Принципы и подходы к созданию видеоконсультаций «Лайфхаки для родителей первоклассников» по содержанию курса математики системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями

Класс: 1

Ключевые слова: дистанционные технологии, дистанционное обучение


Создание видеоконсультаций определяется необходимостью поиска новых средств работы с родителями в условиях современного мира. На XXVII Всероссийской конференции «Практика развития: образовательные парадигмы и практики в ситуации смены технологического уклада» между докладчиками остро обсуждался вопрос об изменении работы учителя в нынешней ситуации смены технологического уклада. Генеральный директор АНО ДПО Открытый институт "Развивающее образование" А.Б.Воронцов, выступал на данной конференции с докладом «Цифровая трансформация развивающего обучения (образовательная система Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова) в современных условиях». По его словам: «Цифровая трансформация - это переосмысление содержания форм организации работы сотрудников (педагогов и др.) для их эффективного взаимодействия с учащимися и родителями за счет использования современных технологий, анализа данных и получения новых образовательных результатов» [4]. Одной из мыслей его выступления служила смена формы работы с родителями за счет использования современных технологий.

Исходя из выступления А.Б.Воронцова, мы можем утверждать о том, что одним из возможных вариантов современных форм работы с родителями, могут стать видеоконсультации в формате лайфхаков. Данная идея находит свое отражение в поступившем техническом заказе от МАОУ «СОШ №4» города Сосновоборск, Красноярского края - «Разработка серии видеоконсультаций «Лайфхаки для родителей первоклассников» по содержанию курса математики системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова».

Тема данного заказа сочетает в себе две формы современного взаимодействия между людьми: видеоконсультация и лайфхак. Видеоконсультация - это средство поддержания удаленной связи двух и более лиц по возникнувшим вопросам, где в роли субъекта, в нашем случае выступает учитель, соответственно объектом являются люди, заинтересованные в ответе на задаваемый вопрос. Ими могут быть как родители, так и коллеги. Видеоконсультация предполагает обратную связь между субъектом и объектами взаимодействия в форме: вопрос-ответ.

 Приведем пример возможной видеокосультации учителя с родителями. Предположим, что у родителей возник вопрос, касаемо выполнения задания по математике первого класса, учебника Э.И.Александровой. Приведем пример задания: «Возьми две любые банки и сравни их объемы. Покажи с помощью полосок или ниток, в каком отношении находятся объемы этих банок» [1, с.65]. Предполагаемый вопрос: «Для чего моему ребенку показывать при помощи полосок или ниток, в каком отношении находятся объемы этих банок?». Учитель, получая вопрос, записывает видео, в котором на доступном языке подробно отвечает на него, тем самым совершает психолого-педагогическое просветление. Родители, в свою очередь, могут посмотреть их в удобное время и открыть для себя новую информацию, которая им поможет при взаимодействии с детьми.

Поскольку длительные видео не отвечают потребностям людей, живущих в современном мире, создание видеоконсультаций в формате лайфхака будет являться решением проблемы длительных и не интересных лекций. В своей статье, доктор филосовских наук М.В.Мусийчук и кандидат технических наук А.П.Павлов, ссылаясь на Википедию, дают следующее определение термину лайфхак: «Лайфхак (life hack дословно переводится «взлом жизни») — хитрая уловка, позволяющая улучшить качество жизни, решить часто возникающую проблему или приспособиться к нестандартным условиям» [5].

Таким образом, мы получаем замену долгим и тяжелым на восприятие лекциям - короткими, насыщенными и деятельностными лайфхаками, которые позволяют найти ответ на интересующие вопросы и при этом самим попробовать решить возникающие проблемы.

Приведем примеры самых популярных вопросов, которыми наиболее часто задаются родители при изучении их детьми математики системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова: «Почему в 1 классе не используют числа при сравнении?», «Как решать уравнения без чисел?», «Как правильно объяснить ребёнку понятия именно в рамках программы Эльконина - Давыдова, чтобы не было расхождения со словами учитель?» и т.д. В соответствии с поступающими вопросами, планируется дальнейшая разработка лайфхаков для родителей.

В данный момент на основе родительских запросов, была разработана одна видеоконсультация в формате лайфхака: «Нить, связывающая ребенка с математикой». За основу данного лайфхака был взят вопрос одного из родителей: «Зачем на урок математики детей просят носить с собой нитки?».

