшу экологическую ситуацию на планете. Сохраню окружающую среду – ведь это важная задача нашего поколения. Каждое большое дело начинается с первого шага. Изменение человечества начинается с каждого жителя планеты. Давайте начнем с себя и изменим мир к лучшему!