Основные задачи Детской музыкальной школы - дать учащимся общее музыкальное развитие, сформировать их эстетические вкусы на лучших произведениях зарубежной, русской и современной классики, воспитать активных участников различных видов музыкального искусства - пропагандистов музыкально-эстетических знаний, расширить их музыкальный кругозор, художественный вкус, интеллект.
Ансамблевое музицирование играет особую роль в развитии профессиональных и личностных качеств музыканта.
Для образовательного процесса инструментальный ансамбль имеет ряд привлекательных качеств, выделяющих его из общего списка специальных дисциплин:
В профессиональном плане игра в ансамбле формирует исполнительские навыки, развивает музыкальные способности, в том числе тембровый и гармонический слух, ритмическое чувство, культуру звукоизвлечения, чувство формы, ощущение звуковой перспективы умение слышать себя и партнера, а также формирует человеческие качества: чувство взаимного уважения, такта, партнерства, самодисциплину.
Вопрос о том, что включать в репертуар, является главным и определяющим в деятельности любого коллектива.
От умелого подбора произведений зависит:
- Рост мастерства коллектива, перспективы его развития, все, что связано с исполнительскими задачами,
- Формирование мировоззрения исполнителей, расширение их опыта происходят через осмысление репертуара, поэтому высокая художественность того или иного произведения, предназначенного для коллективного исполнения, есть первый и основополагающий принцип в выборе репертуара. Особенно осторожно надо подходить к выбору репертуара в детском ансамбле.
Задача репертуара – неуклонно развивать и совершенствовать музыкально-образное мышление участников коллектива, их творческую активность, а также обогащать интонационный слушательский опыт, общественную «музыкальную память». Это возможно только через обновление и расширение музыкального материала.
Основным требованием к подбору музыкальных произведений в коллективе является их художественная и эстетическая ценность.
Одним из значительных источников формирования репертуара могут стать огромнейшие фонды классической музыки. Отличаясь глубиной содержания, произведения русской и зарубежной классики значительно обогащают художественный вкус, повышают интерес и потребности обучающихся. Классика – это проверенная временем, лучшая школа воспитания участников коллектива и слушателей. В выборе таких пьес нужно особенно внимательно изучить характер и качество инструментовки. Случается, к сожалению, что после небрежной или неудовлетворительной инструментовки пьесы теряют свои художественные достоинства, музыка с трудом узнается на слух. Необходимость тщательного отбора инструментовок вызвана и тем, что эти произведения хорошо известны широкой аудитории. С ними слушатели знакомы в самой разнообразной трактовке, в исполнении разных коллективов и музыкантов. Естественно, что каждое новое их исполнение вызывает не только повышенный интерес у слушателей, но и строгую взыскательность, «придирчивость». Выносить такие пьесы на суд слушателей можно поэтому лишь тогда, когда они не только технически хорошо отработаны, но и свидетельствуют об оригинальной творческой трактовке.
Другое и тоже весьма существенное требование, предъявляемое к исполняемому репертуару, – его доступность. Степень посильности репертуара для коллектива и каждого из его участников – один из основных факторов плодотворного функционирования детского ансамбля (оркестра), его роста и эффективности художественно-творческого развития учащихся. Отбираемые произведения должны отвечать в первую очередь требованиям доступности для восприятия. То есть, при выборе репертуара учитывается: возраст, общее развитие участников, круг знаний и представлений об окружающей действительности, уровень навыков восприятия музыки, степень отзывчивости на нее, понимание средств музыкальной выразительности. Репертуар должен быть доступен для исполнения.
Н.Раков «Мелодия» https://youtu.be/-N-GYsNEkgU
Также в основе формирования репертуара не последнее место занимает принцип заинтересованности. При подборе музыкальных произведений важно учитывать желания учащихся: решение воспитательных и учебных задач значительно облегчается, когда исполняемая пьеса вызывает интерес у детей. Очевидно, содержание музыкальных произведений должно отличаться яркостью музыкальных образов, быть увлекательным, эмоционально захватывающим. Руководитель должен постоянно поддерживать интерес к исполняемым произведениям, ставя перед участниками детского коллектива все новые художественно-исполнительские и познавательные задачи. Поэтому в репертуар нашего ансамбля я вношу свои обработки произведений, популярных среди детей - это музыка, написанная профессиональными композиторами для мультфильмов и спектаклей. Она вызывает большой отклик у юных музыкантов и их поклонников. См. видео:
- К.Хачатурян «Танец синьора Помидора» https://youtu.be/8cUASD7vBC8
- К.Хачатурян «Галоп» из балета «Чиполлино» https://youtu.be/_d1CVnmTdI8
- Н.Кочурбина «Мишка с Куклой» https://youtu.be/_kq22UX9gC0
- В другом исполнении https://youtu.be/f8Fv-EdlJmA
- Калинников «Журавель» https://youtu.be/pE6j-Kfagh0
Произведения, включаемые в репертуар коллектива, должны отличаться интонационной конкретностью музыкального языка, особой наглядностью художественных образов, выразительностью.
Так же для игры в ансамбле можно сделать возможным исполнение ярких, интересных и сложных сольных пьес, разложив такое произведения для исполнения ансамблем. В этом случае игра в ансамбле увеличивает исполнительские возможности.
Пример: видео С.Цинцадзе «Сачидао» https://youtu.be/UwjLtWfo0YY
Путь от простого к сложному в ансамблях музыкальных школ не всегда возможен, так как одни учащиеся заканчивают школу, а другие приходят в ансамбль….и что делать? Начинать все заново? Подбирая произведения и делая переложения, я учитываю взаимозаменяемость ребят.
Ансамбль в разные года бывает с разным составом, и что делать если двое из четырех участников заболели? Сам идешь с ребятами на выступление.
В целом так накапливается репертуарный багаж, соответствующих составу учеников, исполнительской манере, творческим задачам. Поэтому в репертуаре нашего ансамбля много произведений.
Итог: Репертуар детского ансамбля можно сделать очень разносторонним, ярким, интересным, используя
- оригинальные произведения для ансамбля виолончелистов (таковых не так много),
- качественные переложения, учитывающие исполнительский уровень ребят и возможность взаимозаменяемости,
- интересные музыкальные находки.
Мы предложим вашему вниманию новую пьесу для ансамбля виолончелистов (в оригинале это произведение для квинтета духовых и ударных) нашего современника Санкт-Петербургского композитора Вадима Бибергана «ГАЛОП» из Променад-сюиты.
Ссылки …процесс репетиции
г. Калининград 2020 сентябрь. Ирина Данченко