Мы выделили следующую структуру лайфхака:

  1. Проблемный вопрос
  2. Пояснение основания вопроса учителем;
  3. Демонстрация выделенного способа действия (специфика системы РО);
  4. Творческое задание для заботливых родителей.

Для реализации своей проектной деятельности, ключевым ориентиром, мы выделили использование системно-деятельностного подхода. В.И.Гуружапов, ссылаясь на ФГОС, дает следующее определение: «Системно-деятельностный подход предполагает, в частности, переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся» [2, с.10]. Данный подход, мы предполагаем, использовать при создании лайфхаков, поскольку именно в нем отражена специфика курса современного обучения.

Говоря о системно-деятельностном подходе в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова, стоит выделить принципы, которые будут использованы в создаваемом продукте:

1. Принцип развивающего обучения. Талынзина Н.Ф. говорит о том, что идея Л.С.Выготского состоит в том, что обучение и развитие находятся в единстве, в свою очередь обучение опережает развитие, стимулируя его, опираясь на зону актуального развития. Отсюда следует, что обучение должно «ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития» [3, с.228]. Этот принцип является основополагающим для организации всего процесса обучения и педагогики в целом. Таким образом, используя данный принцип при создании своих лайфхаков, мы можем показать родителям, как устроен процесс обучения их детей, опираясь на их собственный опыт, что позволит им понять, как следует помогать своим детям, при этом, не возвращаясь к традиционной системе обучения.

Так, в созданном лайфхаке, этот принцип находит свое отражение во взаимодействии учителя с родителями. Субъект задается вопросом, на который объект должен попытаться ответить, основываясь на жизненном опыте и имеющихся знаниях. Далее, учитель организует деятельность, направленную на решение возникнувшего вопроса и предлагает родителям самим попробовать ответить на свой вопрос.

2. Принцип доступности. Подаваемый материал должен быть изложен на понятном языке. Педагогическая терминология адаптирована под целевую аудиторию. Данный принцип вытекает из рекомендаций педагогов к созданию лайфхаков (рис. 2). Реализацию данного принципа в созданном лайфхаке мы можем проследить, на примере того, как учитель объясняет способ, которым родители воспользовались в домашних условиях, во время сравнении величин при помощи посредника - нитки, тем самым они сами того не зная использовали способ опосредованного сравнения величин. То есть сравнения величин при помощи посредника. Что далее объясняется учителем на конкретном примере.

3. Следующий принцип - принцип связи теории с практикой: «Это принцип, ориентирующий педагога на необходимость гармоничной связи научных знаний и практики повседневной жизни, а также предупреждение недостатков, которые могут проявиться при отрыве теории от практики» [6].

На данном этапе работы, мы выдели три основных принципа, которыми, на наш взгляд, необходимо руководствоваться при создании видеоконсультаций в формате лайфхака, также следует обозначить, что этот список не является догмой. Посредством проб и ошибок данный перечень будет пополняться.

Подводя итог работы, хочется отметить, что некоторые начинающие педагоги не всегда могут ответить на все вопросы родителей, в силу своего малого опыта. Да и для опытных педагогов создаваемые лайфхаки могут быть полезены в качестве рекомендации родителям к просмотру. Потому, создание лайфхаков по математике является актуальным для родителей детей первого класса образовательной организации - заказчика, так и для родителей всех школ России, которые стоят перед вопросом выбора системы обучения для своих детей, или просто нуждаются в ответах на возникающие вопросы по содержанию изучаемых тем по математике.

Библиографический список

1. Александрова Э.И. Математика: Учебник для 1 класса начальной школы: В 2-х кн. Кн. - 11-е изд. перераб. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2012, - 157 с.: ил.

2. Педагогическая психология: учебное пособие для СПО / под ред. В.А.Гуружапова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 493 с.

3. Педагогическая психология: учебное пособие для СПО под ред. Н.Ф.Талынзиной. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.

4. Воронцов А.Б. «Цифровая трансформация развивающего обучения (образовательная система Д.Б.Эльконина– В.В.Давыдова) в современных условиях». Из доклада на  XXVII Всероссийской конференции «Практика развития: образовательные парадигмы и практики в ситуации смены технологического уклада» [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Z759Gn4OJvo

5. Мусийчук М.В., Павлов А.П. «Лайфхак» как форма интеллектуальной активности в современных интеллектуальных системах // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 1 [Электронный ресурс]. URL: http://mir-nauki.com/PDF/22PDMN116.pdf

6. Справочник по педагогике [Электронный ресурс]. URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/princip_svyazi_teorii_s_praktikoy/