Формирование читательской самостоятельности младших школьников в рамках требования ФГОС

Разделы: Литература

Класс: 2


В современной школе в основе успешного обучения приоритетное значение имеют формы работы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности, направленной на решение реальных жизненных задач. Стандарты ориентируют нас на то, что школа ответственна не только за знания, но и за формирование и развитие личности, за то, чтобы выпускник был готов к жизненному, личностному и профессиональному самоопределению.

В области регулятивных УУД выпускник начальной школы научится осуществлять самоконтроль и контроль некоторых этапов выполнения работы и полученного результата. Другими словами, работать самостоятельно.

Для формирования читательской самостоятельности я использую различные задания в рамках урока и внеурочной деятельности.

1. Тексты о писателях, художниках, путешественниках и т.п.

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского языка. Окончил Царскосельский лицей.

Путешествие в русскую литературу начинается в самом раннем детстве со «Сказок Пушкина», место действия которых всегда – Древняя Русь с её рублеными избами, боярскими палатами, высокими теремами, с куполами и маковками церквей.

Сам  Пушкин очень любил русские сказки и так отзывался о них: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Все сказки настолько хороши, сказочные образы написаны ярко и живо, что остаются с нами на всю жизнь. Пушкинские строчки зачастую всплывают в памяти сами собой. Пушкинские сказки не успевают наскучить, их постоянно хочется перечитывать.

Некоторые задания к тексту:

- Прочитайте, объясните с помощью словаря значения слов: маковки церквей, боярские палаты, высокие терема.

- Прочитайте текст, задайте вопросы по тексту

2. Лесенка слов

боль
болеть
больно
болезнь
больной
больница
больничный

весело
веселье
весёлый
веселиться
весёленький
развеселились

голубь
голубок
голубка
голубчик
голубятня
голубиный

болтун
болтать
болтушка
болтунья
болтливый
проболтаться

весна
веснянка
весенний
веснушки
веснушечка

болото
болотце
болотный
болотище
болотистый
заболоченный

корова
коровка
коровник
коровёнка
коровушка

котик
котята
котище
котёнок
котёночек

лапа
лапка
лапища
лапушка
лапчатый

Чаще используется для подготовки к чтению на уроках литературного чтения, русского языка. Некоторые задания:

- Прочитай. С помощью, каких частей слова образованы однокоренные слова?

- Прочитай. Назови части речи.

- Прочитай. Какая лесенка соответствует нашему уроку? И т.п.

3. Тексты о животных, о временах года, о природе

Слоны

Индии на слонах ездят по улицам. Слоны слушают даже маленького мальчика. Ребята с хворостинкой гонят их на речку купаться. Слоны работают в саду. Они валят деревья, перетаскивают брёвна и осторожно складывают в кучу. Домашние слоны помогают ловить диких слонов в джунглях. Слон мудрый. Он не причиняет зла людям.

Хлопчатник

Хлопчатник сеют там, где много солнца. В тени он погибнет. Цветёт хлопчатник один день. Утром на кустах увидишь белые цветы. Днём цветок хлопчатника розовеет. К вечеру он краснеет, а ночью вянет, потом на хлопчатнике растут плоды. Они похожи на маленькие зелёные коробочки. В них созревают семена. Семена покрыты белым пушком. Это хлопок. Хлопок растёт, вылезает из коробочки. Смотришь на него и думаешь, что это вата.

Самостоятельное чтение и работа с текстами может быть на различных уроках: окружающего мира, литературного чтения, русского языка и других. И задания разнообразные в зависимости от цели и задач урока.

4. Работа с фразеологизмами (крылатыми выражениями)

Вдохнуть жизнь.

Мутить воду.

Волк в овечьей шкуре.

- Прочитай. Объясни значение.

- Прочитай. Найди в словаре объяснение. Расскажи, как понял.

- Прочитай. В каких случаях можно использовать эти фразеологизмы?

Существует много разных видов работы по формированию читательской самостоятельности. Я назвала лишь некоторые. Каждый педагог имеет свой опыт работы. Читательская самостоятельность младших школьников формируется на каждом уроке при умелом руководстве учителя.