В последнее время системой развивающего образования, у истоков которой стояли выдающиеся ученые В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, интересуется все большее количество школьных учителей, методистов, преподавателей педагогических институтов и университетов. Такой интерес вполне объясним, так как целевые установки системы Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова полностью соответствуют задачам модернизации российского образования [5]. Гуружапов В.А. раскрывает понятие развивающего обучения как полное научно-методическое и практически-организационное обеспечение учебного процесса начальной школы [2].
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [1].
С марта 2020 года возникла проблема перехода учащихся на дистанционное обучение в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией. Эту проблему подтверждает Воронцов А.Б. на XXVII Всероссийской конференции «Практики развития: образовательные парадигмы и практики в ситуации смены технологического уклада». Он говорит о том, что: «Нет на данный момент времени такой онлайн-платформы, которая обеспечивает эффективную деятельность обучающихся (как в классе) и содержательность образования системы развивающего обучения. Существующие платформы, в основном, нацелены на поддержание традиционной системы, поэтому необходимо создать такую онлайн-платформу, где учебная деятельность обучающихся будет осуществляться так же, как и в классе и соответствовать развивающему обучению". Учителя развивающего обучения при резком переходе на дистант фактически оказались без ресурсов (платформ), которые обеспечивали освоение предметного содержания системы РО.
На основании этой проблемы МБОУ «Гимназия № 7» г. Красноярска оформила технический заказ на разработку интерактивных заданий. С представителями образовательного учреждения было проведено интервью, в результате которого выяснилось, что основанием заказа послужил недостаточный объем методического сопровождения для учителей системы развивающего обучения и отсутствие времени у педагогов на разработку заданий.
Переход на использование интерактивных технологий сегодня немыслим без использования сервисов Интернета, которые активно используются в педагогической практике, поэтому широкое распространение в условиях пандемии получила такая интерактивная платформа как сервис LearningApps. По определению разработчиков LearningApps - это онлайн-приложение для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных заданий. Интерактивные задания предполагают наличие обратной связи с учеником по мере выполнения им заданий, а также возможность коррекции собственных действий по мере выполнения заданий [3].
LearningApss позволяет разработать множество упражнений для любого урока и для учащихся любого возраста. Для создания заданий на данной платформе предлагается несколько шаблонов разных видов, такие как: упражнения на классификацию, упражнения на нахождение пары, хронологическая линейка, простой порядок, ввод текста, сортировка картинок, викторина с выбором правильного ответа, заполнение пропусков, сетка приложений, аудио/видео контент, упражнения в формате «Кто хочет стать миллионером?», пазл «Угадай-ка», кроссворд, слова из букв, «Где находится это?», угадывание слов, скачки, игра «Парочки», оцените. Данные упражнения создаются онлайн и в дальнейшем могут быть использованы в образовательном процессе. Такой сервис универсален, им может пользоваться учитель по любому учебному предмету, интерпретировать готовые упражнения и создавать собственные, используя представленные шаблоны.
Для создания интерактивных заданий была проанализирована программа Александровой Э.И. по математике за 4 класс. Ведущей темой является «Нахождение площади у разных геометрических фигур». Тема сложна тем, что должны формироваться следующие предметные результаты по программе Э.И.Александровой:
- составлять формулы периметра и площади любого многоугольника (и прямоугольника в том числе) и использовать их при решении задач;
- использовать различные способы вычисления площади фигуры: прямоугольника, треугольника и других многоугольников;
- применять общий способ нахождения площади любых геометрических фигур;
- конструировать геометрическую фигуру (отрезок, ломаную, многоугольник, в том числе прямоугольник) с заданной величиной (длиной, в том числе периметром, площадью).
- упорядочивать величины: моделировать и разрешать реальные ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, наклейка обоев и др.) [4].
Были выделены дополнительные предметные результаты, которые, по нашему мнению, должны формироваться у обучающихся 4 класса:
- владеть способом вычисления площади различных геометрических фигур.
- составлять формулы нахождения площади прямоугольника, треугольника.
- использовать изученный геометрический материал при решении различных текстовых задач.
- изготавливать и использовать палетку для нахождения площади различных геометрических фигур.
По результатам анкетирования, целью которого являлось определение потребностей (запросов) учителей на разработку интерактивных заданий, были выделены типичные ошибки учащихся 4 класса в освоении темы «Площадь»: путают площадь с периметром, не понимают смысл палетки, ошибки в определении единицы измерения площади, ошибки при записи результата измерения площади (формулы), не владеют способом нахождения площади у разных геометрических фигур. Особые затруднения учащиеся испытывают в перекраивании многоугольников для нахождения их площади, поэтому необходимо разрабатывать большую часть интерактивных заданий, направленных на перекраивание многоугольников.
На основании запросов учителей и анализа программы было разработано несколько интерактивных заданий, направленных на формирование предметных результатов. Представим разработанные задания в системе РО.
Задание направлено на составление формулы площади разных фигур и ее использование при решении. Учащимся необходимо вычислить площадь каждой изображенной фигуры, подобрать подходящее решение и формулу, выбрав один вариант ответа (рисунок 1). Такое задание позволит ученикам закрепить способы нахождения площадей у геометрических фигур и применить их на практике при решении подобных заданий. Ссылка на задание: https://learningapps.org/display?v=ps2sittbn20
Рисунок 1. Скриншот задания из сервиса LearningApps
В представленном ниже задании (рисунок 2), учащимся необходимо соотнести формулы с соответствующей фигурой- это позволит им закрепить ранее изученные формулы и применить их при решении подобных заданий. Задание, направленное на применение общего способа нахождения площади у разных геометрических фигур и составление формулы фигур, относится к заданию базового уровня. Базовый уровень предполагает закрепление ранее изученного способа нахождения площади и характерно для учащихся ЗАР. Ссылка на задание: https://learningapps.org/display?v=pyefe3kwc20
Рисунок 2. Скриншот задания из сервиса LearningApps
В задании, скриншот которого представлен ниже, учащимся предлагается решить задачу, содержащую буквенные значения, которые в дальнейшем необходимо заменить числовыми значениями, и записать в пустую строку только полученный ответ (рисунок 3). Данное задание, направленное на применение изученного геометрического материала при решении различных текстовых задач, относится к повышенному уровню. Для повышенного уровня характерны задания с использованием сказочных чисел, букв вместо чисел в задачах, решение задач в несколько действий. Такое задание позволит закрепить освоенный способ нахождения площади и применить его на практике. Ссылка на задание: https://learningapps.org/display?v=peb7cokda20
Рисунок 3. Скриншот задания из сервиса LearningApps
Интерактивные задания, разрабатываемые на сервисе LearningApps, можно использовать учителям на уроках решения частно-практических задач в классе, используя разные формы работы: фронтальную, парную или индивидуальную. Можно проводить интеллектуальные викторины, конкурсы с использованием интерактивных заданий во внеурочное время. Учащимся предлагаются такие задания в качестве самостоятельной и домашней работы.
В дальнейшем будет продолжена работа над разработкой интерактивных заданий по теме «Площадь» для учащихся 4 класса, которыми учителя и учащиеся могут пользоваться.
Библиографический список
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. –31 с.
- Гуружапов В.А. Проблемы теории учебной деятельности детей младшего школьного возраста: Монография. — М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. — 240 с. — URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=371714.
- Использование онлайн-приложения LearningApps.org для поддержки учебного процесса. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://урок.рф/library/ispolzovanie_onlajnprilozheniya_learningappsorg_d_175100.html
- Математика: программа/ Э.И.Александрова. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://files.lbz.ru/authors/nsh/1/prog-alexandrova.pdf
- Методика развивающего обучения математике: учебное пособие для среднего профессионального образования / В.А.Далингер, Н.Д.Шатова, Е.А.Кальт, Л.А.Филоненко; под общей редакцией В.А.Далингера. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 297 с. — (Профессиональное образование).